Школьный этап олимпиады по физической культуре
методическая разработка по физкультуре

Евгений Иванович Каблуков
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретико-методические задания для учащихся 5-8 классов


1.В какой спортивной игре нет вратаря?
а) футбол;        

б) хоккей;    

в) баскетбол;    

г) водное поло.
2. Что вредит здоровью человека?
а) физкультура;  

б) закаливание;    

в) табакокурение;    

г) плавание.
3. В каком году праздновались первые современные Игры Олимпиады? 
а)1896;

б)1898;                  

в)1900;                        

г)1902 г.
4.Основными критериями оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которую измеряют:
а) в градусах и линейных мерах;
б) показателем разницы между величинами пассивной и активной гибкости;
в) временем удержания позы;
г) в угловых градусах.

5.Что является основным источником энергии для организма?
а) белки и витамины;                                   

б) углеводы и жиры;
в) углеводы и минеральные элементы;          

г) белки и жиры.

6. Год проведения 1 Всемирных юношеских игр:
а)1996 г;        

б)1998 г;          

в)2000 г;          

г)2002 г.
7.В переводе с греческого «гимнастика» означает:
а) гибкий;

б) упражняю, тренирую;  

в) преодолевающий;  

г) оздоровляюсь.
8.Назовите родину шахмат
а) Англия;            

б) Индия;        

в) Россия;          

г) Франция.

9.В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?
а) 1944;        

б) 1976;        

в) 1980;         

г) 1984.

10.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека?
а) образ жизни;
б) наследственность;
в) климат;
г) общество.

11. Гигиена – это
а) область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;
б) свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;
в) область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) все выше перечисленное.
12.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде
а) 20-ой      

б) 21-ой                

 в) 22-ой  

 г) 23-ой

13. Что является разновидностью волейбола?
а) баскетбол;    

б) пляжный волейбол;        

в) пионербол;    

г)уличный  баскетбол.
14.В чем главное назначение спортивной одежды?
а) защищать тело человека от неблагоприятных воздействий внешней среды;
б) поражать одноклассников и учителей цветом, фасоном;
в) подчеркивать индивидуальные особенности телосложения спортсмена;
г) рекламировать товары массового потребления известных  фирм.

15. В каком командном виде спорта сборная России стала олимпийским чемпионом в 2016 году?

а) баскетбол;

б) волейбол;

в) гандбол;

г) футбол.



Предварительный просмотр:

Теоретико-методические задания для учащихся 9-11 классов

1. Туфли для бега называются
а) кеды; 
б) пуанты; 
в) чешки; 
г) шиповки. 

2. Основоположником отечественной системы физического воспитания является
а) М.В. Ломоносов; 
б) К.Д. Ушинский; 
в) П.Ф. Лесгафт; 
г) Н.А. Семашко. 

3. С низкого старта бегают
а) на короткие дистанции; 
б) на средние дистанции; 
в) на длинные дистанции; 
г) кроссы. 

4. Олимпиониками в Древней Греции называли
а) жителей Олимпии; 
б) участников Олимпийских игр; 
в) победителей Олимпийских игр; 
г) судей Олимпийских игр. 

5. Гиподинамия – это следствие
а) понижения двигательной активности человека; 
б) повышения двигательной активности человека; 
в) нехватки витаминов в организме; 
г) чрезмерного питания. 

6. Динамометр служит для измерения показателей
а) роста; 
б) жизненной емкости легких; 
в) силы воли; 
г) силы кисти. 

7. Каковы нормальные показатели пульса здорового взрослого нетренированного человека в покое?

а) 60-80;
б) 70-90;

в) 75-85;

г)  50-70.

8. Что такое «мертвая точка»? 

а) «второе» дыхание;

б) временное снижение работоспособности;

в) нехватка кислорода;

г) утомление.

9. Что из перечисленного не предполагает здорового образа жизни? 

а) минимальная физическая нагрузка;

б) закаливание;

в) утренняя гигиеническая гимнастика;

г) самостоятельные занятия физической культурой.

10. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?

а) в подготовительной;

б) в основной;

в) в тактико-технической;

г) в заключительной.

 

11. Какой вид спорта может отрицательно повлиять на формирование осанки?

а) художественная гимнастика;

б) лёгкая атлетика;

в) лыжный спорт;

г) велоспорт.

 

12. Какая страна стала первой страной, организовавшей ассоциацию студенческого спорта?

а) Великобритания;

б) СССР;

в) США;

г) Франция.

13. Какой спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и

условий повседневной жизни?

а) спорт высших достижений;

б) массовый спорт;

в) профессиональный спорт;

г) физкультура.

14. Кто имеет право участвовать в Универсиадах?

а) школьники;

б) студенты;

в) абитуриенты;

г) люди с ограниченными возможностями состояния здоровья.

15. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?

а) коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий;

б) регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных

возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства;

 в) спорт, который предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях;

г)  составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

16. Что является основным средством физического воспитания? 

