подтверждающие программно-методические и дидактические материалы
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Стрекаловский Евгений Николаевич

Материал для аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства: Урок физической культуры – основная форма занятий физическими упражнениями.

В настоящее время на уроках физической культуры я применяю следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений – круговая тренировка.

Фронтальная форма организации - выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя.

Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно (опосредованно).

Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом  поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком  Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.

Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом. Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех учебное задание, в данном случае – физические упражнения у гимнастических скамеек тремя группами или с мячом в тех же трех группах под общим руководством учителя.

Это коллективно-распределительная деятельность: взаимодействие учащихся в группах и парах. Поэтому на своих уроках использую такие методы, как обсуждение тем, разгадывание кроссвордов на спортивные темы, развитие истории спорта. Каждый ребенок выполняет свою функцию, кто-то контролирует нормативы, кто-то следит за правильностью выполнения. Все ребята стараются высказаться на уроке, дать совет. По окончанию урока при рефлексии ребенок оценивает свои возможности, что было достигнуто им на уроке, что получилось, а в чем-то нужно подтянуться.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

В своей работе я  использую следующие признаки  развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов работы с детьми я  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так например у детей  1- 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. Стараюсь  детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции. В нашей школе действует несколько секций: «Спортивные игры», «Бокс», «Шахматы», «Подвижные игры», «Туризм». В развитии и формировании  способностей учащихся  большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь  стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например, регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья»

 Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь  включать  детей в соревнования с  более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей   старается брать  на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, Днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ,   учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов. Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Важным фактором, влияющим на выявление и развитие  учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.  В сентябре  и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство  школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов, военизированная эстафета  к 23 февраля для 1-4  классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов к 8 марта, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов,  легкоатлетический пробег к 9 мая,  участие в районной спартакиаде школьников.  Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает мне  в работе с детьми.  Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация  учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.
  • нетрадиционные уроки:
  • интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж; 
  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.

  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные спортивные соревнования школы
  • предметные недели
  • дни здоровья

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Смотры конкурсы по видам спорта
  4. Медицинское обследование
  5. Социологическое обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико –биологическое обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико – биологическое обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатом которых судят о наличии  способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разноуровневого обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:

- на основе предварительной диагностики характеристик личности;

- уровня овладения общеучебными умениями и навыками учащимися;

- внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разноуровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры,по  ОБЖ,  задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.

Стараюсь  показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую  беседы, конкретные примеры. Важнейшей формой работы   по выявлению   и развитию способностей являются олимпиады  по физической культуре и ОБЖ.  Олимпиады  способствуют выявлению   способных  детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности   ребенка.   Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального  уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методические и дидактические материалы

Рабочая программа по физической культуре для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

программно-методические и дидактические материалы по выявлению и развитию способностей учащихся

программно-методические и дидактические материалы по выявлению и развитию способностей учащихся...

Программно-методический материал «Контрольно-измерительные материалы 9 класс/ Готовимся к ОГЭ.»

Презентация на тему "Новый формат письменной части ОГЭ по английскому языку. Этапы подготовки"...

Программно-методический материал «Контрольно-измерительные материалы 9 класс/ Готовимся к ОГЭ.»

Контрольная работа по английскому языку к учебнику Spotlight 9 по теме Town and Community Модуль 6...

Программно-методический материал «Контрольно-измерительные материалы 9 класс/ Готовимся к ОГЭ.»

Презентация по теме "Прямая и косвенная речь в английском языке"...