«Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации».
статья по физкультуре (8 класс)

Коваленко Елена Борисовна

  Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в данной области стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей физической культуры и ОБЖ.

«Современные образовательные подходы

к обучению и воспитанию детей с ОВЗ

 в условиях образовательной организации».

Составил: учитель физической культуры

Коваленко Елена Борисовна

Введение

          Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».    Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

       Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в данной области стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ и их родители.

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, в Российской Федерации дети с ОВЗ составляют, по разным оценкам, от 5% до 8 %, а дети-инвалиды от 1,5% до 4,5% детского населения, что в абсолютных значениях превышает миллионную отметку. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях является их обучение. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что дети с ОВЗ в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

       Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

Принципы инклюзивного образования

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с

ОВЗ базируется на следующих подходах:

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

1.2. Инклюзивное образование в России

Инклюзивный подход в России пока ещё это узел проблем и противоречий, но, несмотря на это инклюзивное образование, входит в практику образовательных учреждений. Однако в научно практической литературе посвященной вопросам инклюзивного образования практически отсутствует освещение проблемы инклюзии на уроках физической культуры. Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование телесно-двигательных качеств ребенка с ОВЗ; формирование комплекса специальных знаний.

В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети:

  • с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие,

незрячие и слабовидящие)

  • с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  • с задержкой психического развития и умственно отсталые
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
  • с тяжелыми нарушениями речи
  • со сложными, комбинированными недостатками в развитии

К сожалению, в учебных заведениях общего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе «А» и «Б», фактически не функционирующей в основной массе школ. Поэтому уроки физической культуры в этих условиях инклюзии, на мой взгляд, приобретают особую актуальность и значимость.

1.3. Цели внедрения инклюзивного образования

Основная цель инклюзивного образования - создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и их сверстников.

Основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и - в частности - образовательное пространство - создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей в общество.

Дети с ОВЗ обучаются по адаптированным образовательным программам.

2.1. Адаптированная образовательная программа (АОП) - это

образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе для детей-инвалидов с учетом ИПР), разрабатывается на основе основной образовательной программы и с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного обучающегося.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

Глава III. Урок физической культуры

Анализ ситуации в образовательном учреждении с целью выстраивания новых подходов к организации урока физической культуры

Распределение детей в процентах по характеру заболеваний

В нашей школе в 2018-2019 учебном году обучалось 1116 человек, 468 из которых - начальная школа; 572 - средняя школа; 76 - старшая школа. Дети с ОВЗ - 86 человек, что составляет 7,7 % от общего количества учащихся.

Распределение детей по медицинским группам

Всего

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Основная

408

485

55

Подготовительная

48

64

16

Спецмедгруппа

12

23

5

Заболевание

Процентное соотношение от общего количества учащихся

С нарушение осанки

38.6 %

С нарушение зрения

28.2 %

Плоскостопие

21 %

Астма

3.5 %

Сколиоз

1.8 %

Эпилепсия

0.2 %

В таблице 3 представлено распределение детей с ОВЗ по медицинским группам.

Распределение детей с ОВЗ по медицинским группам

Медицинские группы

Количество детей с ОВЗ

Основная

40

Подготовительная

33

Спецмедгруппа

13

Особенности урока физической культуры в рамках инклюзивного образования

 Как говорилось ранее, самым главным приоритетом в  работе с такими детьми является индивидуальный подход к каждому ребенку.

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки - задания.  При подготовке спортивных состязаний для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по внеурочной деятельности.

Способы организации детей на занятии - фронтальный, поточный, индивидуальный.

Для предотвращения утомления на занятиях используются следующие средства:

  • чередование двигательной и умственной деятельности,
  • выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами,
  • использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся.
  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе относятся:

  • Создание мотивации
  • Согласованность активной работы и отдыха
  • Непрерывность процесса
  • Необходимость поощрения
  • Социальная направленность занятий
  • Активизации нарушенных функций
  • Сотрудничество с родителями
  • Воспитательная работа

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

  • не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
  • поощрять любые проявления его инициативы,
  • отмечать его успехи в физическом развитии;
  • по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.
  • необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

Работая с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. Конечно, всё это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, необходимо применять, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны,  не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то надо ставить задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жёсткая образовательная система не полностью готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Заключение

Введение инклюзивного образования положительно влияет не только на детей с ОВЗ, но и на детей с нормальным развитием. Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:

Инклюзивные уроки физической культуры имеют  ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции.

Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.

Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие ребёнка с ОВЗ как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.

Литература.

  1. Алёхина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
  2. Волкова, Т. А. Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т. А. Волкова // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - ART 55228. - URL: http://e- koncept.ru/2014/55228.htm (дата обращения: 27.11.2015).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.11.2015).
  4. Беженцева, Л. И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы- интерната / Л. И. Беженцева. - Томск. Изд-во ТГПУ,2003. - С. 233-237
  5. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие / С. Б. Нарзулаев, И. И. Диамант, Е. В. Ширенкова, Н. Н. Демидко, Г. Н. Лапина. - Томск. :Изд-во ТГПУ,2007. - С. 34-35
  6. Демирчоглян, Г. Г., Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 95-102
  7. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. Б. Герасимова. - М.: Советский спорт, 2004. - С.10-12
  8. Лисовский, В. А., Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие / В. А. Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А. Н. Мироненко. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 251253
  9. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2 / Под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - С. 26
  10. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 145 с.
  11. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1 - 4 классы
  12. Смолевский В.А., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: 1999.
  13. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по физической культуре с детьми специальной медицинской группы
  14. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие // Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - с. 93-156 www.mgzt.ru- медицинская газета. Профессиональное врачебное издание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Современные технологии в обучении и воспитании детей"

Тема: Современные технологии в воспитании и обучении детей. Технология социального проектирования, компьютерная и интернет технологии....

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"

Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полно...

Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях образовательной организации

Особенность данной программы заключается в ориентировании на формирование у детей-мигрантов навыков культуры речи и освоение психолого-педагогических приемов общения....