Конспект занятия.«Разучивание игры в волейбол в три приёма»
план-конспект урока по физкультуре

Ермоленко Алексей Павлович

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razuchivanie_igry_v_voleybol_v_tri_priyoma.doc832 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Физическая культура»

в 6 классе

по теме «Разучивание игры в волейбол в три приёма»

Наименование УМК, автор «Физическая культура. 5-7 классы:

учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.] ;под ред. М.Я. Виленского»

Урок по теме: «Разучивание игры в волейбол в три приёма» - это 29-й урок III-ей четверти. Обучение предмету ведётся из расчёта трёх часов в неделю (102 часа в учебном году). Программный материал учебного предмета «Физическая культура» делится на две части - базовую (федеральный компонент учебного плана) и вариативную (региональный компонент, представленный «Русской лаптой») - и реализует предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха.

Содержание методической разработки соответствует базовой части, включающей в себя спортивные игры, в том числе и волейбол. Программный материал усложняется по разделам каждый учебный год за счёт увеличения сложности элементов (в т.ч. техники выполнения приёмов на базе ранее изученных), поэтому данный урок обеспечивает использование новых техник игровых действий и приёмов, варьирование их в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе учебной деятельности.

В технологической карте отражены все виды деятельности обучающихся как на уроке, так и на отдельных его этапах, отражены проблемные задачи, направленные на достижение образовательного результата, а также элементы, связанные с достижениями личностного результата.

Мотивирование к учебной деятельности создаётся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

Цель урока обучающиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного учебного материала. Каждый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют  их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности  по её результатам, делают выводы.

На этапе рефлексии обучающиеся учатся оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.

Тема

Разучивание игры в волейбол в три приёма

Тип урока

Комбинированный

Цель

Образовательная: научить

  • технике игры в волейбол в три приёма;
  • использовать технику подачи и приёма мяча;
  • развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость.

Развивающая: развивать умения

1. познавательная:

  • применять модели игры в волейбол в три приёма;
  • обсуждать проблемные вопросы;
  • составлять план действий;

2. регулятивная:

  • планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;
  • развивать дыхательную, сердечно-сосудистую системы и улучшать эмоциональное состояние;
  • самооценки и личностного самоопределения к видам деятельности;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;

3. коммуникативная:

  • общаться в соревновательной деятельности;
  • согласованно выполнять совместную деятельность;
  • выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Воспитательная: воспитывать

  • нравственные качества (честность, справедливость, чувство товарищества и коллективизма, взаимопомощь, бережное отношение к спортивному инвентарю, ответственное выполнение поручений);
  • волевые качества (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка).

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

- актуализировать знания об игре «Волейбол»;

- приобрести навык игры в волейбол в три приёма;

- закрепить в игровой ситуации изученные способы приёма-передачи мяча.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов волейбола.

Личностные: 

- уметь взаимодействовать со сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

- проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время соревновательной и игровой деятельности.

Методы обучения

- словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

- наглядный метод (демонстрация);

- метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

- методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой);

- проблемный метод (проблемная беседа).

- частично-поисковый.

Формы обучения

Фронтальная, парная, групповая (командная)

Технологии

- технологии АМО (активные методы обучения);

- здоровьесберегающие технологии.

Оборудование

Волейбольная сетка (3 шт.), волейбольные мячи, гантели, скакалки, свисток

УМК

1. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.

2. «Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.] ; под ред. М.Я. Виленского. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.: ил.»

Электронный образовательный ресурс

http://www.volley.ru

http://sportrules.boom.ru 


Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1

2

3

4

5

I. Подготовительная часть урока

9 мин.

Организационный момент

2 мин.

Комплекс ОРУ

7 мин.

Построение вдоль боковой линии.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

ОРУ в движении вдоль боковой линии по периметру зала

Упражнения для обеспечения оптимальной эластичности связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма

Проблемная беседа (фронтальная форма)

Команда на построение.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие спортивной формы и сменной обуви).

