СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
статья

Зеленская Екатерина Николаевна

На Дне открытых дверей 25 апреля 2024 г в ГБПОУ "МССУОР №1" Москомспорта выступила тренер первой категории Зеленская Екатерина Николаевна. Она познакомила гостей с таким видом спорта как "Спортивная гимнастика" и рассказала им, что  спортивная гимнастика - это базовая основа для всех видов спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_zelenskaya_e.n.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивная гимнастика как базовая основа для занятий различными видами спорта

Подготовила:  Зеленская Е.Н.  

Физическое развитие человека традиционно рассматривается как  процесс изменения естественных  морфо-функциональных  свойств  организма  в  течение  его  жизни.  Оно  может протекать  как  абсолютно  естественно,  так  и  при  целенаправленном  вмешательстве собственно самого человека, начавшего заниматься совершенствованием своей физической формы.  Процесс физического развития характеризуется следующими показателями:

1.  Показателями,  которые  характеризуют  биологические  формы  или  морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).

2.  Показателями  функциональных  изменений  физиологических  систем  организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.

3.  Показателями  развития  физических  качеств  (силы,  быстроты,  выносливости, гибкости, координационных способностей).

Каждому  отрезку  жизни  свойственны  свои  показатели  физического  развития.  Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). При этом,  здесь  возникает  вопрос  о  необходимости  совершенствования  данного  процесса  на различных  периодах  жизни  человека.  И  перед  нами  встает  выбор  конкретных  средств физического  воспитания.  Как  отмечает  Л.П.  Матвеев,  базовая  физическая  культура составляет фундамент  физической культуры  и является одним из важнейших компонентов образования  и  воспитания,  т.к.  направлена  на  обеспечение  базового  уровня  общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.  

Опираясь  на  ряд  исследований,  где  установлено,  что  младший  школьный,  в  т.ч.  и дошкольный    возраст  является  одним  из  самых  продуктивных  периодов  развития двигательных  возможностей  и  физических  качеств  человека,  считаем  справедливым высказывание  о  том,  что  в  этом  возрасте  чрезвычайно  важно  удовлетворить  запросы организма  детей  в  движениях,  привить  им  жизненно  важные  умения,  навыки  и  интерес  к регулярным физическим упражнениям на основе разносторонней физической подготовки. В этой  связи  именно  спортивная  гимнастика,  на  наш  взгляд,  является  одним  из  главных средств разностороннего физического развития и воспитания человека.

Нами же выдвинута была гипотеза о том, что базовым видом спорта для становления человека  и  занятий  его  спортом  может  являться  спортивная  гимнастика.  Объектом исследования  стал  процесс  физического  развития,  предметом  –  совершенствование  и изменение показателей физического развития человека. В экспериментальную группу вошли 20 юношей 7-9 лет, начавшие заниматься спортивной гимнастикой. Данный вид спорта для них стал не только базовым, но и видом спорта «первого выбора».

Спортивная  гимнастика  по  своей  сути  есть  один  из  древнейших  видов  спорта, включающий  в  себя  соревнования  на  различных  гимнастических  снарядах,  а  также  в вольных  упражнениях  и  опорных  прыжках.  В  программе  Олимпийских  игр  с  1896  года. Гимнастика  является  технической  основой  многих  видов  спорта:  соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин,  а  также  прикладных  видов  спорта.  Гимнастика  не  только  даёт  определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений. Причем,  именно  гимнастика  получила  распространение  в  ряде  зрелищных мероприятий. Цирковая гимнастика пользуется популярность во всем мире. Она разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения  на  аппаратуре,  подвешенной  высоко  над  манежем);  соответственно  гимнасты —  на  партерных  и  воздушных.  Ее  основы  должны  быть  заложены  именно  дошкольном  и младшем  школьном  возрасте.  Отдельным  видом  гимнастики  в  последние  годы рассматривается  т.н.  уличная  гимнастика,  которой  занимаются,  как  правило, непрофессиональные  спортсмены.  Для  многих  это  как  увлечение,  хобби,  стиль  жизни, способ развития и поддержания мышечного тонуса, ловкости, гибкости суставов. Ей можно заниматься  практически  на  любой  дворовой  площадке.  У  уличной  гимнастики  много различных стилей: воркаут, джимбарр, паркур и др.  

