Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы
статья по физкультуре

Третьякова Елена Олеговна

Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и несёт в себе представление о силе, о приспособительной способности человека к разнообразным условиям жизни и ситуациям. Проблема сохранения здоровья школьника актуальна, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._statya_2.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Третьякова Е.О., ГБОУ школа №476

Санкт-Петербург, Колпинский район

“Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто”

(Сократ)

Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и несёт в себе  представление о силе, о приспособительной способности человека к разнообразным условиям жизни и ситуациям. Проблема сохранения здоровья школьника актуальна, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушениям в работе механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

1.обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе;

2.сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

3.научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике образовательной технологии. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
“Не навреди!” - все методы, приемы, средства должны быть хорошо проверенными на практике.
Приоритет заботы о здоровье направлен на психофизиологическое состояние учащихся.

Непрерывность и преемственность - работа ведется каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения-учащийся является участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. 

 Комплексный подход в единстве действий педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - выделение в действиях учеников положительных и отрицательных моментов.

Активность снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - реализация полученных знаний в повседневной жизни.

 Все здоровье сберегающие технологии разделяются на три группы:

1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2.технологии организации учебного процесса и активности учащихся на уроке;

3.психолого-педагогические технологии здоровье сбережения.

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного        процесса, позволяют длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Критерии здоровье сбережения

Характеристика

Гигиенические условия

Температурный режим, освещение.

Виды учебной деятельности

Опрос, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и т.д.

Виды преподавания

Словесный, наглядный, аудиовизуальный и т.д.

Методы, способствующие к активации ученика на уроке

Метод свободного выбора - беседа, выбор способа действия, свобода творчества.

Активные методы - ученик в роли исследователя, деловая игра.

Методы, направленные на самопознание и развитие.

Применения ТСО на уроке

Как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Деятельность ученика

Смена видов деятельности.

Применение моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз и т.д.

Мотивация в  деятельности ученика

Внешняя: оценка, похвала, поддержка.

Внутренняя: стремление к знаниям, интерес в обучении.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения: учитель - ученик; ученик - ученик.

Эмоциональная  разрядка на уроке

Поговорка, афоризм, музыкальная минутка и т.д.

Наблюдение учителя за работоспособностью ученика

Учёт наступления момента утомления и снижения учебной активности.

Темп окончания урока

Постепенное снижение работоспособности.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и активности учащихся на уроке

Правило 1. Правильная организация урока включает в себя умение ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый результат. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия позволяет педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся в течение учебного дня и в разные дни учебной недели позволяет грамотно спланировать учебно-воспитательный процесс.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Ведёт к снижению утомления. Поддержание и восстановление работоспособности учащихся, контролирование её изменение в ходе процесса обучения, способствует здоровье сбережения учащихся.

3. Психолого-педагогические технологии здоровье сбережения:

-Снятие эмоционального напряжения за счёт использования игровых технологий и интерактивных обучающих программ.

-Создание благоприятного психологического климата на уроке позволяет предупредить появление  утомления у учащихся и раскрыть творческие возможности каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта работоспособность класса повышается, что приводит к более качественному усвоению знаний и к высоким результатам в обучении.

-Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни предполагает профилактику различных заболеваний. Введение вопросов здоровья в рамки учебных предметов позволит осуществить межпредметные связи, а также позволит ученику применять изучаемый материал в жизни.

-К комплексному использованию личностно-ориентированных технологий можно отнести технологии проектной деятельности, обучения в сотрудничестве. Личностно-ориентированные  технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. В качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Целью школы становится использование внутренних сил и возможностей ученика для более полного развития личности. Это совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём повышения адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Приоритет воспитания над обучением позволяет, в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья ученика. Проявления гуманного отношения к детям в сочетании с проявлениями демократизации отношений оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет решать задачи охраны здоровья учащихся как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря их  использованию оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого, а следовательно, снизить негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Если научить школьников с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, взрослым примером демонстрировать здоровый образ жизни, то тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть более широко свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Одна из приоритетных целей образования - сохранение здоровья школьника....

Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и...

Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.

В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющие...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. О здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы для детей с ОВЗ

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения....