Исследовательская работа по теме: восстановительные процессы после мышечной нагрузки.
проект по физкультуре (9 класс)

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями и  спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx1023.93 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Восстановительные процессы после мышечной нагрузки

  Авторы:

Абитова Наталья,Шамаева Ксения

МБОУ СОШ№3,9 класс

г.Татарск, Новосибирской области.

                                                     Научный руководитель:

                                      Банникова О.Г.

                                                                            учитель высшей квалификационной     категории.

2019г.

Введение.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями и  спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

 Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

 Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

 Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

 С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.

 Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

Актуальность.

Восстановление нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) имеет большое значение  не только в спорте. Дело в том, что по мере роста подготовленности спортсмену нужна всё большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения функционального непрерывного совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение  капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления.

В наше время существенно изменились условия труда. Увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, использованием компьютеров, требующих от человека большого внимания, умения выполнять сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключаться от одних двигательных действий к другим.

Овладение сложнейшей боевой техникой, осуществление двигательных операций во время армейской службы (в настоящее время к службе в ВС привлекаются девушки), учебы в военных училищах также требуют от человека  отличной физической подготовки, Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем  воздействия на спортсмена. а также способности организма быстро восстанавливаться и быть готовому к последующей работе.

Проблема: что способствует быстрому восстановлению организма?

Гипотеза: более быстрому восстановлению организма,  после нагрузки, способствуют  физические упражнения.

Объект исследования: физиология физического воспитания в спортивной практике.

Предмет: процессы восстановления после утомления.

Цель: доказать, что период восстановления у тренированных проходит быстрее, чем у мало тренированных.

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические особенности организма в период  утомления.

2. Проанализировать физиологические особенности процесса восстановления.

3.Выявить внешние проявления мышечного утомления .

4. Экспериментально  доказать, что  скорость восстановительных  процессов зависит от степени физической подготовки.

Глава 1.

Средства, ускоряющие процессы восстановления в спортивной практике.

1.1 Физиологические особенности организма в период  утомления.

Утомление. При мышечной деятельности может возникать утомление, характеризующееся комплексом изменений в состоянии различных функций организма. Степень  выраженности этих изменений, в том числе чувства усталости, тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее была проделана работа.

Определение и основные показатели утомления.

Утомлением называется особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательных и вегетативных функций и их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости. Это состояние имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха.

1.2Внешние проявления мышечного утомления разнообразны.

Они зависят от характера выполняемых физических упражнений, особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсменов. К внешним проявлениям утомления, часто встречающимся в спорте, относятся: нарушение координации движений, падение производительности работы, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов и др.

Эти внешние проявления обусловлены как ухудшением работы периферических  органов, так и расстройством координации их деятельности нервной системой.

Изменение координации функций периферических  органов, возникающее через некоторое время после начала работы происходит в одних случаях ещё до снижения работоспособности исполнительных аппаратов и представляют собою как бы профилактическое мероприятие, позволяющее более длительно сохранить высокую эффективность работы. В других случаях оно наступает вследствие расстройства функций нервной системы, которое бывает при сильном утомлении.

Ухудшение функций  периферических органов при работе, возникающее в результате неполноценной нервной регуляции, может проявляться в различных формах. Во - первых, могут снижаться показатели деятельности различных органов и систем органов (например, уменьшаются минутный объём лёгочной вентиляции, минутный объём крови, потребление кислорода). Во-вторых, вследствие нарушения координации может наблюдаться более  высокая, чем необходимо, степень  мобилизации функций периферических  органов. Это выражается в меньшей экономичности работы различных систем организма, в особенности при перерасчёте затраченной энергии на 1 кг веса тела, на 1 м пройденной дистанции или на 1 единицу времени.

В целях сохранения работоспособности периферических  исполнительных аппаратов нервная система может изменять формы координации их деятельности: заменять работу одних мышечных элементов другими, уменьшать глубину дыхательных движений и т.д.

Сочетание разных показателей утомления. В зависимости от вида работы и состояния различных функций организма наблюдается разное сочетание показателей утомления. В одних случаях отмечаются и снижение функций периферических  органов, и ухудшение                    

координации нервной системой их деятельности, и понижение производительности работы, и ощущение усталости. В других случаях могут быть только один или два из этих общих показателей утомления. Например, если выполняется интересная работа, то при наличии ряда перечисленных  показателей может отсутствовать субъективная сторона утомления - чувство усталости, которое во многих случаях появляется только в самом конце работы или даже после неё. При интересной работе, наоборот, ощущение усталости может обнаруживаться значительно раньше возникновения объективных признаков ухудшения вегетативных и двигательных функций организма и снижение работоспособности.

При циклической длительной работе с предельной или со значительной интенсивностью ухудшается в результате развития утомления состояние ряда периферических  органов, менее совершенной становится деятельность нервной системы, что приводит к нарушению нормальной координации двигательных и вегетативных функций, снижается производительность работы, возникает чувство усталости. При аналогичной же длительной работе малой мощности производительность работы может остаться той же, хотя при этом нарушаются некоторые показатели структуры движений, изменяется деятельность отдельных вегетативных органов и возникает ощущение усталости. Это наблюдается, например, при  многочасовых  передвижениях с небольшой скоростью.

Расхождение между физиологическими показателями утомления и производительностью работы наблюдается часто при финишных ускорениях. Спортсмен на финише может на короткое время существенно увеличить скорость передвижения  даже при наличие ряда субъективных и объективных признаков утомления.

1.3Утомление и состояние энергетических ресурсов.

Несмотря на то что утомление приводит к временному снижению работоспособности, оно имеет важное биологическое значение, являясь сигналом о частичном истощении ресурсов.

Снижение или прекращение деятельности скелетных мышц, сердца, желез внутренней секреции и других органов происходит всегда при наличии ещё некоторого остаточного запаса энергетических и других веществ. Это связано с тем, что как полное, так и частичное, но резкое снижение содержания этих веществ может вызвать перерождение , а в некоторых  случаях даже гибель определённых клеток организма. Утомление при работе возникает ещё при наличии значительных резервов, приводя к снижению или прекращению деятельности. Эти резервы частично используются человеком в экстренных случаях, например при спуртах, финишном ускорении.

1.4.Роль эмоционального возбуждения при утомлении.

При возникновении эмоциональных состояний существенно изменяются воздействия центральной нервной системы на органы и ткани. При положительных эмоциях усиливаются влияния через симпатические нервы. При этом увеличивается секреция катехоламинов - адреналина, норадреналина.  Повышение деятельности симпатоадреналовой системы способствует увеличение степени  мобилизации энергетических ресурсов в работающих органах и улучшает деятельность мышц. При отрицательных эмоциях может наблюдаться ухудшение ряда функций организма и снижение работоспособности.

Эмоциональные факторы играют существенную роль при спуртах и на финише: несмотря на выраженные симптомы утомления, спортсмен может увеличить скорость передвижения.

1.5Теории утомления.

По вопросу о физиологических механизмах мышечного утомления было предложено много различных теорий. По одним из этих теорий, причины возникновения утомления непосредственно локализовались в работающих мышцах - теория истощения энергетических ресурсов, теория "задушения" в результате нарастающего недостатка в кислороде, теория "засорения" мышцы продуктами распада энергетических веществ, теория "отравления" в результате накопления "кенотоксинов" (т.е. мышечных ядов) в мышце при работе. Другие теории связывали возникновение утомления только с деятельностью нервной системы, в частности коры больших полушарий.

