Сценарий урока физической культуры по теме "Волейбол"
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

В работе описывается сценарий урока по физической культуре на тему ""Волейбол Верхняя подача мяча" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_fizicheskoy_kultury_po_teme.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕМЕ

«Волейбол. Техника верхней прямой подачи мяча»

учителя физической культуры средней общеобразовательной школы №4

Сафиуллиной Резеды Сахиевны

Класс 7 Раздел Физическое совершенствование. Спортивно-оздоровительная деятельность. Спортивные игры

 Тема урока Волейбол. Техника верхней прямой подачи мяча

Тип урока Урок с образовательно-обучающей направленностью

Цель Освоение навыка владения техникой верхней прямой подачи мяча и формирование эффективного способа ее выполнения

 Задачи I.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. Создать представление о значении техники верхней прямой подачи в волейболе для успешной игровой деятельности 2. Продолжить освоение ведущих элементов техники верхней прямой подачи мяча.

II.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ 1Развивать ловкость, координацию движений. 2Способствовать формированию понятия значимости предлагаемых упражнений для организации здоровьесберегающей жизнедеятельности

 III ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 1. Воспитывать инициативность, взаимопомощь, дисциплинированность, ответственность. . 2 Содействовать повышению интереса к командно-игровым видам спорта.

Форма работы Фронтальная ,групповая, поточная, индивидуальная , словесная Метапредметная связь Физиология, математика, физика. Спортивный инвентарь и оборудование Волейбольные мячи на каждого обучающегося, волейбольная сетка, компьютер, учебник «Физическая культура. 5-7 классы» под ред. М.Я.Виленского, свисток, секундомер.

Планируемые результаты

Личностные

- владеть правилами поведения на уроке и правилами техники безопасности; - продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками; - проявлять активность, творчество, дисциплинированность, - формировать личностный смысл учения, - формировать способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Метапредметные

- умение определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности, - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль и коррекцию - уметь определять понятия , строить рассуждения, - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности - применять полученные знания и умения в познавательной и предметно - практической деятельности.

Предметные

- формировать навык владения волейбольным мячом и техникой верхней прямой подачи мяча - уметь выполнять двигательные действия с учетом эффективного способа выполнения - уметь выбирать нагрузку, соответствующую возможностям собственного организма - организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений и упражнений по развитию ловкости, - закрепление двигательного опыта - обобщение теоретически освоенного материала

Содержание урока

Учитель приветствует учащихся. Обращает внимание на равновесие и осанку. Проверяет присутствующих, выявляет отсутствующих. Напоминает о правилах работы и необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроке.

«Сегодня на уроке мы проведем систему рейтингового оценивания. За каждое выполненное задание вы получаете определенные баллы, которые суммируются и формируется ваш рейтинг на данном уроке. Для объективного оценивания индивидуальных достижений подсчетом вашего рейтинга будет заниматься ваш сосед слева. Знакомит с рейтинговой шкалой (приложение 1).

Актуализация знаний и опыта.

« Ребята , сегодня мы продолжаем изучение спортивной игры по теме « Волейбол». Чтобы успешно играть в волейбол, необходимо освоить ряд технических элементов. Некоторые из них вы уже знаете. Здесь на столе разложены картинки , на которых изображены те или иные технические элементы игры в волейбол. Вы должны правильно собрать их. Для этого разделимся на 4 группы. Учитель предлагает учащимся разделиться и подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением волейболистов, выполняющих тот или иной технический прием (приложение 2). На столе также лежат 4 листочка – карточки с заданием, перевернутых лицом вниз , на которых записаны технические приемы волейбола. Группы, путем жребия, разбирают эти листочки.

 Учитель дает задание учащимся: в течение 1 минуты каждая группа должна собрать те картинки, на которых изображен заданный для нее технический элемент. Например, для первой группы - собрать картинки с изображением верхней передачи мяча. Для второй группы – с изображением нижней передачи мяча, для третьей группы – с изображением нападающего удара и для четвертой- с изображением подачи мяча. Ребята, если вы все картинки собрали верно, то каждый получает по три балла. Кто скажет для чего нужен данный технический прием, может заработать еще три балла себе в рейтинг.

