Конспект на III региональный конкурс "Школа - территория здоровья - 2019"
методическая разработка по физкультуре

конспект занятия по ЛФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект на конкурс46.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9

682910, Хабаровский край, район имени Лазо, р. п. Переяславка, пер. Ленина, д. 48

Ушакова Радмила Николаевна – учитель начальных классов

ПЕРЕЧЕНЬ

документов конкурсанта III регионального конкурса "Школа – территория здоровья – 2019" среди краевых государственных общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

(номинация "Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий")

№ п/п

Документ

Электронная копия

1.

Заявка школы на участие в III региональном конкурсе "Школа – территория здоровья – 2019"

(Приложение 5)

1

2.

Конспект урока/учебного занятия (с указанием наименования учреждения и ФИО авторов  на каждой странице в верхнем колонтитуле)

1

3.

Электронная презентация конспекта урока/учебного занятия в программе Power Point (не более 15 слайдов) установленного образца

1

Конспект учебного занятия по ЛФК

Тема: «За колобком»

(для обучающихся 1 класса)

Пояснительная записка

Статистика свидетельствует, что именно здоровье становится первоочередной проблемой современного общества. Сохранение и укрепление здоровья, формирование  здорового образа жизни у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.

Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. У большинства обучающихся специальной коррекционной школы (VIII вида) наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Выявляются нарушения осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации, быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Занятия ЛФК восстанавливают нарушенное здоровье, ликвидируют сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействуют биологической и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью.

Отличительная особенность занятия ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления заключается в том, что оно использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения, представляющие собой разновидность естественного врожденного качества человека — двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

На подобных занятиях лечебной физкультурой (длительных и регулярных) постепенно повышается прочность костей скелета, увеличивается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость, появляются структурные и функциональные изменения в скелетных мышцах и внутренних органах: улучшается эластичность сосудов, увеличивается масса и размер сердца, уменьшается жировая масса, увеличивается масса мышечной ткани. Такие изменения, в совокупности с расширением резервных возможностей организма, так же, как и закаливание, повышают его устойчивость к различным заболеваниям.

На тематическом занятии ЛФК «За колобком» используется эффективная фитнес технология комплексного оздоровительного воздействия на организм - фитбол-аэробика. Практически, это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает оздоровительный эффект от занятий на фитболах.

Фитбол (происходит от слов fit — здоровый и ball — мяч) создан как средство оздоровления организма, его широко применяют в ортопедической медицине, используют как самостоятельный уникальный тренажер, позволяющий во время выполнения упражнений одновременно задействовать несколько групп мышц, включая самые мелкие. С его помощью можно не только развить силу и выносливость, укрепить и нарастить мышечную массу, но и улучшить гибкость и координацию.

Занятия фитбол-гимнастикой и фитбол-аэробикой уникальны по своему воздействию на организм и вызывают большой интерес у детей, отлично поднимают настроение.

Цель применения технологии с использованием фитболов заключается в  улучшении физического, психологического и эмоционального состояния обучающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтверждён опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счёт вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Также несомненным плюсом упражнений с гимнастическим мячом является практически полное отсутствие риска получения травм.

На предлагаемом занятии физическая деятельность сочетается с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать свои действия, используя при этом речь. Побуждение обучающихся к ответам на вопросы, речевой активности способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

Обучение движениям на занятии идёт быстрее и более эффективно, так как сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психологические функции (речь, внимание, память).


ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия по ЛФК

Тема: «За колобком».

Адресат: обучающиеся 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Тип: комбинированный. 

Форма: тематическое занятие  «За колобком» с моделированием игровой ситуации.

Место проведения: спортивный зал.

Цель: профилактика нарушения осанки, укрепление мышц туловища, совершенствование координации движений.

Задачи:

- обучение выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;

- совершенствование броска и ловли мяча;

- развитие ловкости и преодоление простейших препятствий;

- укрепление глазных мышц при выполнении упражнений с мячом;

-  развитие двигательных навыков в сопровождении речи, побуждение обучающихся к речевой активности;

- обучение правильному дыханию при выполнении корригирующих упражнений;

- формирование навыков правильной осанки;

- воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.

Оборудование: фитболы, малые мячи, гимнастические коврики (по количеству детей); гимнастическая скамейка (2 шт.); набивные мячи (3-4 шт.); канат (1 шт.); обруч (1 шт.); кегли (6-8 шт.); массажные шарики су-джок.

Формирование БУД

Личностные действия: понимание личной ответственности за своё поведение на занятии.

Регулятивные действия: умение следовать  инструкции учителя; умение выполнять действие по образцу; контролировать свои действия в течение занятия, оценивать свои действия.