В настоящее время получены экспериментальные  данные, не позволяющие локализовать причины утомления в каком - либо одном органе или системы органов, в том числе в нервной системе. Мышечная деятельность связана с вовлечением в деятельность многих органов. В многозвенной же системе, обеспечивающей  производительность мышечной работы, снижение работоспособности может быть вызвано недостаточностью работы не только нервной системы, но и различных других рабочих звеньев: скелетных мышц, органов дыхания, сердца, желез внутренней секреции и др. Согласно современным представлениям о мышечном утомлении, оно связано, во-первых, с наличием "многосистемных" изменений функций, т.е. изменений не в каком - либо одном органе или системы органов, а во многих из них, и, во-вторых, с различным сочетанием деятельности органов, ухудшение функций которых наблюдается при том или ином виде физических упражнений.

1.6.Первичные и вторичные проявления утомления.

Поскольку в организме все проявления деятельности обусловлены одновременным вовлечением в работу целого ряда органов и систем органов, т.е. являются системными, нарушение тех или других функций при развитии утомления наблюдается в показателях работы многих органов.

Ухудшение функции того или другого органа может быть как первичным , так и вторичным. Первичное снижение функций характеризуется тем, что орган начинает работать менее интенсивно вследствие изменений, возникающих непосредственно в нём самом. Например, некоторые мышечные волокна не способны длительно поддерживать сокращение и расслабляются даже в том случае, когда в них продолжают поступать импульсы из центральной нервной системы. При вторичном снижении функций та же мышца, даже если она полностью сохранила свои свойства, начинает плохо сокращаться в результате ухудшения регуляции её деятельности центральной нервной системы.

Начало утомление обусловлено большей частью первично  возникающими изменениями в состоянии некоторых  органов. При продолжении работы снижение функций многих систем органов вызывается уже вторичным путём. Например, при длительной мышечной работе таким вторичным путём может ухудшиться как состояние самих мышц и вегетативных систем органов, так и нервная регуляция их деятельности.

При возникновении утомления снижаются сила и скорость сокращения мышц, затягивается фаза расслабления, повышаются пороги возбудимости, снижается коэффициент полезного действия мышечного сокращения. При сильной же  степени  утомления после прекращения сокращения может наблюдаться не полное расслабление мышечных волокон, так называемая остаточная контрактура.

При умственной работе, при трудных для обучающегося ситуациях, при боязни соперников  и в некоторых  других случаях изменения деятельности нервной системы являются  первичным фактором, вызывающим утомление. Вторично деятельность нервной системы угнетается при увеличении в крови содержания недоокислённых продуктов обмена веществ, гипоксии, гипогликемии, изменений содержания гормонов в крови и т.д. В результате ухудшается программирование и координация двигательных и вегетативных функций, что приводит к снижению производительности работы обучающегося  возникновению чувства усталости.

Изменение координации  двигательных  и вегетативных функции, обусловливающее задержку развития утомления и протекающее без снижения эффективности работы (например, бег, гребля, плавание) квалифицируется как проявление преодолеваемого (скрытого) утомления.   Итак, утомление имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха. Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Они зависят от характера выполняемых физических упражнений,

особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсменов. Эмоциональные факторы играют существенную роль. Поскольку в организме все проявления деятельности обусловлены одновременным вовлечением в работу целого ряда органов и систем органов, т.е. являются системными, нарушение тех или других функций при развитии утомления наблюдается в показателях работы многих органов. Ухудшение функции того или другого органа может быть как первичным, так и вторичным

Глава 2.

Восстановительные процессы после дозированной мышечной работы.

Восстановительные процессы строго индивидуальны и зависят  от состояния здоровья, пола, возраста, воздействия внешней среды. Психологического состояния. Результатов соревнования, интенсивности и объема перенесенной физической нагрузки. Теоретические данные  свидетельствуют, что здоровый  школьник, правильно тренированный, психически уравновешенный, ведущий здоровый образ жизни (правильный режим, рациональное питание, соблюдение личной гигиены и т.д.), легко обеспечивает биологические требования восстановления. Все эти факторы, но прежде всего рациональные занятия физической культурой и спортом  включают и главные параметры восстановления, т.к. речь идет о систематическом  и правильном выполнении физических упражнений (спортивной тренировки). Вопрос включения дополнительных энергетических мер по ускорению восстановительных процессов заключается в том, что обучающийся  смог бы повторить большую физическую нагрузку, реагируя экономно и эффективно на психоэмоциональное и физическое напряжение в соревновательных условиях.

