Конспект занятия.«Передача мяча над собой во встречных колоннах»
план-конспект урока по физкультуре

Ермоленко Алексей Павлович

План-конспект урока

по учебному предмету «Физическая культура»

в 8 классе

по теме «Передача мяча над собой во встречных колоннах»

УМК «Физическая культура». 8-9 классы. Лях В.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredacha_myacha_nad_soboy_vo_vstrechnyh_kolonnah.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по учебному предмету «Физическая культура»

в 8 классе

по теме «Передача мяча над собой во встречных колоннах»

УМК «Физическая культура». 8-9 классы. Лях В.И.

Аннотация

Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для 8 класса, составленной согласно программе учебного предмета «Физическая культура» (автор В.И. Лях, 2013 год) и является звеном в цепи уроков в раздел «Спортивные игры» подраздела  «Волейбол».

Урок направлен на обучение учащихся элементам техники волейбола, раскрывает вопросы о правилах игры, варианты передач мяча, что, несомненно, является важным и актуальным в процессе обучения школьников данному виду спорта.

Значимость и актуальность данного урока в разделе «Волейбол» трудно переоценить, так как без овладения техникой верхней передачи мяча обучающимися невозможно сформировать полный комплекс компетенций, которые необходимы для успешного и результативного игрового процесса.

В разработке урока учтены фундаментальные положения системно-деятельностного подхода, которые подразумевают, что обучающиеся овладевают новыми компетенциями, опираясь при этом на навыки и социальный опыт, полученные ранее.

Планирование урока предполагает совершенствование учащимися техники верхней передачи мяча, что необходимо в овладении навыков  умений игры в волейбол. Этому подчинены задачи урока, которые предполагают  продолжить развитие физических качеств школьников через процесс формирования навыков владения техникой волейбола; развитие умение самоконтроля и общения со сверстниками в игровой деятельности; воспитание и формирование нравственных, волевых качеств, дисциплинированности и самостоятельности.

Оценка результативности осуществляется путем наблюдения за техникой выполнения полученных обучающимися умениями и навыками, а также устного опроса в рамках изучения теоретического материала. В конце урока предусмотрена самооценка.

Условия проведения урока предполагают оборудованный  спортивный зал (или спортивную площадку), наличие волейбольных мячей, секундомера, свистка.

Представляемый материал состоит из плана-конспекта урока физической культуры и карточек с представлением схем и правил игры.

Данный материал может быть полезен учителям физической культуры, работающим по любому УМК.

План-конспектурока

по физической культуре в 8 классе

Предмет: физическая культура.

Класс: 8.

Раздел программы:  «Спортивные игры» подраздел «Волейбол».

Тема урока: Передача мяча над собой во встречных колоннах.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования учебного материала.

Цель урока: совершенствование техники верхней передачи мяча.

Задачи урока:

1.Образовательные

  • формировать основы взаимодействия в рамках спортивной игры «Волейбол»;
  • закреплять умения и навыки ловли и передачи мяча;
  • обучать четко выполнять упражнения и двигательные задания по словесным инструкциям и командам.

2. Развивающие

  • развивать координационные способности обучающихся;
  • развивать навыки физического и эмоционального самоконтроля.

3. Воспитательные

  • воспитывать умения взаимодействия с партнером во время учебной и игровой деятельности, уважения к партнерам, дружелюбию.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • совершенствовать технику верхней передачи мяча, сформировать навыки владения техникой волейбола;
  • совершенствовать умения в выполнении разминки;
  • развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.

Метапредметные:

  • развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям;
  • формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности

Личностные:

  • воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые качества;
  • формировать знания и умение выполнять самоконтроль для здоровьесбережения;
  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, силу воли, дружелюбие.

Место проведения: спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение: волейбольные мячи, свисток, секундомер.

  1. Подготовительная часть (14 мин.)
  1. Приветствие, постановка целей и задач на урок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организация построения, проверка готовности обучающихся к уроку

(наличие спортивной формы). Совместно с детьми сформулировать тему  урока, настроить на урок.

"Волейбол. Передача мяча над собой во встречных колоннах".

Строятся в одну шеренгу, приветствие.

Внимательно слушают, задают вопросы

1мин

Строевая стойка: пятки вместе, носки врозь, подбородок приподнят, видеть грудь 4 человека

Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции

Формирование интереса.

Беседа  с обучающимися по вопросам по пройденным темам:

Какие типы передач мы  знаем?

Какие типы передач мяча в зависимости от длины передачи мы  знаем?

Но самая распространенная – передача двумя руками сверху.

Какие преимущества этой передачи? 

(Демонстрация верхней передачи учителем).

Учитель предлагает посмотреть на обучающие карточки

(Приложение).

Давайте сформулируем цели  на урок?

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои знания и умения в технике верхней передачи мяча.

На первом этапе урока измерим ЧСС.

Примерные ответы.