Познавательные действия: умение ориентироваться в окружающем пространстве, в пространстве своего тела.  

Коммуникативные действия: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, сотрудничать с педагогом. 

Содержание занятия

Структура занятия

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Вводная часть

Организационный момент

Мотивация

Целеполагание

и планирование

Разминка

Построение в шеренгу

Приветствует детей, проводит игру «Назови своё имя»

Игровая ситуация

Он лежать совсем не хочет,

Если бросить, он подскочит,

Бросишь вновь – пойдет он вскачь, отгадали? Это …!

Сообщение темы занятия

- На что похож мяч?

Сегодня мы с вами отправимся в сказку “Колобок” и не просто вспомним её, а будем участниками.

Су-Джок терапия (самомассаж рук с использованием массажного шарика)

- На пальчиках точки есть,

Нельзя рассмотреть их, нельзя  прочесть,

Но знают дети – им полезен массаж,

Чем и займемся с вами сейчас.

Построение в колонну

Ходьба в колонне по одному за педагогом, на носках, в полуприседе

Бег в колонне по одному, бег приставными шагами (40-60с)

Оздоровительная ходьба, перестроение в одну шеренгу (20 с)

Правильно называют и проговаривают свои имена

- Мяч!

- На колобок (предполагаемый ответ)

Совместно с педагогом формулируется цель занятия.  Формулировка цели адаптируется для уровня понимания учеников

Берут массажный шарик, проговаривают название «Су-Джок», выполняют самомассаж 

Выполняют инструкции учителя

Повторяют за учителем:    

«Вдоль по улице в конец

Покатился молодец.

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

Покатился колобок,

Докатился до ворот.

В нашем зале 6 ребят,

С колобком играть хотят».

Основная часть (20-25 мин)

Общеразвивающие упражнения с малыми мячами

1) И.п. – о.с.: мяч в правой руке;

1-2-руки в стороны, вверх, переложить мяч в левую руку;

3-4-опустить руки вниз, вернуться в и.п.

То же левой рукой (6-8 раз).

2) И.п. - о.с.: ноги на ширине ступни, мяч в правой руке;

1-2- поднять правую согнутую ногу, переложить под ней мяч в левую руку; 3-4 - и.п.

То же, переложив мяч в правую руку (5-6 раз).

3) И.п. – о.с.: мяч положить на пол перед собой;

1-правую ногу поставить на мяч, сделать круговые движения;

2-то же левой ногой («катаем колобков») (2-3 раза).

Подбрасывание «колобков» разными способами:

-подбросить мяч обеими руками вверх и поймать (4-6 раз);

-подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его (4-6 раз);

-ударить мяч о пол и поймать его двумя руками (4-6 раз);

-ударить мяч о пол, хлопнуть в ладоши, затем поймать(4-6 раз);

Ведение мяча с отскоком от пола (любым способом, 30с).

Ходьба за педагогом на носках к полосе препятствий.

Прыжки на обеих ногах вдоль каната, перепрыгивая справа, слева.

Ходьба по гимнастической скамейке с перекладыванием мяча перед собой и за спиной (из правой руки в левую).

Пролезание через «нору» (обруч).

Прыжки через набивные мячи

Перестроение по парам

Упражнения в парах с мячом

Из положения сидя в парах, ноги врозь лицом друг к другу:  

  1. перекатывание мяча;

     2) броски мяча и ловля с отскока хватом сверху.

Перестроение в шеренгу по одному лицом к стене, мячи у всех детей

Положить мячи на пол в ряд

Броски мяча, поднятого с пола, в стенку и ловля его после отскока

Перестроить в колонну по одному и взять по малому мячу

Метание в цель (кегли).

Следить за техникой метания

- Вот ребята – малыши

Подхватили колобки,

Посадили их на плечи,

И с собою унесли.

Комплекс упражнений лечебно-профилактического танца «Воробьиная дискотека» с фито – мячами

Упражнения направлены на развитие подвижности суставов и формирование правильной осанки

Вступление

И.п.-сидя на мяче, ноги согнуты вместе, руки на коленях

I. 1-8-наклоны головой вправо-влево на каждый счет

II. 1-2-наклон головой вперед
3-4-И.п.

5-6-наклон головой вперед

7-8-И. п.