Выбор функции, подлежащей восстановлению, зависит  от направленности и интенсивности физической нагрузки.

Физические упражнения являются средством ускорения восстановительных процессов, т.к. полный отдых с отсутствием активной мышечной деятельности не способствует оптимальному восстановлению.

Для снятия психической нагрузки, центральные интегрирующие отделы нервной системы, и обеспечения  «центрального»  восстановления  необходимо значительное внимание уделить сну.

Весьма перспективны психологические факторы восстановления работоспособности, включающие  такие методы, как внушение и  устранение сбивающих стресс-факторов .

Глав 3.

Гарвардский степ-тест.

Этот метод был разработан в 1942 г. в лаборатории утомления Гарвардского университета. С помощью Гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. От ранее известных функциональных проб степ-тест отличается как характером выполняемой испытуемым нагрузки, так и формой учета результатов тестирования.

Методика проведения теста. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения теста зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск складываются из четырех двигательных компонентов:

1. — испытуемый встает на ступеньку одной ногой;

2. — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая строго вертикальное положение;

3. — испытуемый ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение;

4. — испытуемый опускает на пол другую ногу.

Высота ступеньки и время восхождений при проведении гарвардского степ-теста 40см.

При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем. Для строгого дозирования частоты восхождений па ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома.

Перед проведением гарвардского степ-теста необходимо вначале продемонстрировать испытуемому тест, а затем дать ему возможность опробовать его. Если испытуемый не в состоянии совершать восхождение на ступеньку в течение 5 мин, то фиксируется то время, в течение которого выполнялась мышечная работа. Для этого при проведении пробы необходимо иметь секундомер. Тест может быть прекращен, если испытуемый в результате утомления начинает отставать от заданного ритма восхождений в течение 20 с.

Ошибки, которые обычно допускаются при выполнении гарвардского степ-теста:

несоблюдение правильного ритма;

неполное выпрямление коленных составов на ступеньке;

неполное выпрямление тела на ступеньке;

постановка нога на пол на носок.

О возможных ошибках при выполнении этого упражнения обследуемый должен быть заранее информирован.

В гарвардском степ-тесте сделана попытка строго дозировать физическую нагрузку. Вместе с тем эта дозировка является в определенной степени условной, так как мощность выполнения физической нагрузки нельзя определить точно.

Определенным достоинством гарвардского степ-теста является то, что, хотя время его выполнения фиксировано, но если испытуемый прекращает работу раньше указанного времени, то его работоспособность, несмотря на это, можно оценить. Таким образом, уменьшается влияние субъективного отношения испытуемого к процедуре тестирования.

После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается ЧСС: с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод из уд/ЗОс в уд/мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ), величина которого рассчитывается из уравнения:

ИГСТ = T(100/(f2 +f3+f4) • 2,

где T — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f2, f3, f4 — сумма ЧСС за первые 30 с каждой (начиная со 2-й) минуты восстановительного периода.

Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 —для перевода суммы ЧСС за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту.

При определении ИГСТ не учитывается ЧСС за 1-ю минуту восстановительного периода. Это имеет свои положительную и отрицательную стороны. Положительная сторона заключается в том, что в раннем восстановительном периоде ЧСС зависит от большого числа факторов, некоторые из которых не связаны с мышечной работой (например, переход из вертикального положения во время восхождения на ступеньку в положение сидя). Отрицательная сторона заключается в том, что при этом не учитывается в достаточной степени индивидуальная реактивность сердечно — сосудистой системы человека в 1-ю минуту восстановления.

Оценка результатов тестирования. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после напряженной физической нагрузки и оценивается по шкале. Чем быстрее восстанавливается ЧСС после степ-теста, тем меньше величина f2+f3+f4 и, следовательно, выше ИГСТ.