 Скажите, умеете ли вы играть в волейбол? С выполнения какого технического приема начинается игра в волейбол? (ответ – с подачи) Подача – это способ введения мяча в игру А если в команде собрались игроки не умеющие подавать мяч? Как не поданная подача влияет на результат ? (ответы детей)

 В волейболе подача это кратчайшая возможность заработать очко или затруднить прием сопернику так, что он с трудом может перебить мяч через сетку. Умеем ли мы выполнять подачу таким образом? Почему она не получается? Что для этого надо делать? Это и будет целью нашего урока. Что для этого нам нужно знать и уметь? Какие качества проявлять? Итак , кто хочет еще лучше овладеть техникой подачи мяча поднимите руки. Добавьте к своему рейтингу еще три балла. - С чего всегда начинается урок? (с разминки) Разминка играет важную роль в подготовке организма к выполнению нагрузок, а также разогревает мышцы, делая их более эластичными и подвижными.

Прежде чем начать урок проверим ЧСС . «Посчитаем , ребята , пульс за 10 сек. Внимание , начали. Умножаем на 6 и получим ЧСС в минуту. Хорошо! К уроку допускаются все. Освобожденным от урока дать задание: прочитать параграф учебника по теме «Волейбол. Подачи мяча.»

Напра-во! Нале-во! Кру-гом!

То же с закрытыми глазами

Дает установку на выполнение движения в ходьбе по заданию. А теперь мы с вами вспомним технику верхней и нижней передачи мяча и по свистку надо остановиться и выполнить имитацию верхней передачи , а по хлопку – имитацию нижней передачи. То же во время бега . Повторяет исходное положение для выполнения передачи, правильное расположение локтей и кистей рук Подает свисток. Добивается правильного выполнения имитационных движений во время ходьбы и бега, исправляет и корректирует ошибки. Напоминает о правилах техники безопасности во время ходьбы и бега. Для учащихся подготовительной медицинской группы – дает индивидуальное дозирование

Организует проведение упражнений на восстановление дыхания Через стороны руки вверх - вдох! Опустили руки – выдох. Организует самостоятельное проведение ОРУ учащимися в парах . Из колонны по одному в колонну по два налево - Марш!

Интервал и дистанция друг от друга 2-3 шага. Дает задание на самостоятельное проведение разминки в парах, при этом акцентирует внимание на последовательность выполнения упражнений и дозировку. Первые номера показывают упражнения для мышц рук и плечевого пояса, вторые номера – для мышц туловища и ног. Каждому показать по 4 упражнения. Кто правильно подобрал все упражнения, получают четыре балла себе в рейтинг. Кто показал 3 упражнения получают три балла и т.д.

Основной этап (25 мин)

Учитель организует построение учащихся в одну шеренгу. Создает проблему. «Ребята, как вы знаете, вся деятельность игроков на площадке построена на достижение результативных действий. Как вы думаете, к каким действиям относится подача мяча? Почему? Что будет с командой , если ее игроки не умеют выполнять подачу мяча?.Демонстрация обучающего видеофильма «Техника верхней подачи мяча». Адрес видеофильма в сети интернет: https://www.youtube.com/watch?v=Xvq_hk5Q7AU

 Что мы увидели? Что этот прием относится к атакующим действиям. Почему к атакующим? Чего может достичь команда при выполнении подачи мяча? Что нужно делать для достижения этого результата?? Учебная задача: показать и описать фазы данного технического приема . Каждой группе раздает листочки с заданием На одном листочке нарисованы фазы данного технического приема, на другом – их описание. Необходимо сопоставить рисунок с описанием и рассказать о фазах. Можете воспользоваться информацией , которая висит на стене (приложение 3 ). Вам дается для этого только одна минута.

Задача 2 . Освоение техники верхней прямой подачи мяча

Учащиеся, освобожденные от урока помогают учителю выдать инвентарь. Он объясняет технику изучаемого игрового приема, выявляет и устраняет типичные ошибки

Для правильного выполнения любой подачи требуется:

1. Занять правильное исходное положение

2. Правильно подбросить мяч

3. Ударить по центру мяча с определенной силой

4. Удар должен производиться твердой кистью, закрепленной в лучезапястном суставе.

5. После удара рука продолжает движение в направлении подачи.

Тактика подачи имеет основную задачу - ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников. 

Организует выполнение упражнений. Для учащихся подготовительной медицинской группы– дает индивидуальное дозирование. Напоминает о правилах техники безопасности во время выполнения упражнений в парах.