Приветствие. Класс «Равняйсь!», «Смирно!», Здравствуйте!»

Принимает рапорт дежурного по классу.

Проводит комплекс ОРУ

1. Ходьба в колонне по одному:

  • обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);
  • на носках; на внешней и внутренней стороне стоп;
  • в полуприседе; приседе.

2. Медленный бег в колонне по одному (1,5—2 мин.): лицом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; «змейкой».

3. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

4. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения.

Предлагает выбрать предмет для выполнения ОРУ.

Задаёт вопрос перед каждым упражнением:

- Для какой группы мышц данное упражнение?

1). И.п. – основная стойка, (мяч, скакалка, гантели) внизу;

1 – наклон головы вперёд;

2 – наклон головы назад;

3 – наклон головы влево;

4 – наклон головы вправо.

2). И.п. стойка «ноги врозь», (мяч, скакалка, гантели) руки перед грудью;

1 - выпрямить руки (мяч, скакалка, гантели) вперёд;

2 - и.п.;

3 - выпрямить руки (мяч, скакалка, гантели) вверх;

4 – и.п.

3) И.п. - стойка, руки вперёд;

1,2 - поворот влево;

3,4 - поворот вправо.

4) И.п. - стойка, (мяч, скакалка, гантели)  вверху;

1,2,3 - наклон вперёд;

4 - и.п.

5) И.п. – стойка, руки вперед;

1 - наклон вперёд;

2 - и.п.;

3 - присед;

4 - и.п.

6). И.п. основная стойка, (мяч, скакалка, гантели) вниз;

1 - выпад левой ногой назад, руки вперед;

2 - и.п.;

3 - выпад правой ногой назад, руки вперед;

4 - и.п.

7) И.п. основная стойка, (мяч, скакалка, гантели) перед собой;

1-3 - три прыжка на месте;

4 - прыжком - поворот кругом, вправо;

1-4 - прыжком - поворот кругом, влево.

8) Упражнения на развитие физических качеств.

Упражнения выполняются до середины зала:

- «гусиный шаг»

- «паучок» спиной вперед;

- «лягушка», в упоре присев прыжки на двух ногах;

- восстановительная ходьба.

Построение в одну шеренгу.

5. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180°.

После звонка строятся в спортивном зале. Выполняют команды и приветствуют учителя.

Дежурный сдаёт рапорт.

По сигналу учителя выполняют смену способов передвижений.

Выбирают предмет по желанию:

1 - волейбольные мячи;

2 - скакалки;

3 - гантели.

Объясняют, какая группа мышц задействована

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Личностные: воспитание дисциплинированности. Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока. Познавательные: установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом. Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по волейболу. Коммуникативные: взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем.

II. Актуализация знаний

7 мин.

Постановка учебной задачи

2 мин.

Обучающиеся располагаются в зоне нападения вдоль средней линии

Выполнение тактического упражнения передача мяча по прямой

Построение вдоль боковой линии.

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока

С использованием нового понятия планируют учебную работу.

Предлагает обучающимся  разделиться на пары

Методические указания

Упражнение выполняется в парах, игроки располагаются с одной стороны сетки, лицом друг к другу. Один игрок из пары стоит у сетки (рядом с ней), а второй стоит на расстоянии 3м от сетки, за 3-х метровой линией.

Мяч при выполнении упражнения должен лететь по высокой траектории и опускаться перед партнёром, т.е. всегда находиться в пределах зоны нападения.

По свистку учителя игроки в парах меняются местами.

- Назовите действия, которые вы выполняли?

- Сколько приёмов передачи мяча пытались сделать?

- Как будем разучивать игру в волейбол?

- Используя спортивную терминологию, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия, опираясь на ключевые слова: игра, приём, передача.  

- Тема нашего занятия «Разучивание игры в волейбол в три приёма»

- Давайте определим цели нашего занятия используя ключевые глаголы: разучить, улучшить (совершенствовать), повторить (развивать) .

-Какую цель поставит каждый из вас для себя на занятии?