При проведении массовых обследований, когда необходимо экономить время, для расчета ИГСТ можно использовать другую формулу, в которую вводится значение ЧСС, подсчитанное за время первой половины 2-й минуты восстановительного периода (f2):

ИГСТ = Т*100/ f2* 5,5.

Гарвардский степ-тест — довольно существенная нагрузочная проба. По средним данным, ЧСС на 5-й минуте восхождения на ступеньку достигает 175 уд/мин. При этом полное восстановление ЧСС наступает не ранее чем через 20 мин восстановительного периода. Потребление кислорода во время проведения теста в среднем составляет 3,5 л, легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Все это указывает на то, что использовать гарвардский степ-тест можно только для лиц, имеющих достаточную физическую подготовку. Применять этот тест для нетренированных людей нецелесообразно.

Помимо рассмотренной методики существуют степ-тесты, в которых учитываются (для стандартизации) анатомические особенности испытуемого: длина голени, масса тела, темп восхождений и другие параметры. Это позволяет точнее подобрать нагрузку для испытуемого до уровня ее субмаксимальных величин.

Основным недостатком гарвардского степ-теста является низкая точность при дозировании нагрузки и преимущественно качественный анализ показателей, зарегистрированных до и после окончания физической нагрузки — в восстановительном периоде. Все это приводит к тому, что при повторном обследовании или при сопоставлении полученных результатов наблюдаются значительные погрешности в количественной оценке данных.

Гарвардский степ-тест: базируется на том, что учащение пульса после стандартной нагрузки, фиксируемое в восстановительном периоде, будет тем больше, чем ниже физическая подготовленность у обследуемого.

Глава 4.

Скорость восстановительных  процессов зависит от степени физической подготовки.

Чтобы подтвердить гипотезу, выдвинутую ранее, был проведен эксперимент. Для проведения эксперимента были приглашены две ученицы 9-го класса. Одна испытуемая (далее№1) кроме уроков физической культуры дополнительно занимается в спортивной школе, в секции баскетбола, а другая испытуемая (далее№2), кроме уроков физической культуры, дополнительно не занимается физическими упражнениями.

Цель эксперимента доказать: время восстановления  организма зависит от степени тренированности.

Оборудование: метроном,  2секундомера, линейка 100см, скамейка 40см.

Испытуемым было предложено восхождения на скамейку высотой 40см под удары метронома в течении 4 минут(Приложения). До начала испытания пульс у обеих испытуемых составлял 76 уд/мин.После окончания  мышечной нагрузки у испытуемой №2 пульс увеличился до 136 уд/мин (4 на графике по вертикали), а у испытуемой №1 до 120 уд./мин.(3 на графике).  Начиная со 2-й минут был 3 раза промерен пульс интервалом в 30 секунд.

У испытуемой №1 после измерения: 58-56-52- ударов за 30 секунд (116-112-104 уд/мин. на графике  2,5-1,5-1).

У испытуемой № 2 после измерения; 64-60-58 ударов за 30 секунд.(128-120-116 уд/мин.-3,5-3-2,5 на графике).

У испытуемой №1 пульс восстановился до 104 уд/мин и приблизился близко  к начальному, т.е. к пульсу до начала нагрузки, а у испытуемой №2 снизился до 116 уд/мин. и незначительно приблизился к первоначальному показателю (76 уд/мин.)

Таким образом, получив одинаковую нагрузку у испытуемых время восстановления разное. Значит испытуемой №1 понадобится меньше времени для полного восстановления, а, значит,  способность выполнять длительную работу на выносливость.

По формуле проводим оценку результатов индекса Гарвардского степ- теста(ИГСТ).