Вспомнить упражнения предыдущего урока

. 1) Из и.п. подбрасывание мяча вверх. Учащийся стоит в высокой стойке. Мяч подбрасывается над головой несколько впереди себя. После отскока берем его руками и повторяем упражнение

2) Из и.п. подбрасывание мяча и замах. Учащийся стоит в высокой стойке. Замах выполняется вверх - назад, прогибаясь и отводя плечо бьющей руки назад - вверх. На основе увиденного и изученного материала проверяем постановку руки на замах. Локоть бьющей руки должен быть выше уровня плеча. Теперь выполняют только первые номера, вторые наблюдают за правильностью выполнения. Вторые номера подошли к первым и указали на их ошибки, которые вы увидели. То же делают первые номера, когда вторые выполняют имитацию верхней подачи.

 3) Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом. Удар осуществляется чуть согнутой рукой несколько впереди себя, кистью (запястьем). Рука тянется в ту сторону, в которую была произведена подача. При этом мяч ловим подкидывающей рукой

Упр.3.И.п. – О.с.

1 – И.п. для выполнения верхней прямой подачи;

2 – имитация ударного движения.

Упр.4.И.п. – О.с.

1 – И.п. для выполнения верхней прямой подачи;

Имитация подбрасывания мяча (без удара).

Упр.5.Первый номер принимает и.п. для выполнения верхней прямой подачи (в.п.п.).

Второй встает сзади и кладет ладонь правой руки на ладонь отведенной  за голову руки партнера;

1 – первый номер начинает движение рукой вперед – вверх, второй оказывает сопротивление;

2 – И.п.

Упр.9.С волейбольным мячом.

И.п. – О.с.

1 – многократные подбрасывания в/м.

Упр.10.Упражнение в паре.

И.п. – 2 –ой номер стоит напротив и держит в/м на вытянутых вперед-вверх руках.

1 – первый делает замах;

2 – выполняет ударное движение по в/мячу.

4) Подача мяча на расстоянии 6 – 7 метров в стену . Первые номера выполняют подачу мяча в стену , контролируя себя в правильности выполнения техники верхней подачи по кинограмме или обучающему видеофильму. Очень важно, чтобы удар приходился по центру мяча. Вторые - выполняют верхнюю передачу мяча над собой, контролируя постановку рук на мяче, работу ног. Поменять местами учащихся 5) Подача в парах через сетку на расстоянии 4-6 метров (через сетку на меньшей высоте). Каждый кто выполнил не менее 3 подач через сетку, добавляет к своему рейтингу три балла, 2 подачи – два балла , 1 подача – один балл.

У кого так и не получается выполнить данное упражнение? Как вы думаете почему не получается? Не хватает силы удара. От чего зависит сила? Вспоминаем формулу .

 Сила – это масса , умноженное на скорость. F= m * V

Если нам надо увеличить силу , что для этого надо сделать? Массу мы не можем поменять, значит надо увеличить скорость. Увеличиваем скорость бьющей руки. Поэксперементируем, и попробуйте выполнить этот прием сначала с малой скоростью бьющей руки , а затем с максимальной. Что вы заметили?

6) 3 подачи мяча через сетку в парах , контролируя себя в правильности выполнения техники для увеличения силы удара. Добавьте к рейтингу то количество подач, которое у вас получилось.

7) Верхняя передача мяча в парах 8) Нижняя передача мяча в парах 9) Смешанные передачи мяча

Как вы думаете, какое физическое качество развивается при работе с мячом? (ловкость, координация) Необходимо ли нам данное физическое качество в повседневной жизни? Для чего? (ответы детей) Возможные варианты : для избежания травм, чтобы суметь среагировать эффективно и правильно на изменившуюся обстановку. Если данные качества достаточно развиты, организм приобретает особенный тонус, не позволяя различным неожиданностям застать себя врасплох. Происхождение слова "ловкость" восходит к слову "лов" – "ловить". Раньше от данного умения зависела способность рыболова или охотника добыть достаточное количество пищи.

Придумайте три упражнения для развития ловкости используя глагол ловить. Упражнения должны выполняться в парах и в движении.

 Делит класс на две команды .Команды выстраиваются парами на лицевой линии площадки. Расстояние между учащимися одной команды 2 метра.

