Выступление на конкурсе
методическая разработка по физкультуре

Комарская Ирина Викторовна

Так я представляла свой опыт работы по теме "здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым» Ж.Ж.Руссо

Добрый день уважаемые коллеги!

          Я, Комарская Ирина Викторовна, учитель физической культуры Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №9. Представляю Вашему вниманию свою творческую презентацию по теме: «Я – учитель здоровья».

         Со спортом я была связана еще со школьной скамьи моей родной школы, той самой в которой теперь и преподаю физическую культуру. Начиная с начальной школы участвовала во всех городских спортивных соревнованиях по легкой атлетике и баскетболу за честь школы, в том числе военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок». Наш юнармейский отряд был победителем не только городских, областных игр, но и Первого  всесоюзного финала «Орленок» проходящего в городе-герое Севастополь. За что были награждены поездкой в Москву на парад посвященный 45-летию Победы. Так спорт стал частью моей жизни и потому выбор профессии был для меня очевиден.

           После школы пошла учиться в Каменский педагогический колледж на отделение физическая культура. По окончании колледжа начала свою трудовую деятельность в средней школе №8 учителем физической культуры в начальных классах. А для повышения своего профессионального уровня поступила на заочное отделение Ростовского государственного педагогического университета на факультет физического воспитания. Затем 18 лет проработала в профессиональном училище №46 руководителем физического воспитания.

И вот теперь продолжаю свою педагогическую деятельность в родной школе №9

Учителем физической культуры в начальных классах.

Целью моей педагогической деятельности является формирование у обучающихся понимания здоровья как основной жизненной ценности, а также личностных установок на здоровый образ жизни.

В работе каждого учителя есть важная миссия – СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ЗДОРОВЫМ.

Но как для ребенка стать не просто учителем физической культуры , а
УЧИТЕЛЕМ ЗДОРОВЬЯ?

Здоровье учащихся - самое приоритетное направление в сфере образования. Вопросы всестороннего воспитания гармоничного развития подрастающего поколения, предупреждение заболеваемости становится все более актуальней. Среди учащихся начальных классов нарушение осанки составляет примерно 62%, к окончанию средней школы половина учащихся близоруки, у 30-40% наблюдаются отклонения в сердечно-сосудистой системе, избыточная масса у 20-25% учащихся. Именно в недостатке двигательной активности усматривается  основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей и подростков.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребѐнка, то они с самого раннего детства формируют у ребѐнкакультуру физических занятий, демонстрируя это на своѐм собственном примере. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

  Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребѐнка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении» и т.д.Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

  Причинами нарушений здоровья является :малоподвижный образ жизни (гиподинамия),недостаточная освещенность,перегрузка учебными занятиями, накапливание отрицательных эмоций без физической разгрузки.

Отсюда вытекают проблемы:заболевание опорно-двигательного аппарата,нарушения осанки, плоскостопие, снижение зрения, нервно-психические расстройства.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

-Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

-Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

-Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

-Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

И в решении этих вопросов  нам помогают  здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся и педагогов.

Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

И я  в своей работе применяю некоторые из них:

1. Соревновательно-игровые уроки

2. Использование карточек – заданий

3. Дыхательная гимнастика.

4. Сюжетно –ролевые  уроки (благодаря введению третьего урока физкультуры актуальным стало в начальной школе проведения уроков; сюжетно –ролевые  игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления , формирование характера, развитие воли, нравственных качеств. Дети проявляя в сюжетно-ролевых играх  ловкость, быстроту, силу, выносливость развиваются физически . При этом переживают позитивные эмоции: радость,

Остановлюсь на одном из них – соревновательно-игровые уроки -- для того чтобы преодолеть монотонность занятий делающий скучным процесс физического воспитания и применяю соревновательно-игровой метод.

Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применяя с одинаковым успехом в игровых и неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.

Включение соревновательных упражнений в различные части урока зависит от поставленных задач. А отсюда следует, что они должны соответствовать задачам той части урока, в которую они введены. В начале урока провожу соревновательные упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей интенсивной работе. Для того, чтобы добиться успешных результатов, когда казалось бы, скучный материал по строевым упражнениям (построения, перестроения, повороты и другие) провожу в игровом плане или в виде соревнований команд. Например, учащиеся выстраиваются по росту в одну шеренгу, я даю команду «Разойдись» и по команде «Становись» необходимо построиться на том же или в другом месте спортивного зала. Класс можно разделить на две команды, которые будут соревноваться в правильности, чёткости и быстроте построения.

При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большего количества упражнений за определённый промежуток времени как на месте, так и в движении. Например, кто раньше выполнит десять наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д.. Соревноваться могут отдельные пары учеников или группа в полном составе.

В подготовительной части урока разминку можно провести тоже в игровой или соревновательной форме. Это могут быть комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Например:

1) сгибание разгибание рук в упоре лёжа -

кто раньше выполнит задание: М-10 раз, Д-8 раз;

2) многоскоки на обеих ногах -

кто преодолеет большее расстояние при помощи 10-15 прыжковых шагов;

3) передвижение в низком приседе, руки произвольно-

кто быстрей преодолеет расстояние 15-20 м;

Соревновательные и игровые задания предлагаю учащимся и в основной части урока как в начале её, так и в середине либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык. Например, при прохождении темы «Метание мяча» можно провести игру «У кого дальше отскочит мяч» .

Каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям, мальчики или девочки). Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво или индивидуально с. Например, если в основной части урока ребятам нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения. В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях, например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке. 

В заключительной части урока соревновательно-игровые задания используюв большинстве случаев для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъёма, а также игры на восстановление дыхания, координацию движений , возможно музыкальное сопровождение упражнений. Например, игра на внимание «Класс», «Карлики и великаны», «Запрещенное движение».

И в конце своего выступления я предлагаю вам выполнить два упражнения дыхательной гимнастики применяемых для профилактики у укрепления здоровья детей начальной школы, которые в большей степени подвержены простудным заболеваниям, бронхитам, бронхиальной астмой.Эти упражнения улучшают работу головного мозга, сердца, нервной системы и укрепляет защитные силы организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на конкурсе учителей иностранных языков "За совершенство" 2011

Выступление в конкурсе учителей иностранных языков (финальный этап) "За совершенство"-2011 с презентацием, крастким содержанием на русском, речью на английском и диалога (видео детей). Само видео не п...

"Здравствуйте, это я" - выступление на конкурсе "Самый классный классный"

Разработка содержит презентацию о работе с классом. Работа с детьми представлена в стихотворной форме и имеет музыкальное сопровождение....

Моё педагогическое кредо (из выступления на конкурсе Учитель года)

Данная статья опубликована в журнале Директор школы. №9 2005...

Проект "Отзывчивые сердца" для выступления на конкурсе "Лидер новой эры"

Проект написан ученицей 7 класса для защиты на конкурсе "Лидер новой эры".Материал проета можно использовать как шаблон для создания своего....

Выступление агитбригады конкурс "Безопасное колесо"

Сценарий выступления агитбригады на конкурсе "Безопасное колесо"...

выступление на конкурсе "Ученик года-2013" муниципальный этап

выступление на конкурсе "Ученик года 2013" (муниципальный этап). Может быть полезным при подготовке в конкурсу в следующем году...

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...