Применяя  на практике формулу ИГТС мы получаем результаты:

=110

=65

Таблица оценки результатов Гарвардского степ-теста:

ИГСТ

Оценка

Меньше 55

Плохая

55-64

Ниже средней

65-79

Средняя

80-89

Хорошая

90 и больше

Отличная

Результаты исследования сравниваем по таблице. У испытуемой № 1 оценка ИГСТ  110, у испытуемой № 2  ИГСТ  65. Таким образом, у испытуемой №1 оценка - «отличная», у испытуемой № 2 - «средняя».

Вывод: у испытуемой №1 после окончания нагрузки пульс 120 уд/мин.что соответствует хорошему физическому состоянию. Во время мышечной нагрузки организм испытуемой работал равномерно, экономно, на что указывает пульс. У испытуемой №2 пульс составлял 136 уд./мин., что указывает на среднюю физическую подготовку, соответственно, период восстановления дольше, чем у испытуемой №1.

Заключение.

Утомление имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха. Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. важнейшая  роль при утомлении принадлежит процессам, протекающим в центральной нервной системе. Утомление в процессе мышечной или умственной деятельности, не переходящее определённых пределов - физиологическое, а не патологическое явление и полезно для организма. Эмоциональные факторы играют существенную   роль в восстановлении организма. Биологическая роль восстановления - формирование эффекта тренированности.

Восстановительные процессы частично протекают непосредственно во время мышечной деятельности. Таким образом, экспериментально доказано, что у испытуемого №1 восстановительный процесс завершился быстрее, чем у испытуемого №2,т.к. испытуемый №1 дополнительно занимается в спортивной секции. Следовательно  активное занятие физической культурой и спортом  способствует  быстрому восстановлению организма. Следовательно, люди, активно занимающиеся  физической культурой и спортом  способны более длительное время быть трудоспособными и короткое время восстанавливаться  и быть готовыми к последующей работе.

Литература

1. Анохин П. К Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

2. Дубровский В.И. "Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности" - М.: Физкультура и спорт - 1985.

3. Кафаров К.А., Бирюков А.А. "Бани и здоровье". Научно - популярная медицинская литература. - М., Медицина - 1982.

4. Костюк П.Г. физиология центральной нервной системы. М., 1977.

5.Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов.М. «Просвещение»,2004.-14с.

6. Мартинчик и др. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. Пособие/А.Н. Мартинчик, А.А. Королёв, Л.С. Трофиминко. - 2-е изд.; стереотип. - М.: издательский центр "Академия"; Мастерство, 2002. - 192с.

7. Нагорный В.Э. Гимнастика для мозга. М., "Сов. Россия", 1972. - 128с.

8. Орбели Л.А. Лекции по физиологии нервной системы. М. - Л., 1938.

9. Физиология человека. (Учебник для институтов физической культуры.Изд. 5-е). Под ред. Н.В. Зимкина. М., "Физкультура и спорт", 1975.

10. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Л., 1970.

11. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 224с., ил.

Приложения

G:\ОГ\P1050903.JPG

G:\ОГ\P1050904.JPG

G:\ОГ\P1050906.JPG G:\ОГ\P1050907.JPG

G:\ОГ\P1050911.JPG G:\ОГ\P1050913.JPG

G:\ОГ\P1050914.JPG

                                                                             

G:\ОГ\P1050916.JPG G:\ОГ\P1050917.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование ИКТ в процессе обучения математики"

Использования ИКТ в процессе обучения  математики. Методические   рекомендации по применению    ИКТ....

Исследовательская работа на тему: «Мотивация подростков сельской школы к занятиям физической культурой в зависимости от специфики учебного процесса»

Проблема исследования мотивации, в том числе  мотивации учебной деятельности подростков сельской школы, является важной, но недостаточно изученной. Одной из наиболее сложных структур личности явл...

Исследовательская работа на тему: «Мотивация подростков сельской школы к занятиям физической культурой в зависимости от специфики учебного процесса»

Проблема исследования мотивации, в том числе  мотивации учебной деятельности подростков сельской школы, является важной, но недостаточно изученной. Одной из наиболее сложных структур личности явл...

Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"

Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...