Спортивная  гимнастика  является  сложно-координационным  видом  спорта,  что обусловило ее востребованность при реализации профессионально-прикладной физической подготовки. Оздоровительное, обще развивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики  заключается  в  том,  что  ее  упражнениями  воспитываются  такие  физические качества,  как  мышечная  сила,  ловкость,  гибкость  и  др.;  формируются  эстетически привлекательные  формы  тела,  умение  владеть  своим  телом  в  пространстве,  сохранять  и опоре восстанавливать  равновесие  при  разнообразной  и  меняющейся,  выполнять  точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества – смелость, самообладание,  решительность  при  оправданном  риске.  Все  эти  качества  и  свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации,  монтажникам-высотникам,  строителям,  пожарникам,  водолазам,  водителям наземного транспорта, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий. Медицинским работникам эти  упражнения  надо  знать  для  того,  чтобы  провести  при  необходимости  сеанс  лечебной физкультуры,  научить  выздоравливающих  больных  правильно  применять  движения  для своего лечения.  

С  целью  повышения  эффективности  тренировок  по  спортивной  гимнастике  в экспериментальной  группе  все  составленные  комплексы  упражнений  имели  определенную структуру, включающие в себя следующие группы упражнений:

1.  Упражнения  для  развития  скоростных  способностей  (быстроты).  Комплексы, а именно: упражнений  и  игры,  направленные  на  воспитание  скоростных  способностей  (быстрые движения всем телом, действия на быстроту реакции из различных исходных положений и т.д.) занимают 10-15 минут.  

2. Упражнения силового характера. При проведении силовой тренировки применяется принцип постепенного увеличения нагрузки: каждое упражнение выполняется в 1-2 подхода при повторении, начиная от 6-8 раз и доводя до 10-12 раз. Выполняются поточным способом или в виде круговой тренировки в среднем темпе (120-130 уд/мин), без интервалов отдыха, в исходном  положении  лежа,  на  четвереньках  и  сидя.  Все  упражнения  силовой  тренировки требуют  правильной  техники  выполнения,  т.к.  некоторые  могут  быть  потенциально опасными  при  выполнении  с  плохой  осанкой,  а  также  сами  по  себе  травмоопасными.

Основные  требования,  предъявляемые  к  выполнению  силовых  упражнений  в  гимнастике  - это  уменьшение  амплитуды  движений,  снижение  количества  повторений  и  скорости  их выполнения,  что  позволяет  добиться  правильного  положения  таза  и  позвоночника,  и

включает в работу те мышцы, на развитие которых направлено данное упражнение.  

3.  Упражнения  на  развитие  ловкости  (координационные  способности).  Для воспитания  ловкости  использовали  комплексы  круговой  тренировки.  Ориентировочное время  непрерывной  работы  в  группе  -  в  пределах  5-25  сек.  Общеподготовительные упражнения  динамического  характера,  одновременно  охватывающие  основные  группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками,  и  др.),  относительно  простые  и  достаточно  сложные,  выполняемые  в измененных  условиях,  при различных  положениях  тела  или  его  частей,  в разные  стороны: элементы  акробатики  (кувырки,  различные  перекаты  и  др.),  упражнения  в  равновесии. Выполнение  координационных  упражнений  следует  планировать  на  первую  половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

4. Упражнения на развитие гибкости. Необходимо уделять наибольшее внимание на упражнения,  направленные  на  растягивание  тех  мышц,  на  которые  падает  максимальная нагрузка.  В  основном  это  упражнения  статического  характера:  каждое  упражнение выполняется без рывков, пружинящих движений и без болевых ощущений в течение 10-20 секунд.  Эффективность  упражнений  на  гибкость,  как  и  силовых  упражнений,  зависит  от соблюдения принципов травмобезопасности и правильной техники выполнения.

