планирование 10 кл. юноши
календарно-тематическое планирование по физкультуре (10 класс)

Тематическое планирование для учащихся 10кл юноши

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _10_klass_yun.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

           

                    УТВЕРЖДАЮ

               Директор  школы        

               Н.М. Веретёхина

             Приказ № 101 от  28.08.2019г        

                                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                         ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

           для  10 класса (юноши)

 на 2019- 2020 учебный год

                                                                                     

                                                                           Учитель:  Лишефай Наталья Николаевна

РАССМОТРЕНА

 

       СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО

        Зам. директора по УВР

протокол № 1  от 26.08.2019г

                   В.В. Тищенко

                 Н.Н. Кузменская

                   27.08.2019г

Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета «Физическая культура»  обучающимися  10 класса (юноши)

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:

объяснять:

• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;

• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

• личной гигиены и закаливания организма;

• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

• самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

• приемы массажа и самомассажа;

• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

• судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Юноши

Скоростные

Бег 30 м

5,0 с

Бег 100 м

14,3 с

Силовые

Подтягивание из виса на высокой перекладине

10 раз

Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз

 Прыжок в длину с места, см

215 см

К выносливости

Кроссовый бег на 3 км

13 мин 50 с

Кроссовый бег на 2 км

Двигательные умения, навыки и способности:

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5х2,5м с 10-12 м (девушки) и 15-25м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1м с 10 м (девушки) и с 15-20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.

Содержание учебного предмета

          Содержание программного материала состоит из двух основных частей:  базовой  и вариативной (дифференцированной).  Базовый компонентом  в программе является  основа общегосударственного стандарта.     Вариативный (дифференцированный) компонент учитывает индивидуальные способности детей и материально-технической базы школы. Часы вариативной части дополняют разделы программного материала базовой части.

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках

(1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур указана в программах 1-9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

2. Спортивные игры

В 10-11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др., защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на техник тактику развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10-11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.

Основная направленность

Программный материал по спортивным играм

Баскетбол

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование ловли и передач мяча

Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники бросков мяча

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники защитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам баскетбола.

Игра по правилам

Волейбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники приема и передач мяча

Варианты техники приема и передач мяча

На совершенствование техники подач мяча

Варианты подач мяча

На совершенствование техники нападающего удара

Варианты нападающего удара через сетку

На совершенствование техники защитных действий

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам

На совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и

ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным

На развитие выносливости

Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10-13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

На знания о физической культуре

Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми

На овладение организаторскими умениями

Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий

Самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми

3. Гимнастика с элементами акробатики

В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками - более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом - и комбинации этих упражнений.

Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старщих классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.

Основная направленность

Программный материал по гимнастике с элементами акробатики

На совершенствование строевых упражнений

Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами

На освоение и совершенствование висов и упоров

Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до села ноги врозь, соскок махом назад

На освоение и совершенствование опорных прыжков

Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см

На освоение и совершенствование акробатических упражнений

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов

На развитие координационных способностей

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами

На развитие скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами

На знания о физической культуре

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах

На овладение организаторскими умениями

Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшим и школьниками

Самостоятельные занятия

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями

4. Легкая атлетика

В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8-9 классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания колья, диска, молота, толка- ния ядра.

Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.

Основная направленность

Программный материал по легкой атлетике

На совершенствование техники

спринтерского бега

Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон.

Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег

На совершенствование техники длительного бега

Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин.

Бег на 3000 м

На совершенствование техники прыжка в длину с разбега

Прыжки в длину с 13- 15 шагов разбега

На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега

Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега

На совершенствования техники метания в цель и на дальность

Метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м.

Метание гранаты 500-700 г с места на дальность, с колена, лежа;

с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 12-15 м, по движущейся цели (2х2 м) с расстояния 10-12 м.

Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние

На развитие выносливости

Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка

На развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных и. п, бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками

На знания о физической культуре

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований

На совершенствование организаторских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой

5. Лыжная подготовка

Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке остается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.

Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять малоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.

Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.

Основная направленность

Программный материал по лыжной подготовке

На освоение техники лыжных ходов

Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши)

На знания о физической культуре

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях

6. Элементы единоборств

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в 8-9 классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усиливается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.