Существует три типа передачи: назад, над собой и вперед. В зависимости от длины  существует три типа: укороченные, направленные в свою зону; короткие – целью которых является перенаправление мяча на соседнюю территорию; длинные, благодаря которым мяч перелетит через одну зону.

Среди главных преимуществ – надежность и высокая точность.

Отработка верхней передачи мяча.

Проводить самоконтроль своему организму.

Обучающиеся  измеряют ЧСС.

3мин

Включить в деятельность обучающихся.Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя и отвечает на поставленные вопросы

За 30 сек. и умножают на 2

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Познавательные УУД:

- планировать занятия физическими упражнениями  в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-характеризовать роль физической культуры и ее  значение в жизнедеятельности человека.

Личностные УУД:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

1.2. Разминка.

Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися  цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Задачи:

1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата)

2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока

3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:

  • совершенствовать ЗУН в технике верхней передачи мяча на месте и в движении;
  • совершенствование комплекса упражнений разминки;
  • развивать физические качества: быстроту, выносливость, координационные способности;
  • формирование установки обучающихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

  • Строевые упражнения (построения, перестроения).
  • Различного рода передвижения: на носках, пятках.
  • Специальные беговые упражнения.
  • Подготовительные упражнения.
  • Упражнения на развитие подвижности суставов, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств.
  • Общеразвивающие упражнения в движении.

Критерии результатов: готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, ЧСС.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организует построение в шеренгу.

Организует перестроение в две шеренги.

Организует разминку в движении.

Выполняют команды.

Следят за правильной осанкой и постановкой стоп.

Выполняют ходьбу по залу на носках (на пятках) по команде учителя.

Также, по команде учителя выполняют:

- разновидности ходьбы:

- на носках (пятках); - легкий бег в колонне по залу; - последний в колонне, по команде учителя, выполняет обгон колонны справа, и занимает место первого в колонне; и так каждый обучающийся по команде учителя обгоняет колонну, выполняя ускорение.

Выполняют ОРУ:

- наклоны головы вверх-вниз-вправо-влево;

- вращение плечевыми суставами;

- руки в замок, рывки руками вверх-вниз;

- рывки руками перед грудью;

- разминка суставов пальцев: кисти в замок, вращение;

- руки на поясе, наклоны вправо- влево-вперед;

- разминка голеностопа, коленных суставов: вращение по часовой стрелке и против;

- ноги на ширине плеч, наклоны;

- и.п. упор лежа: стойка на пальцах, спина прямая.

3 мин

7 мин.

Команды:

"становись!",

"равняйсь!",

"смирно!",

"вольно!",

"налево!",

"направо",

"кругом!",

"шагом марш!" Команда: «Стой!»,

«На первый –второй рассчитайсь!»,

«В две шеренги стройсь!»,  «Разомкнись!

Личностные УУД:         - формирование интереса;

- установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами;

- умение выполнять физические упражнения для развития мышц

- правильное выполнение задания

- безопасное поведение во время выполнения задания

Регулятивные УУД:

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

2. Основная часть (25 мин.)

Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы  В.И. Ляха "Физическая культура» в процессе урока.

Задачи:

1. Совершенствовать технику верхней передачи мяча.

2. Совершенствовать самоконтроль ЧСС.

3. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.

4. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Средства:

  • верхняя подача мяча на месте и в движении во встречных колоннах;
  • разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач;
  • основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки;
  • подвижная игра.

Критерии результативности:

  • активные действия учащихся и овладения способами действий;

правильность и точность описания выполнения упражнения, умение выполнять верхнюю передачу мяча в движении.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Объяснения учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки.

В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей рук мячу придаётся необходимое направление.

При верхней передаче основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч

Индивидуальная работа с мячом: отрабатывают верхнюю передачу мяча, стоя на одном месте,  подбрасывая мяч над головой

4 мин.

Следить за правильной стойкой волейболиста.

Обратить внимание обучающихся на стойку и расположение рук и пальцев на мяче.

Личностные УУД:

- постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность  их выполнения;

-активное включение в выполнение двигательного действия;

- взаимодействие со сверстниками;

- развитие внимания;

- развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека.

Организует построение обучающихся, образование пар.

Построение в две колонны.

И.П. две шеренги.

Помогает и поправляет.

- У вас все получилось, вы молодцы!

Учебная игра "Верни мяч". Организует деление на две команды. Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).

Объяснение игры.

Смена водящего происходит, когда мяч возвращается от последнего игрока команды. Выигрывает команда с минимальным количеством падений мяча.

Организует построение обучающихся, деление на три команды.

Эстафета   с элементами волейбола.

Объясняет правила прохождения эстафет.

Помогает и поправляет

- У вас все получилось, вы молодцы!

Но нам есть, к чему стремиться, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими.

Построение.

Расчёт на 1-2.

Деление на две шеренги.

Образование пар.

Работа в парах

Отрабатывают верхнюю передачу мяча в парах.

