Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия
учебно-методический материал по физкультуре

Казанцева Лилия Радиковна

В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_zanyatiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

БУРЕЙСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«Рекомендации по организации

 и проведению открытого учебно-тренировочного занятия»

 

                    Составитель:

                                                                                     методист МАУ ДОД ЦВР

                    Казанцева Л.Р.

пгт. Новобурейский

2018 год

Открытый урок – визитная карточка тренера-преподавателя. Сколько бы мы не спорили о «показном» характере таких уроков, об исключительности форм и методов и объёмной подготовке, именно открытые уроки покажут вас проверяющим как профессионала. Для многих педагогов подобные мероприятия – головная боль. Они порой забывают про наработки, про свои сильные стороны, про наиболее удачные моменты, а ищут всё новые и новые идеи, ту самую изюминку. Подготовка к открытому уроку начинается с первой картинки-представления о нём. Если в голове вы уже видите некую схему, образ урока – лучше запишите в блокнот представленное. Начните процесс подготовки с внутренней визуализации. Срежиссируйте мысленно идеальный урок, так вам будет легче начать практическую подготовку.

Открытое учебное занятие (урок) является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы тренера-преподавателя, действенным элементом образовательного процесса.

Цель открытого урока (занятия): показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭСО, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Задача тренера, готовящего открытое занятие: демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы работы с обучающимися.

Открытые занятия для всех педагогов направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию образовательного процесса.

Выбор темы открытого урока предоставляется тренеру-преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано более сложным темам программы, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.

Рекомендуется каждому тренеру-преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года.

Требования к открытому занятию

Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.

Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, являются основными требованиями к открытому занятию.

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел тренер-преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы.

Подготовка открытого занятия (урока)

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретного класса на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана-конспекта урока.

Выбор темы открытого занятия тренер-преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах тренировки. В соответствии с методической целью занятия, тренер-преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.

При подготовке к открытому занятию (уроку) тренер-преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения  методических выставок, мастер-классы передовых тренеров-преподавателей, курсов повышения квалификации. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит коллегам быть в курсе современных достижений.

К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями.

Материально-техническое оснащение (инвентарь) занятия необходимо продумать и подготовить заранее.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся.

Методическое обеспечение открытого занятия (урока)

Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:

  • календарно-тематический план;
  • план (конспект) тренировочного занятия;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • ЭСО, презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для  домашнего задания;
  • методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Тренер-преподаватель, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.

Проведение открытого занятия

Проводится открытое занятие  в обычной деловой обстановке.

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия; не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе тренера-преподавателя, ведущего занятие.

Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как тренер-преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение и анализ открытого занятия (урока)

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.

Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи тренеру-преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении занятия вопросы к тренеру-преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • тренер-преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные педагоги;
  • заместитель директора по учебной работе, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление тренера-преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.

Выступающие педагоги должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы тренера-преподавателя.

В заключении выступают заместитель директора по учебной работе, методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентов средних профессиональных учреждений

Конспект открытогоучебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентовсредних профессиональных учреждений...

Конспект открытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентов средних профессиональных учреждений

Конспектоткрытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентовсредних профессиональных учреждений...

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях

Выступление на педагогическом совете по теме "Профилактика травматизма на учебно-тренировочных занятиях" будет интересно учителям физической культуры, администраторам школ...

Открытое учебно-тренировочное занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения

В данном материале план-конспект открытого учебно-тренировочного занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения...

Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за ...

Организация и методика учебно-тренировочного процесса на занятиях по ОВД в рамках проведения учебно-полевых сборов

Организация и методика учебно-тренировочного процесса на занятиях по ОВД в рамках проведения учебно-полевых сборов...