Основная направленность

Программный материал по элементам единоборств

На освоение техники владения приемами

Приемы самостраховки.  Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка

На развитие координационных способностей

Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Силовые упражнения и единоборства в парах

На знания о физической культуре

Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца

На освоение организаторских умений

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств

Самостоятельные занятия

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Распределение учебного  времени на различные  виды программного материала (сетка  часов) при трёхразовых занятиях в неделю  в 10 классах (юноши)

№ п/п

Вид программного               материала

     (разделы)

Кол-во часов

(уроков)

за год

              Кол-во часов (уроков) по четвертям

I

II

III

IV

1

Базовая часть

            87

1.1

Основы знаний о физической культуре

   

В процессе урока

1.2

Спортивные игры:

Баскетбол:

Волейбол:

Футбол:

           21+4 за единобор= 25

3

10

12

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

           18

3

12

3

1.4

Лёгкая атлетика

21

13

8

1.5

Лыжная подготовка

18

18

1.6

Элементы единоборств

5

5

2

Вариативная часть

18

2.1

Лёгкая атлетика.

5

5

2.2

Спортивные игры:

Футбол:

Баскетбол:

13

6

1

6

Итого за год всего часов

        105

      26

      22

       30

       27

 

Тематическое планирование уроков физической культуры в 10 классе (юноши)

п/п

уро-ка

№ уро-ка в раз-деле

Наименование раздела, темы урока

Коли-чество часов

Дата

проведения урока

I  четверть

26 часов

                                              Гимнастика

3 ч

1

1

Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Обучение технике лазания по шесту без помощи ног.  

1

2

2

Обучение  преодолению полосы препятствий. ВК

1

3

3

 Повторение преодоления полосы препятствий. КН – подтягивание на высокой перекладине

1

                                 Лёгкая атлетика

13часов

4

1

Инструктаж по ТБ на уроках лёгкой атлетики.

Повторение техники высокого и низкого старта бег до 40м

1

5

2

Стартовый разгон.  Повторение техники бега с максимальной скоростью.

1

6

3

Повторение техники беговых упражнений. КН - бег 30м

1

7

4

Повторение техники бега в переменном темпе от 10 до 15мин.

ПИ «Челнок»

1

8

5

Обучение технике бега на средние дистанции, бег до 800м.

КН - бег 100м

1

9

6

Обучение технике метания малого мяча 150г  с   4-5 бросковых шагов,  с разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. ПИ «Салки с мячом»

1

10

7

Повторение техники бега в равномерном темпе, бег до 1000м.

КН -  бег 3х10м

1

11

8

Обучение технике метания малого мяча 150г в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м. Повторение техники бега на длинные дистанции

1

12

9

 Повторение техники метания малого мяча 150г в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м. КН- бег 1000м

1

13

10

Обучение технике метания гранаты  500-700г  с места на дальность с колена, лёжа. Эстафетный бег 4 х 200м

1

14

11

Повторение техники метания гранаты  700г  с места на дальность с колена,  лёжа. Повторение техники бега на длинные дистанции – 2000м

1

15

12

Обучение технике метания гранаты  - 700г с 4-5 бросковых шагов на дальность в коридор 10м и заданное расстояние. ПИ «Салки с мячом»

1

16

13

  Повторение техники метания гранаты  - 700г с 4-5 бросковых шагов на заданное расстояние; в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 12-15 м.  КН - бег 2000м

1

Спортивные игры - футбол

17

1

Инструктаж по ТБ на уроках  футбола. Повторение комбинаций из освоенных элементов. Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3

1

18

2

Повторение техники ударов по мячу ногой и головой, остановок мяча. Двусторонняя игра

1

19

3

Повторение техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3

1

20

4

Повторение тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

1

21

5

Повторение техники действия против игрока без мяча и с мячом.  Двусторонняя игра

1

22

6

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двусторонняя игра

1

Спортивные игры - баскетбол

23

1

Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. Повторение техники передвижений, остановок, поворотов, стоек

1

24

2

Повторение техники ловли и передачи мяча. П.И. «Живая цель»

1

25

3

Повторение техники ловли и передачи  мяча в движении.

Двусторонняя игра

1

26

4

Повторение техники бросков мяча без сопротивления защитника. Двусторонняя игра

1

II четверть

22часа

Спортивные игры  - баскетбол

10часов

27

1

Повторный инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. Обучение технике бросков мяча с сопротивлением защитника

1

28

2

Повторение техники ведения мяча без сопротивления защитника. ПИ «Вратарь»

1

29

3

Обучение технике ведения мяча с сопротивлением защитника. Двусторонняя игра

1

30

4

Обучение действиям игрока без мяча и с мячом. ПИ « Выбей мяч»

1

31

5

Повторение техники ведения мяча с изменением направления и скорости. Двусторонняя игра

1

32

6

Обучение тактике позиционного  нападения. Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3. Учебная игра

1

33

7

Повторение техники броска мяча одной рукой с места с сопротивлением защитника. ПИ «Салки с мячом»

1

34

8

Обучение тактике свободного нападения. Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3. Учебная игра

1

35

9

Повторение техники броска мяча в движении. ПИ« Вызов номеров»

1

36

10

Повторение техники броска мяча  с расстояния 4,8м.

Двусторонняя игра

1

                              Гимнастика

12часов

37

1

Повторный инструктаж по ТБ на уроках гимнастики.

Повторение поворотов в движении. Поднимание туловища

1

38

2

Повторение перестроений из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Прыжки через скакалку

1

39

3

Повторение комбинаций и различных  положений и движений рук, ног, туловища. КН- поднимание туловища

1

40

4

Обучение технике стойки на лопатках. ОРУ с гантелями.

КН- сгибание и разгибание рук в упоре

1

41

5

Повторение техники стойки на лопатках. Упражнение «уголок»

1

42

6

Обучение технике прыжка  ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см.  КН- сгибание и разгибание рук в упоре

1

43

7

Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120см.

 КН - уголок в упоре на полу из ип сидя

1

44

8

Обучение: длинный кувырок  вперёд.  ПИ «Мяч над головой»

1

45

9

Обучение технике стойки на руках с помощью. КН - наклоны вперёд из положения сидя

1

46

10

Обучение: кувырок назад через стойку на руках с помощью.

КН - наклоны вперёд из положения стоя

1

47

11

Обучение: переворот боком, прыжок в глубину (высота 150-180см). КН - прыжки через скакалку

1

48

12

Повторение: кувырок назад через стойку на руках с помощью. ПИ «Прыжки по полосам»

1

III четверть

30часов

Лыжная подготовка

18часов

49

1

Инструктаж по ТБ на уроках лыжной подготовки. Подбор спортивного инвентаря

1

50

2

Повторение строевых упражнений с лыжами, на лыжах.

 ПИ «Карельская гонка»

1

51

3

Повторение техники попеременного двухшажного хода. ПИ «Гонка с преследованием»

1

52

4

Повторение техники одновременного одношажного хода. Прохождение дистанции до 2 км

1

53

5

Повторение техники попеременного двухшажного хода.

ПИ «Биатлон»

1

54

6

Повторение одновременного одношажного хода.  Прохождение дистанции до 3км

1

55

7

Обучение технике  попеременного четырёхшажного хода.

ПИ «Гонки с выбыванием»

1

56

8

Кросс 2 км. ПИ «Как по часам»

1

57

9

Обучение технике конькового хода. Эстафета с передачей лыжных палок

1

58

10

ПИ «Гонки с преследованием». Прохождение дистанции до 4км

1

59

11

Повторение техники конькового хода без палок. Торможение плугом. ПИ «Как по часам»

1

60

12

Обучение технике одновременного двухшажного хода. Прохождение дистанции 4 км свободным ходом

1

61

13

Обучение лыжной эстафете. ПИ «Быстрые лыжники»

1

62

14

Повторение поворотов переступанием на спуске.

 Кросс  - 3 км

1

63

15

Обучение переходу с одновременных ходов на попеременные.

ПИ «Остановка рывком»

1

64

16

Повторение поворота «плугом». КН- эстафета 6х 1000м

1

65

17

Обучение преодолению подъёмов и препятствий. ПИ « С горки на горку»

1

66

18

Прохождение дистанции до 5 км. Правила самостоятельных занятий

1

Спортивные игры -  волейбол

12часов

67

1

Инструктаж по ТБ на уроках волейбола. Повторение техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. ПИ «День и ночь»

1

68

2

Повторение техники передачи  мяча двумя руками сверху. Учебная игра

1

69

3

Повторение техники приёма мяча двумя руками снизу. Двусторонняя игра

1

70

4

Обучение технике передачи мяча вдоль сетки; через сетку. Учебная игра

1

71

5

Обучение технике нижней прямой подаче мяча. Двусторонняя игра

1

72

6

Повторение техники передачи мяча во встречных колоннах через сетку. ПИ «Удержи мяч»

1

73

7

Обучение технике верхней прямой подаче мяча. Двусторонняя игра

1

74

8

Обучение технике подачи мяча на точность. ПИ «Попади в цель»

1

75

9

Обучение технике прямого  нападающего удара с зоны № 2 и 4.

Двусторонняя игра

1

76

10

Обучение технике блокирования нападающего удара; одиночное. Учебная игра

1

77

11

Повторение техники прямого  нападающего удара с зоны № 2 и 4.