Расположение игроков на площадке:

Игрок с мячом выполняет верхнюю передачу со своего подбрасывания в направлении игрока у сетки, который делает передачу рядом с собой. Первый выполняет перемещение и ловит мяч верхней передачей (принимает исходное положение для верхней передачи и встречным движением ловит мяч). Затем он возвращается в исходное положение и повторяет упражнение.

Обучающиеся отвечают:

- Играли в волейбол.

- Три.

- В три приёма.

- Разучивание игры в волейбол в три приёма.

Вместе с учителем формулируют цели урока:

- Разучить технику игры в волейбол в три приёма.

- Совершенствовать (улучшить, отточить, повысить) техники подачи и передачи мяча.

- Развивать (повторить) скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, проявление  дисциплинированности, упорство в достижении поставленной цели.

Подготовка к работе на основном этапе

5 мин.

http://sportrules.boom.ru

Демонстрация упражнений в зоне игровой площадки, обучающиеся вдоль боковой линии

Совершенствование приёма и передачи мяча:

  • Верхние передачи в паре.
  • Нижние передачи в паре.

- Какие передачи вы уже знаете?

Просит двоих обучающихся продемонстрировать ранее изученный приём верхней передачи, сопровождая объяснением.

Оценивает демонстрацию.

Просит класс разбиться на пары и выполнить данный приём.

Просит двоих обучающихся продемонстрировать ранее изученный приём нижней передачи, сопровождая объяснением.

Оценивает демонстрацию.

Просит класс разбиться на пары и выполнить данный приём.

Методические указания

Мяч принимать чуть выше уровня лица, пальцы широко расставлены, выполнять амортизирующие движения звеном плечо-предплечье-кисть, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Одновременно с разгибанием ног выполнить передачу вверх, при приеме мяча колени согнуть.

Быть внимательными, точно выполнять указания, активно работать кистью, ловить мяч

Следит, чтобы после выполнения передачи каждый игрок обязательно возвращался на своё место.

- Верхние и нижние.

Двое обучающихся демонстрируют верхнюю передачу, комментируя технику выполнения.

Выполняют верхние передачи в парах.

Верхние передачи в паре. Начинает упражнение любой игрок, у которого находится мяч. Он выполняет верхнюю передачу со своего подбрасывания, а затем без остановки выполняются только верхние передачи.

Двое обучающихся демонстрируют нижнюю передачу, комментируя технику выполнения.

Выполняют нижние передачи в парах.

Нижние передачи в паре. Начинает упражнение любой игрок, у которого находится мяч. Он выполняет набрасывание мяча партнёру, а затем без остановки выполняются только нижние передачи.

Познавательные: совершенствование умения выполнять приём и передачу мяча сверху

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные: стремление к сотрудничеству в паре, контролировать партнёра

III.

Сообщение нового материала

12 мин.

http://www.volley.ru

Последовательность разучивания приема:

а) ознакомление с приемом;

б) разучивание приема в упрощенных условиях;

в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;

г) закрепление приема в игре.

Изложение материала с демонстрацией выполнения.

Объясняет технику выполнения приёма.

Методические указания

Пальцы навстречу друг другу локти в стороны. Длительное удержание мяча в воздухе. Перемещаться, следить за направлением передачи, дифференцировать усилия

Игрок у сетки набрасывает мяч своему партнёру (вводит мяч в игру броском от колен), что не считается передачей (рис. А).

Далее партнёры разыгрывают мяч в 3 касания и отправляют его на сторону соперника (рис. Б)

Учебная игра 2х2

Играют пары, находящиеся с разных сторон сетки.

Мяч на сторону соперника можно переигрывать только передачей. Если игрокам это удаётся, то они зарабатывают 1 очко. Затем мяч вводит в игру другая команда. Перед каждым вводом мяча игроки меняются местами в своих парах.

Познавательные: умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности

Регулятивные: осуществлять контроль техники выполнения упражнения, вносить корректировки в технику выполнения элементов после выявления ошибок

Коммуникативные: умение контролировать партнёра, договариваться

IV. Проработка учебного материала

10 мин.