Первый куплет

I.1-8-четыре хлопка перед собой (на 1, 3, 5, 7 счеты)

II. 1-8 - четыре хлопка о колени (на 1, 3, 5, 7 счеты)

III. 1-2 - хлопок справа вверху

3 – 4 - хлопок слева вверху

5-8-повторить движения

IV. 1-8 - повторить упражнения части II

V. 1-2-наклон вправо, руки на пояс

3 – 4 - выпрямиться

5 – 6 - наклон влево

7 – 8 - выпрямиться

VI. 1-2 - разогнуть правую ногу

3-4 - приставить к левой

5-6-разогнуть левую ногу

7-8 - приставить к правой

VII. 1 – 8 - восемь шагов сидя, высоко поднимая колени, руки как при ходьбе

VIII. 1-8 - сидя, на каждый счет колени вправо-влево («твист»), руки свободно согнуты,

работают как при ходьбе

Припев

I. 1 - наклон вправо, руки согнуты вперед ладонями, пальцы в стороны

2-повторить движения счета 1 влево

3-4-повторить движения счета 1-2

II. 5 – 6 - с поворотом туловища направо руки согнуть в стороны, сгибать и разгибать кисти - «крылышки»

7 – 8 - повторить движения счета 5-6 в другую сторону

II. Повторить упражнения части I

III. Повторить упражнения части II

Второй куплет

I. 1-4-наклон вперед, руки назад-наружу, потряхивая кистями («крылышками»)

5-8 -выпрямиться

II. Повторить упражнения части I

III. 1-2-встать в стойку ноги врозь, левая рука на мяче, правая рука вверх-наружу

3-4-сесть на мяч

5-8-повторить движения счета 1-4 с другой руки

IV . Повторить упражнения части III
Припев 

Повторить упражнения припева

Подвижная игра «Колобок и лиса».

Выполняют упражнения по образцу

Выполняют упражнения и проговаривают вместе с учителем:

- К колобку они бегут,

Его за руки берут.

Он идти совсем не хочет,

Только громко всё хохочет.

- Тише, тише, колобок,

Вдруг услышит серый волк,

Тихо мышками пойдём,

На носочках прошмыгнём.  

- Но румяный колобок

Прыгнул прямо в огород.

Через грядки вдоль забора скачет словно от Федоры.

- Дети дружно все кричат: «Колобок, вернись назад!»

Впереди видна дыра,

Это лисоньки нора.

- Колобок вприпрыжку скок, через лужу на мосток,

На перильца прыгнул вмиг, покатился сверху вниз.

Тут детишки подбежали,

Колобка сразу поймали.

Следят за мячом глазами

- Ты румяный, не шали,

Ты, румяный, отдохни!

- Посмотри, как мы подряд,  

Колобки поставим в ряд! А теперь мы их подбросим,

Прыгать с нами их попросим

- Вон за горкой за косой

Волк с плутовкою лисой

Пробирается опять-

Колобок украсть хотят.

Колобок мы сохраним

И в обиду не дадим.

Чтобы ловкими нам стать мы научимся метать

Собирают мячи в короб

По инструкции учителя встают в две шеренги, берут фито – мячи.

Выполняют упражнения по образцу

- Начинаем мы игру,

   … водит, я бегу.

Заключительная часть 

(3-5 мин)

- Вот закончилась игра.

По домам вся детвора!  

Ну, а наши колобочки

Покатились по дорожке

К дедушке и бабушке.

На обед – оладушки.

Релаксация «Волшебный сон» под спокойную музыку.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Шея не напряжена

И расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются,

Дышится легко…ровно…глубоко…

Активация.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.

Построение.

Берут  гимнастические коврики

Выполняют действия по  инструкции учителя 

Оценка

Рефлексия

-Вы справились с заданиями?

-Что у вас получилось хорошо? - В чём были затруднения?

На этом этапе особенно важно, чтобы ученики включились в диалог.

Обучающиеся оценивают свою работу на занятии и определяют свой уровень на «Лесенке успеха».

        

Список литературы

1. Гоголева, Г. С., Мусихина, С. А. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / Г. С. Гоголева, С. А. Мусихина; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015. – 88 с.

2. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http www. минобрнауки.РФ.

3. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009 г.

4. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.

5. Ковалько  В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной  школе.- М.: Вако, 2004.-с.

6. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., Владос, 2004 г.

7. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М., Аркти,  2007г.

8. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки. Воронеж, Учитель, 2005г.

9. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М. Гном и Д.,2003г.

10. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования....

Региональный конкурс "Юный математик 2019"

Региональный конкурс "Юный математик 2019"...

Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».

laquo;О  реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....

ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2019-2021 ГОДЫ Методическая разработка Учитель МБОУ СОШ 34 Первых А.Н

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающе­го поколения, являются причиной для беспокойства как государственных органи­заций, так и общества, самих граждан. Свою д...

Доклад на региональном фестивале "ЗОЖ - территория здоровья"

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...