Личностно - ориентированная физическая подготовленность в системе занятий базовыми видами спорта (основная школа)
статья по физкультуре

Абдукадырова Елена Евгениевна

 

 

 

Доклад на тему:

«Личностно - ориентированная физическая подготовленность

в системе занятий базовыми видами спорта (основная школа)»

 

 

 

 

 

подготовила

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ СШ №9

Абдукадырова Е.Е.

 

 

 

 

 

г.Гуково

2019 г.

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. Цель школьного образования по физической культуре формирование разносторонне развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостным развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. С введением ФГОС предмет «физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов направленных на успешную реализацию программы. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования (И.С. Якиманская).

В своей работе с обучающимися я использую личностно-ориентированный подход. Этот подход направлен на поддержку индивидуального физического и интеллектуального развития детей. Обучающиеся самостоятельно находят мотивацию для формирования ценностных ориентиров и повышения престижа здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Моя задача - найти к каждому обучающемуся такой подход, который поможет ему осознать себя личностью и выявить возможности, которые будут стимулировать его физическое совершенствование.

Личностно-ориентированный подход включает в себя:

- самостоятельную работу, направленную на улучшение физических качеств,

- поиск, выбор и подбор средств физической культуры для самостоятельного развития личности,

- выявление интересов в виде занятий,

- определение уровня физической подготовленности,

- составление индивидуального плана занятий,

- развитие коммуникаций (толерантное и доброжелательное отношение друг к другу),

- самообразование и достижение успеха.

В рамках оздоровительного подхода, как высшая ценность, рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и т.д. Основная нагрузка в программе по предмету «Физическая культура» приходится на занятия базовыми видами спорта: легкая атлетика, гимнастика и спортивные игры.

На своих уроках ставлю перед собой задачу - так представить ситуацию учения, чтобы обучающийся мог выполнить задание с помощью учителя и понять, что при определенном приложении усилий он (обучающийся) сможет выполнить задание самостоятельно. То есть я должна предлагать работу ученику на опережение. Таким образом, ученик расширяет границы доступного, и у него появляется возможность «расти».

Из своего опыта работы могу предложить уроки в формате урок – проект, урок-игра. Данные уроки отличаются сравнительно не высокой плотностью урока, но обладают высоко - мотивированным характером. На этих уроках обучающийся может увидеть, опробовать и проанализировать данный материал на себе и для себя, так же сравнить себя со своими товарищами, увидеть достижения в данной области и примерить на себя.

Так в зависимости от изучения определенного вида  спорта даю обучающимся следующие виды заданий-проектов:

  1. Составление комплекса упражнений на координационной лестнице для развития быстроты на уроках легкой атлетики в виде домашнего задания. Делю класс на подгруппы и даю возможность подготовиться, а затем на следующий урок одна из подгрупп проводит разминку, состоящую из 6-8 специально-беговых упражнений. На координационной лестнице провожу занятия с начальной школы, поэтому обучающиеся основной школы владеют базовыми упражнениями и могут придумать более сложные, опираясь на свой личный опыт. Я заметила, что очень часто дети включают в разминку те упражнения, которые у них неочень хорошо получаются, или же они выполняют эти упражнения с небольшой скоростью. Таким образом, один и тот же комплекс выполняют учащиеся с различным уровнем физической подготовленности - для сильных делается акцент на совершенствование упражнения, а для слабых  - на углубленное разучивание.
  2. На уроках гимнастики учащиеся, начиная с 5 класса, составляют индивидуальные комбинации акробатических упражнений и комбинации упражнений в равновесии на гимнастическом бревне, записывают и защищают свои проекты на уроке-зачете. Включают только те упражнения, которые получаются лучше всего, которые могут идеально продемонстрировать – с учетом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств).
  3. Один из любимых уроков у моих учеников – спортивные игры. В нашей школе мы углубленно изучаем баскетбол. Урок-игра – «Школа мяча» на уроках баскетбола по теме «Бросок мяча» проводится следующим образом: я даю задание – выполнить броски с определенных мест за короткий промежуток времени, делю класс на подгруппы по 4 человека. Задача – успеть за определенное время, например за 5 минут, попасть в корзину с каждого отмеченного места. Можно проводить игру – кто быстрее выполнит задание, а можно выполнить это задание и на время и на количество попаданий. Тот ученик, который попал в корзину с каждого места, продолжает бросать мяч с любого места – и считает количество попаданий, пока не закончится время, кто выполнит больше попаданий. В подгруппы объединяю учеников с одинаковым уровнем спортивной подготовленности в данном виде спорта. Это позволяет каждому школьнику на уроке испытывать учебный успех.

Я считаю, что не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности детей, я моделирую и реализую персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом передо мной встает действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.

Благодаря данному подходу эффективность образовательного учения значительно повышается, с каждым уроком у ребят формируются знания и коммуникативные способности. Обучающиеся умеют самостоятельно использовать средства физической культуры и применять их на себе, улучшая свою физическую подготовленность.

Список литературы

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_11.12.19_abdukadyrova_e_e_shk_no9.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Личностно - ориентированная физическая подготовленность

в системе занятий базовыми видами спорта (основная школа)»

подготовила

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ СШ №9

Абдукадырова Е.Е.

г.Гуково

2019 г.