а) подвижные игры;

б) физическая нагрузка;

в) двигательное действие;

г) физическое упражнение.

 

17. Каково основное значение витаминов для организма?

а) способствуют наращиванию мышечной массы;

б) регулируют реакции обмена веществ;

в) способствуют закаливанию организма;

г) способствуют регулированию массы тела.

18. Как называется количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха?

а) жизненная емкость легких (ЖЁЛ);

б) максимальное потребление кислорода (МПК);

в) частота дыхания (ЧД);

г) минутный объём дыхания (МОД).

19. Как называется привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения?

а) расслабление;

б) сколиоз;

в) осанка;

г) телосложение.

20. Какими по счёту проходили Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро?

а) XXVI;

б) XXX;

в) XXXI;

г) XXIX.



Предварительный просмотр:

Комплект олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету

«Физическая культура»

Практический тур  

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ  

Баскетбол

Девочки и мальчики 5- 8 классы.

Участник находится на линии старта с мячом. По сигналу судьи конкурсант лицом движется с ведением мяча к фишке №1 и оббегает ее с правой стороны, затем фишку №2 с левой стороны и фишку №3 с правой стороны,  ведет мяч в зону для выполнения штрафного броска в кольцо любым способом.

После броска участник подбирает мяч и ведет к центральному кругу, далее выполняет обводку центрального круга. После обводки ведет мяч к щиту №2 и выполняет один бросок в кольцо любым способом. Подбирает мяч, далее с ведением мяча движется к щиту №1 и выполняет бросок в кольцо любым способом.

Оценка исполнения

Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска в кольцо щита № 1. Если участник из 3 бросков не попал ни разу в кольцо, он наказывается штрафом – 3 секунды (по 1 секунде за каждое непопадание). Если участник не попал штрафной бросок, к его времени прибавляется 1 сек. За каждое нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется за каждое нарушение по 1 секунде. За необбегание центрального круга добавляется 10 сек. штрафного времени.  Касание центрального круга мячом или любой другой частью тела наказывается штрафом - за каждое касание по 1 сек. За необбегание фишки добавляется по 5 штрафных секунд.


Юноши и девушки 9-10-11 классы.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                               

     Участник находится за лицевой линией (фишка-ориентир №1) лицом вперед. По сигналу конкурсант ускоряется лицом вперед вдоль боковой линии

до фишки-ориентира № 2, оббегая ее, выполняет поворот и приставным шагoм правым боком перемещается к линии штрафного 6pocка. После выполнения по очереди трех штрафных бросков, участник движется приставными шагами левым боком к фишке-ориентиру № 3, оббегает фишку и с ускорением бежит к фишке-ориентиру № 2, где находится мяч. Участник берет мяч и правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 4, левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 5 и правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 6, таким образом, ведение осуществляется дальней рукой от фишки-ориентира. Пocлe прохождения фишки-ориентира № 6 ведет мяч к щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.

Оценка исполнения

     Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска в корзину из-под шита. В случае' непопадания участник имеет право выполнить две дополнительные попытки. Если участник уходит с площадки, не выполнив дополнительные попытки, то к его времени выполнения задания прибавляется по 10 сек за каждый не совершенный бросок. Если участник из З бросков, совершенных из-под щита, не попал ни разу в кольцо, он наказывается штрафом - 5 секунд. 3а каждый неточный штрафной бросок добавляется по 5 секунд. Если конкурсант заступил за линию штрафного броска - мяч не засчитывается, и ему начисляются 5 штрафных секунд. За каждое нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется за каждое нарушение по 1 секунде. За необбегание фишки-ориентира и перемещение неуказанным способом добавляется по 3 штрафных секунды.

Легкая атлетика  

5-8, 9-11 КЛАССЫ

 Мальчики/юноши; девочки /девушки

Испытания в данном виде спорта проводятся в беге на следующие дистанции: 300 м – девочки/девушки; 400 м – мальчики/юноши.

Состязания проводятся в спортивном зале. Количество кругов 300 м – 6 кругов; 400 м – 8 кругов.



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ для проверки олимпиадного задания по физической культуре, выполненного учащимися 5-8 классов

        

Номер вопроса

Ответ

1

В

2

В

3

А

4

А

5

Г

6

Б

7

Б

8

Б

9

В

10

А

11

В

12

В

13

Б

14

А

15

В



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ для проверки олимпиадного задания по физической культуре, выполненного учащимися 9-11 классов

Номер вопроса

Ответ

1

г

2

в

3

а

4

в

5

а

6

г

7

а

8

б

9

а

10

а

11

г

12

в

13

б

14

б

15

б

16

г

17

б

18

а

19

в

20

в



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

 ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Характеристика содержания школьного этапа, описание подходов к разработке заданий предметно-методическими комиссиями

Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все учащиеся 5-11 классов всех общеобразовательных школ населенного пункта (города, деревни, области, платформы, поселка, поселка городского типа, рабочего поселка, района, села, станицы, станции, хутора). Рекомендуемые сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года, количество проводимых дней – не более 3 дней. Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей. Конкурсные испытания олимпиады должны состоять из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.  Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол (по выбору организаторов). Организаторы могут включить в олимпиадные задания испытание по виду спорта из вариативной (региональной) части школьной программы.  Олимпиадные задания должны состоять из набора технических приемов, характерных выбранному методической комиссией виду спорта, по которому проводится испытание. Предметно-методическая комиссия должна разработать регламент каждого практического испытания по виду спорта, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, оценка выполнения и др.   Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с программными требованиями к уровню знаний учащихся соответствующей возрастной группы основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура». Задания для теоретико-методического испытания учащихся во всех возрастных группах должны содержать не более 15 вопросов для 5 – 8 классов и не более 20 вопросов для 9 -11 классов. Из четырех приведенных вариантов ответов только один является правильным. Каждый правильный ответ оценивается в  1 (один) балл. Предметно-методическая комиссия должна разработать технологию оценки выполнения данного вида задания, а также регламент теоретико-методического испытания, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, оценка выполнения, и др.  

Перечень материально-технического обеспечения в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий

Материально-техническое обеспечение каждого вида испытания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» зависит от предложенного предметно-методической комиссией содержания и примеров заданий программы олимпиады.  При проведении испытаний по спортивным играм (волейболу, баскетболу, футболу и др.) рекомендуется выполнять контрольные упражнения на площадке со специальной разметкой для игры в соответствующий вид спорта. Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов. Также для проведения испытания необходимо иметь соответствующие снаряжение и инвентарь (сетка, мяч, ворота, фишки и др.).  При проведении испытаний по легкой атлетике в зависимости от включенных заданий рекомендуется иметь соответствующие оборудование и инвентарь: секундомер (бег на различные дистанции), прыжковую яму (различные виды прыжков), сантиметр, ядро, маты и др.  При проведении теоретико-методического задания учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.  

 

Список литературы, интернет - ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного этапа

Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я.  Виленский. – М. : Русское слово, 2012.  

Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. : Дрофа, 2012.

Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.

Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / А. П. Матвеев. –  М. : Просвещение, 2011.

Физическая культура 10–11  классы : учебник для общеобразовательных учреждений ; под ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.

Периодические издания: Спорт в школе : журнал. Спорт в школе : газета (Издательский дом «Первое сентября»). Физическое воспитание в школе : журнал. Физическая культура в школе: журнал.

Интернет- ресурсы: Сайт учителя физической культуры. - http://fizra137.

arod.ru . – Июнь 2013. Физкультура в школ : www.fizkulturavshkole.ru .  – Июнь 2013. Я иду на урок физкультуры. - http://spo.1september.ru/urok . – Июнь 2013.  

Описание специфики олимпиады по предмету «Физическая культура» для разработки требований к организации и проведению школьного этапа в субъектах Российской Федерации

Все виды испытаний должны проходить отдельно среди учащихся разного пола и в следующих двух возрастных группах: 1 группа – 5-8 классы (мальчики, девочки); 2 группа – 9-11 классы (юноши, девушки). Практический тур. Практические испытания заключаются преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура». Количество практических испытаний на школьном этапе Всероссийской олимпиады равно трем. Виды практических испытаний должны выбираться предметно- методической комиссией – два любых практических испытания из разделов: легкая атлетика, спортивные игры; третье испытание – из вариативной части региона или испытание по прикладной физической культуре «Полоса препятствий». Теоретико-методический тур должен проводиться во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным предметно-методической комиссией, и является обязательным испытанием школьного этапа. Продолжительность теоретико-методического испытания для всех возрастных групп – до 20 минут. Победители и призеры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников должны определяться по результатам набранных баллов за выполнение всех видов заданий на всех турах. Баллы начисляются в соответствии с местом (рангом), занятым участником по результатам отдельных испытаний. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов (рангов), набранных им за выполнение каждого задания – чем меньше сумма, тем выше результат.  В случае равенства результатов нескольких участников при выполнении отдельных заданий им начисляется количество баллов, являющееся средним арифметическим от суммы занятых мест.

Итоги олимпиады должны определяться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей в каждой возрастной категории. Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере возрастания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по физической культуре

Представлены рекомендации по проведению школьного этапа по физической культуре...

Программа школьного этапа олимпиады по физической культуре для 5-6 классов

Программа предназначена для проведения школьного этапа олимпиады школьников по физической культуре (5-6 класс)...

Программа проведения школьного этапа Олимпиады по физической культуре

Данный материал содержит как теоритические,так и практические задания Подробное описание практического тура для девушек и юношей 9-11 классов по баскетболу,легкой атлетике и гимнастике.Материал содерж...

"Муниципальный этап олимпиады по физической культуре - 2017"

quot;Муниципальный этап олимпиады по физической культуре - 2017"...

Школьный этап олимпиады по физической культуре - 2019

Школьный этап олимпиады по физической культуре - 2019...

Школьный этап олимпиады по физической культуре - 2020

Школьный этап олимпиады по физической культуре - 2020...