После каждых 10 передач меняются ролями.

Движение колонн вдоль зала и одновременная передача мяча в движении.  Колонны по команде учителя меняются местами и продолжается отработка верхней передачи мяча в движении.

Ученики делятся  на две команды. Образовывают  полукруг, с ведущим в центре.

Верхняя передача мяча  водящему и обратно - мяч по очереди подается каждому игроку  и возвращается водящему

Выигрывает команда, которая сделает больше волейбольных передач и не уронит мяч.

Класс делится на три команды.

1. Капитан держит мяч в руках перед лицом (кисти в «ковшик»). Сгибая ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру через сетку игрок  тоже стоит в позе волейболиста, ловит и бросает мяч обратно. После этого становится в конец строя

2. «Одна верхняя передача». Капитан накидывает волейбольный мяч через сетку, игрок выполняет передачу сверху и становится в конец строя. Игра завершается, когда все побывают в роли капитана.

Команда, закончившая игру раньше других – выигрывает данный этап эстафеты.

3. Добежать до сетки, подкинуть мяч, пройти под сеткой, поймать мяч с обратной стороны. Оббежать стойку, вернуться обратно в строй команды, передав мяч следующему.

5 мин.

7 мин.

3 мин.

3 мин.

Расстояние между обучающимися 4 метра.

Набрасывать мяч партнеру точно на подготовленные руки.

Обратить внимание на стойку и готовность рук к передаче: выпрямляемся и мяч подбрасываем своему игрокуплавно.

При передаче руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются

Обсудить ход предстоящей игры.

Правильное выполнение техники верхней передачи

Регулятивные УУД:

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- выполнять строевые команды,- контролировать свои действия согласно командам учителя

Коммуникативные УУД:

- формировать умения слушать и понимать других;  умения работать в паре и группе

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении игры как со сверстниками, так и с учителем.

3 мин.

3. Заключительная часть (6 мин.)

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

2. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы;

3. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности учащихся;

4. Организованное завершение занятия.

Средства:

Строевые упражнения.

Упражнения на расслабление мышц.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организует построение обучающихся.

Измерение  ЧСС.

Проводит упражнения на восстановление и расслабление организма.

Измерение ЧСС.

Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока.

Какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

Удалось ли достичь поставленных целей?

Что удалось на уроке, что не удалось?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом (над чем ещё необходимо работать).

Благодарит обучающихся  за урок.

Строятся в одну шеренгу

Проводят самоконтроль своему организму.

Обучающиеся  измеряют ЧСС.

Выполнение упражнений на восстановление дыхания:

1. И.П. - о.с., руки в стороны - вверх.

1-3 - полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз - выдох;

4-5 пауза;

6-8 вдох, вернуться в и.п.

2. И.П. - о.с, руки на пояс.

1-2 - голову вниз, локти вперед - выдох;

3-4 - поднять голову, отвести локти назад - вдох.

Выполнить 3-4 раза.

3. И.П. - о.с, руки вверх.

1 - наклон вправо, выдох;

2 - и.п., вдох;

3-4 - то же влево

Обучающиеся  измеряют ЧСС.

Обучающиеся анализируют свою работу

Организованно покидают спортивный зал.

.

.

30 сек.

30 сек.

3 мин.

2 мин

В шеренгу по одному

Строго соблюдать методические рекомендации по выполнению упражнений на восстановление дыхания

Отметить лучших учеников

В колонну по 1-му

Личностные УУД:

-определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

Регулятивные УУД:

-оценивать свою работу на уроке, слушать оценку учителя.

- вычленять новые знания

Коммуникативные УУД:

- взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи

- формировать умения слушать и понимать других;  

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям сверстников

Список использованной литературы

  1. Беляев А.В.: Волейбол на уроке физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
  2. Кондаков В.Л.: Организация и проведение соревнований по волейболу в вузе. - Белгород: БелГУ, 2010.
  3. Муратиди И.К.: Физическая подготовка волейболистов. - Старый Оскол: Б.И., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Передача мяча перед собой во встречных колоннах"

Разработка предназначена для начинающих учителей"...

Конспект занятия "Передача мяча сверху двумя руками" объединения "Волейбол"

Цель: развить у занимающихся двигательные навыки и умения в соответствии требованиями программы по волейболу..    Тема занятия:  Передача мяча сверху двумя руками.Основные зад...

Волейбол. Техника передачи мяча над собой во встречных колоннах через сетку. Верхняя прямая подача, прием подачи.

Продолжительность урока40 минутЦель:Сформировать у обучающихся знания и навыки   игры в волейбол, дать представление о занятиях волейболом, обеспечить предупреждение травматизма во время зан...

"Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом. Прием и передача мяча во встречных колонах. Передачи в зонах." 9 класс

Урок проводится для учащихся 9 классов. На уроке учащиеся овладевают приемом и передачей мяча во встречных колонах. Осваивают универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных...