Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1 класс VIII в.
рабочая программа по физкультуре

Животков Александ Александрович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Рабочая программа предмета «Физическая культура” составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2015 г.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказа Минобрнауки России от 8.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 г. № 1529 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат»  на 2016/17 учебный год.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  • С учётом авторской учебной программы В.М.Мозговой.
  • Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи предмета.

  Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

  Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

     • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

      • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

      • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

      • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

      • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

      • содействие военно-патриотической подготовке.

Содержание программы.

 Программа по физкультуре структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.

Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий  территории.

В программе предусмотрен примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и пересторения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.

Упражнения общеразвивающего и корригируещего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях позвоночника и более избирательного воздействия  на мышцы туловища.

Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений.

Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда – правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.

В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.

На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелазания.

Упражения в лазаньи и перелазании – эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогаю формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание.

Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида рекомендуется проводить с 1 класса, желательно на сдвоенных  уроках при температуре до -15 при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами (коньками) позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.

Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья.

Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащихся должен допускать врач школы.

Говоря о социализации выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида как генеральной цели, нельзя забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач, создавать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся  должны:

Знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- об особенностях игры;

Уметь:

-  выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- знать элементарные правила игры

     Основными формами контроля знаний, умений, навыков является контроль знаний (текущий и промежуточный), позволяющий определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Минимальный уровень:

представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

знание спортивных традиций своего народа и других народов;

знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26        

27

1

2

3

4

6

   

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий физической культурой

Тестирование

Мониторинг

«Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м)

Высокий старт

Прыжки в длину с разбега

Челночный бег

Метание мяча с места в цель

Многоскоки

Равномерный бег до 4 мин

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

Техника безопасности во время занятий  играми

Ведение мяча на месте и в движении

Ведение мяча с изменением направления

Ловля и передача мяча на месте   и в движении

 Ловля и передача мяча на месте   и в движении в тройках

Броски в кольцо двумя руками снизу

Броски в кольцо двумя руками снизу

Ловля и передача мяча на месте   и в движении по кругу

Броски в кольцо одной рукой от плеча

Верхняя передача мяча над собой (упрощенный вариант)

Нижняя передача мяча над собой (упрощенный вариант)

Верхняя и нижняя передачи мяча над собой

Нижняя прямая подача

Верхняя передача мяча в парах

Нижняя передача мяча в парах

Верхняя и нижняя передачи мяча в парах

Верхняя и нижняя передача в кругу

          II- ЧЕТВЕРТЬ

ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ

Техника безопасности во время занятий гимнастикой

Перекаты в групперовке с последующей опорой руками за головой

Лазанье по канату

Стойка на лопатках

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками

«Мост» из положения лежа на спине

Упражнения в висе стоя и лежа

Акробатическая комбинация

Акробатическая комбинация

Лазанье по канату

Упражнения в висе стоя и лежа

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне

Упражнения в висе на разновысоких брусьях

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа

Упражнения на гимнастической стенке

Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях

Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях

Комбинация из освоенных элементов на гимнастическом бревне

Преодоление гимнастической полосы препятствий

             III- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой

Ступающий шаг без палок

Ступающий шаг с палками

Скользящий шаг без палок

Скользящий шаг без палок

Скользящий шаг с палками

Повороты переступанием вокруг пяток

Скользящий шаг с палками

Повороты переступанием вокруг носков

Подъем ступающим шагом

Повороты переступанием

Спуски в высокой стойке

Подъем «лесенкой»

Спуски в низкой стойке

Попеременный двухшажный ход без палок

Попеременный двухшажный ход без палок

Подъемы  и спуски  с небольших  склонов

Попеременный двухшажный ход без палок

Попеременный двухшажный ход с палками под уклон

Попеременный двухшажный ход с палками под уклон

Подъемы и спуски  с небольших склонов

Повороты переступанием

Попеременный двухшажный ход с палками

Попеременный двухшажный ход с палками

Игры на лыжах

Передвижение на лыжах до 1,5-х км

Передвижение на лыжах до 1,5-х км

Подъемы и спуски  с небольших склонов

Передвижение на лыжах до 1,5-х км

Игры на лыжах

         IV-  ЧЕТВЕРТЬ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

Техника безопасности во время занятий  играми

Ведение мяча на месте и в движении

Ведение мяча с изменением направления

Ловля и передача мяча на месте   и в движении

 Ловля и передача мяча на месте   и в движении в тройках, по кругу

Учебная игра  в «мини-баскетбол»

Верхняя и нижняя передачи мяча над собой

Верхняя и нижняя передачи мяча в парах

Нижняя прямая подача

Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу

Учебная игра в  «Пионербол»

Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу

Учебная игра в  «Пионербол»

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега способом «Перешагиванием»

Прыжки в высоту с разбега Прыжки в высоту с разбега Прыжки в высоту с разбега

Метание мяча на дальность

Метание мяча на дальность

Прыжки в длину с разбега

Медленный бег до 5 мин

Бег 1500 м без учета времени

Тестирование

Мониторинг