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. Цель школьного образования по физической культуре формирование разносторонне развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостным развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. С введением ФГОС предмет «физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов направленных на успешную реализацию программы. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования (И.С. Якиманская).

В своей работе с обучающимися я использую личностно-ориентированный подход. Этот подход направлен на поддержку индивидуального физического и интеллектуального развития детей. Обучающиеся самостоятельно находят мотивацию для формирования ценностных ориентиров и повышения престижа здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Моя задача - найти к каждому обучающемуся такой подход, который поможет ему осознать себя личностью и выявить возможности, которые будут стимулировать его физическое совершенствование.

Личностно-ориентированный подход включает в себя:

- самостоятельную работу, направленную на улучшение физических качеств,

- поиск, выбор и подбор средств физической культуры для самостоятельного развития личности,

- выявление интересов в виде занятий,

- определение уровня физической подготовленности,

- составление индивидуального плана занятий,

- развитие коммуникаций (толерантное и доброжелательное отношение друг к другу),

- самообразование и достижение успеха.

В рамках оздоровительного подхода, как высшая ценность, рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и т.д. Основная нагрузка в программе по предмету «Физическая культура» приходится на занятия базовыми видами спорта: легкая атлетика, гимнастика и спортивные игры.

На своих уроках ставлю перед собой задачу - так представить ситуацию учения, чтобы обучающийся мог выполнить задание с помощью учителя и понять, что при определенном приложении усилий он (обучающийся) сможет выполнить задание самостоятельно. То есть я должна предлагать работу ученику на опережение. Таким образом, ученик расширяет границы доступного, и у него появляется возможность «расти».

Из своего опыта работы могу предложить уроки в формате урок – проект, урок-игра. Данные уроки отличаются сравнительно не высокой плотностью урока, но обладают высоко - мотивированным характером. На этих уроках обучающийся может увидеть, опробовать и проанализировать данный материал на себе и для себя, так же сравнить себя со своими товарищами, увидеть достижения в данной области и примерить на себя.

Так в зависимости от изучения определенного вида  спорта даю обучающимся следующие виды заданий-проектов:

  1. Составление комплекса упражнений на координационной лестнице для развития быстроты на уроках легкой атлетики в виде домашнего задания. Делю класс на подгруппы и даю возможность подготовиться, а затем на следующий урок одна из подгрупп проводит разминку, состоящую из 6-8 специально-беговых упражнений. На координационной лестнице провожу занятия с начальной школы, поэтому обучающиеся основной школы владеют базовыми упражнениями и могут придумать более сложные, опираясь на свой личный опыт. Я заметила, что очень часто дети включают в разминку те упражнения, которые у них неочень хорошо получаются, или же они выполняют эти упражнения с небольшой скоростью. Таким образом, один и тот же комплекс выполняют учащиеся с различным уровнем физической подготовленности - для сильных делается акцент на совершенствование упражнения, а для слабых  - на углубленное разучивание.
  2. На уроках гимнастики учащиеся, начиная с 5 класса, составляют индивидуальные комбинации акробатических упражнений и комбинации упражнений в равновесии на гимнастическом бревне, записывают и защищают свои проекты на уроке-зачете. Включают только те упражнения, которые получаются лучше всего, которые могут идеально продемонстрировать – с учетом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств).
  3. Один из любимых уроков у моих учеников – спортивные игры. В нашей школе мы углубленно изучаем баскетбол. Урок-игра – «Школа мяча» на уроках баскетбола по теме «Бросок мяча» проводится следующим образом: я даю задание – выполнить броски с определенных мест за короткий промежуток времени, делю класс на подгруппы по 4 человека. Задача – успеть за определенное время, например за 5 минут, попасть в корзину с каждого отмеченного места. Можно проводить игру – кто быстрее выполнит задание, а можно выполнить это задание и на время и на количество попаданий. Тот ученик, который попал в корзину с каждого места, продолжает бросать мяч с любого места – и считает количество попаданий, пока не закончится время, кто выполнит больше попаданий. В подгруппы объединяю учеников с одинаковым уровнем спортивной подготовленности в данном виде спорта. Это позволяет каждому школьнику на уроке испытывать учебный успех.

Я считаю, что не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности детей, я моделирую и реализую персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом передо мной встает действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.

Благодаря данному подходу эффективность образовательного учения значительно повышается, с каждым уроком у ребят формируются знания и коммуникативные способности. Обучающиеся умеют самостоятельно использовать средства физической культуры и применять их на себе, улучшая свою физическую подготовленность.

Список литературы

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧЕТОМ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДАМ СПОРТА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 – 4 КЛАССЫ)

Основой спортивно – оздоровительных  занятий является комплексное использование различных форм двигательной активности и нетрадиционных средств оздоровл...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. (статья)

В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает  потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет м...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧЕТОМ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДАМ СПОРТА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 – 4 КЛАССЫ)

Основой спортивно – оздоровительных  занятий является комплексное использование различных форм двигательной активности и нетрадиционных средств оздоровления. Активный отдых, постоянное общение с ...

Проект: физическое развитие в базовых видах спорта

Формирование у обучающихся умения взаимодействия в суловиях спортивной игры баскетбол...

Статья "Личностно-ориентированное обучение в системе школа-ВУЗ"

Анализ работы в профильных классах по организации пректной работы и защиты проектов в ВУЗах города....

Личностно – ориентированный подход в системе коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната VIII вида

Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особы...