 Организует проведение упражнений придуманных учащимися или по карточкам из приложения  в виде эстафет. Освобожденные от уроков учащиеся следят за правильностью выполнения упражнений. Каждому учащемуся придумавшему упражнение на развитие ловкости добавляется три балла.

Заключительный этап (8 мин)

Организует проведение игры на внимание. Игра на внимание: учащиеся расходятся по залу. По первому свистку учащиеся закрывают глаза и поднимают правую ногу и раскачивают ее вперед-назад. По второму свистку опускают ногу на пол и открывают глаза. По третьему - поднимают левую ногу и выполняют махи. Кто касается пола при потере равновесия стоя на одной ноге, тот проиграл. Если вы удержали равновесие в течение заданного времени , то прибавьте к своему рейтингу три балла. Построение учащихся в одну шеренгу по рейтингу и подведение итогов урока. Ребята , в течение всего урока вы набирали баллы за выполняемые упражнения. Кто набрал за урок 30 баллов становимся вперед . Далее 29 баллов . 28 баллов. 27 баллов. 26 баллов. 25 баллов. 24. 23. 22.21.20. и т.д. до 15 баллов. «Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали!» «На уроке была хорошая дисциплина». Организация заключительного контроля измерения ЧСС. Обобщает полученные на уроке сведения. Сегодня мы с вами узнали о значении верхней подачи мяча для успешной игровой деятельности, вы сами попытались понять, почему так важно выполнять этот прием правильно. «Понравилось ли вам на уроке?» «Что вызвало затруднения? Почему?» (ответы детей) Сегодня на уроке вы сами формировали свою оценку, зарабатывая баллы за различные виды деятельности. Все кто набрал 80% от тридцати баллов получают за урок оценку «5» . 70% - оценка 4 и 50% - оценка «3» Анализирует работу учащихся на уроке. Отмечает положительные результаты . Задает домашнее задание. Для закрепления пройденной темы урока даю вам творческое задание : придумать игру с использованием верхней подачи мяча. Для совершенствования физического качества силы – сгибание , разгибание рук в упоре лежа 3х15раз Благодарит учащихся за урок. «Спасибо за сотрудничество! До свидания!»

Приложение

Верхняя прямая подача

Базовым элементом подачи является согласование подбрасывания мяча одной рукой и удара по мячу другой (или той же) так, чтобы рука встретилась с мячом в удобном для удара положении.

Базовые элементы прямой верхней подачи - согласование движения подбрасывания мяча одной и ударного движения другой рукой, а также «навал» (поступательное движение) туловища на мяч в момент удара. В ударном движении принимают участия все части тела, начиная с тазобедренного сустава.

Техника выполнения.

И.п.- стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди , мяч в согнутых руках на уровне груди , ладонь левой руки снизу , взгляд направлен на площадку соперника. Правую руку занимающийся отводит для замаха назад, локоть направлен в сторону – вверх , туловище слегка прогибается .

  Движением левой руки  мяч подбрасывается  вверх над  головой и несколько вперед с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе бьющей руки вверх-назад за голову, туловище незначительно отклоняется назад и поворачивается  в сторону ударяющей руки( замах).  Разгибая опорную ногу, тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу.

   Выпрямляя руку, производится  удар ладонью со сжатыми пальцами. При выполнении удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе. Ударное движение производится ладонной поверхностью напряженной кисти.

 После удара кисть, сопровождая мяч, сгибается, рука опускается вниз.


D:\Users\Капленко Николай\Desktop\подача фазы.png

Возможные ошибки.

Подготовительная фаза.

1. Корпус излишне развернут влево (вправо).

2. Стопы развернуты в стороны.

3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением).

4. Плечо не отведено.

5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову.

6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.

Рабочая фаза.

1. Рука согнута в локтевом суставе или располагается слишком свободно.

2. Кисть расслаблена.

3. Удар по мячу выполнен неточно.

Завершающая фаза.

1. Корпус «завален» влево.

2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед.

3. Предплечье уходит влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Сценарий бинарного урока (физическая культура + английский язык) по теме «Enjoy Basketball» 5 а класса

Дата: 24.10.2014г.(УАЯ – учитель английского языка, УФК – учитель физической культуры, Д - дети)УАЯ.: Stand straight!УФК.: Ровняйсь! Смирно!УАЯ.: Good morning! Let’s remember the poe...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...