ПИ «Картошка»

1

78

12

Повторение  техники блокирования нападающего удара; одиночное. Двусторонняя игра

1

IV  четверть

27часов

Элементы единоборств

5часов

79

1

Инструктаж по ТБ на уроках единоборств. Повторение: стойки, передвижение в стойках. ПИ «Часовые и разведчики»

1

80

2

Повторение техники захватов рук и туловища. ПИ «Перетягивание в парах»

1

81

3

Обучение: освобождение от захватов.  ПИ « Часовые и разведчики»

1

82

4

Обучение приёмам борьбы за выгодное положение.

ПИ « Борьба за предмет»

1

83

5

Обучение приёмам  самостраховки.  Приёмы борьбы лёжа и стоя.

Учебная схватка

1

Лёгкая атлетика

13часов

84

1

Повторный инструктаж по ТБ на уроках лёгкой атлетики. Обучение технике прыжка в высоту с 7-9 шагов разбега.  ПИ «Удочка»

1

85

2

Обучение технике броска набивного мяча (3кг) двумя руками из различных  ип.  КН - челночный бег 3х10м

1

86

3

Обучение технике прыжка в высоту с 9-11 шагов разбега.

ПИ «Выше ноги от земли»

1

87

4

Повторение техники прыжка в высоту с 9-11 шагов разбега.

Сгибание и разгибание рук в упоре

1

88

5

Обучение технике эстафетного бега.  КН - бег 30м

1

89

6

Повторение техники эстафетного бега 4х200м. ПИ« Попади в цель»

1

90

7

Обучение технике метания гранаты (700г) в цель 2х2м с расстояния 12-15м.  КН – бег 60м

1

91

8

Повторение техники метания гранаты (700г) в цель 2х2м с расстояния 12-15м.  КН- 6 минутный бег

1

92

9

Обучение технике прыжка в длину с 10-13 шагов разбега.

 ПИ «Челнок»

1

93

10

Обучение технике прыжка в длину с 13-15 шагов разбега.  Преодоление полосы препятствий

1

94

11

Обучение технике бега с преодолением препятствий. Бег до 3 км

1

95

12

Повторение техники прыжка в длину с 13-15 шагов разбег.

ПИ «Кто дальше»

1

96

13

Повторение техники бега  на длинные дистанции.

КН - бег 3000м

1

                                      Гимнастика

3часа

97

1

Повторный инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Повторение техники лазания по шесту

1

98

2

Обучение: подъём в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись сзади.  КН- вис на согнутых руках

1

99

3

Лазанье по шесту на время.  КН - уголок в упоре на полу из и.п сидя

1

Спортивные игры - футбол

6ч аса

100

1

Повторный инструктаж по ТБ на уроках  футбола. Повторение техники ударов по мячу ногой и головой, остановок мяча. Учебная игра

1

101

2

Повторение техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3. Двусторонняя игра

1

102

3

 Повторение тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Учебная игра

1

103

4

Обучение технике удара по воротам и  технике игры вратаря. Игровые задания 2:1; 3:3. Двусторонняя игра

1

104

5

Обучение тактике свободного и  позиционного нападений.  Игровые задания 3:1; 2:1; 3:3. Учебная игра

1

105

6

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двусторонняя игра

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование. 10 класс. Юноши.

Планирование материала по физической культуре для юношей 10  класса на основе Программы Ляха и Зданевича при трёх уроках в неделю....

Поурочно-тематическое планирование. 11 класс. Юноши.

Планирование материала по физической культуре для юношей 11класса на основе Программы Ляха и Зданевича при трёх уроках в неделю....

Тематическое планирование 11 класс (юноши)

Пояснительная записка, годовой план - график прохождения учебного материала с содержанием задач уроков....

Тематическое планирование 10 класс (юноши)

Тематическое планирование 10класс (юноши), 68 учебных часа (В.И. Лях, ЗданевичА.А.)...

Поурочное планирование уроков СБО "Культура общения между юношами и девушками"

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах...

Календарно тематическое - планирование по физкультуре 11 класс (юноши)

Краснодарский край Курганинский  район ст. Новоалексеевскаямуниципальное автономное общеобразовательное учреждение   средняя образовательная  школа№6 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА...

календарно-тематическое планирование по физкультуре 10-11 кл. юноши, девушки

Данное календарно-тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы А.П. Матвеева и расчитано на 3 часа в неделю - 102 часа в год. Планирование подразделяется отдельно но юношей и девуше...