Волейбольная площадка

Двухсторонняя учебная игра

Сейчас вам предстоит показать свои навыки игры в волейбол. Давайте повторим правила ТБ и правила игры в волейбол. Я бросаю любому из вас мяч, а вы, возвращая его мне, называете:

- правило по ТБ;

- правило игры.

- Обязательное условие: передачу мяча осуществлять в три приёма.

Проведение учебной игры.

После проведения игры и объявления результатов называет лучших, указывает на ошибки в технике приема мяча и в технике подач. Выставляет и комментирует отметки.

Команды обмениваются рукопожатием.

Называют правила ТБ и правила игры (приложение №1, №2)

Обучающиеся делятся на команды.

Учебная игра по упрощённым правилам.

Познавательные: совершенствование умения играть в волейбол по упрощённым правилам

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль техники выполнения элементов спортивной игры

Коммуникативные: умение контролировать партнёра, договариваться в ходе игры

V.

Домашнее задание

1 мин.

Построение вдоль боковой линии.

  1. Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2х 18 (м), 2х15(д)
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. - 2x20 (м) 2х 17(д)
  3. Прыжки на скакалке.

VI. Подведение итогов урока

3 мин.

Построение вдоль боковой линии.

Обобщение полученных на уроке знаний

Проводит беседу по вопросам:

1. Какой новый приём изучили на уроке?

2. Назовите особенность его выполнения.

3. Расскажите технику выполнения приёма и передачи мяча через сетку.

Ответы учащихся

1. Приём и передача мяча через сетку.

2. Пальцы навстречу друг другу, локти в стороны.

3. Длительное удержание мяча в воздухе, при перемещении следить за направлением подач.

Познавательные: умение строить речевое высказывание с учётом терминологии раздела «Спортивные игры»

VII. Рефлексия «Волшебный мяч»

3 мин

Построение вдоль боковой линии.

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

Предлагаю подвести итог работы на уроке, закончив фразу. Бросаю мяч и говорю начало фразы, ученик должен закончить. Например,

- «сегодня я разучил…»,

- «на уроке я улучшил…»,

- «сегодня я повторил…»,

- «на следующем уроке я планирую…»,

- «знания, полученные на занятии я смогу использовать…» и т.п.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Дают ответы на вопросы.

Например:

- игру в волейбол в три приёма;

- навыки приёма и передачи мяча;

- правила игры в волейбол;

-научиться нападающему приёму;

- могу использовать в любой спортивной игре с передачей мяча, где нужна ловкость  (возможно при передаче вёдер при тушении пожара).

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; анализируют изученные технические действия при игре в волейбол

Организованный выход из зала.

Литература:

  1. Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста//Спорт в школе. – 2000. №11-12. – с. 9-16.
  2. Боковец B. C. Волейбол и здоровье. – Брест, 1998.
  3. Волейбол: учебник для вузов/под ред. Беляева A. B. – М.: «Физкультура, образование, наука», 2000.
  4. Кириллова Н. В. Обучение технике передачи мяча в волейболе.//Спорт в школе. – 2001. – №8. – с. 18-19.
  5. Кобцев C. Н. О технологии обучения волейболу//Физическая культура в школе. - 2001. – №4 – с. 31-32.
  6. Лепешкин В. А. Волейбол в школе: обучение тактике игры/В. А. Лепешкин – М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://yandex.ru/images/search?text.
  2. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

Основные приёмы игры в волейбол

Изучение раздела «Волейбол» способствует усвоению учащимися новых умений и навыков необходимых в повседневной жизни, а также развитию кругозора и социальной адаптации в обществе. Игра насыщена массой ...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...

План-конспект открытого урока по волейболу для 9 класса на тему «Совершенствование техники игры в волейбол»

План-конспект открытого урока по волейболу для 9 классана тему«Совершенствование техники игры в волейбол» Цели урока:Образовательная  – совершенствование приема сверху двум...