Определяя  изначально  спортивную  гимнастику  как  базовый  вид  спорта,  который эффективно  влияет  на  физическое  развитие  человека  и  может  стать  основой  для  занятий практически  любым  иным  видом  спорта,  в  качестве  показателей  оценки  мы  выбрали показатели как самого физического развития, так результаты отдельных специальных тестов.

Результаты представлены в таблице 1.  

Таблица 1 – Оценка показателей физического развития экспериментальной группы

Показатель

Средний результат оценки по группе

Отклонение

До начала эксперимента

После начала эксперимента

Абсолютное

Относительное

Бег 30 м, сек

9,23

8,98

-0,25

-2,7%

Прыжок в длину с места, см

113,56  

137,28  

23,72  

20,9%

Вис на прямых руках, сек

54,23  

75,76  

21,53  

39,7%

Подъем туловища за 30 сек., раз

22,5  

34,8  

12,3  

54,7%

Метание медбола (1 кг), см

237,85

264,7

26,85  

11,3%

Индекс Кетле

16,01  

17,8

1,79  

11,2%

Жизненная ёмкость лёгких

1,28  

1,37  

0,09  

7,0%

Эксперимент длился с сентября 2019 по январь 2020 г. Таким образом, изначально в группе в группе в  среднем показатель, характеризующий соотношение массы тела и роста (Индекс Кетле) был близок к минимуму. При этом, невысокие его значения характеризуют гимнастов.  За  пол  года  эксперимента  Индекс  возрос  на  11,2  %  и  приблизился  к  норме  от дефицита массы тела. Наибольший рост показателей произошел по тесту, направленному на оценку  развития  мышц  пресса  (подъем  туловища  за  30  сек).  Здесь  рост  на  54,7  %.  Столь высокий  рост  обуславливает  саму  специфику  занятий  спортивной  гимнастикой,  где  во многом задействованы мышцы туловища. Показатель быстроты был оценен бегом на 30 м. Среднее время по группе сократилось на 2,7%.

В целом,  по итогам анализа литературы, опираясь на опыт практической деятельности тренеров-преподавателей  по  различным  видам  спорта,  а  также  на  основе  проведенного исследования с юношами 7-9 лет, мы пришли к выводу о том, что спортивная гимнастика может  являть  базовым  видом  спорта,  который  составит  основу  для  физического  развития человека,  а  также  для  занятий  различными  видами  спорта.  Обусловлен  данный  факт следующими факторами:

1.  Разностороннее  развитие  физических  качеств  при  занятиях  этим  видом  спорта, необходимое для здоровья человека.

2.  Развитие  сложно-координационных  способностей,  востребованное  в профессионально-прикладной подготовке.

3.  Популярность  отдельных  видов  гимнастики  и  возможность  заниматься  ими  в необорудованных условиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Еркомайшвили  И.В.  Основы  теории  физической  культуры:  Курс  лекций.  - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 191 с.

2.  Хлебникова,  С.Н.  Результаты  исследования  рационального  дозирования  нагрузок при  обучении  технике  движений  детей  6-7-ми  летнего  возраста  на  уроках  физической культуры  /  С.Н.  Хлебникова  //  Материалы  IX  Всероссийской  научно-практической конференции  «Физическая  культура  и  спорт  в  системе  образования»,  Красноярск,  17-19 апреля 2006 г. – Красноярск: КГУ, 2006. - С. 84-87.

3.  Матвеев  Л.П.  Категории  "развитие",  "адаптация"  и  "воспитание"  в  теории физической  культуры  и  спорта  (давние,  но  не  стареющие  и  новые  идеи) = Categories  of "Development", "Adaptation" and "Bringing up" in Theory of Physical Culture and Sport / Матвеев Л.П. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 1. - С. 2-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы...

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы (мл)

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы...

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы (ст)

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы...

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы (45)

План-конспект открытого тренировочного занятия по виду спорта баскетбол спортивно-оздоровительной группы...

Научно-исследовательская работа "Основные тенденции в соотношении ОФП и СФП на этапах тренировочного процесса для групп различных видов спорта""

Задачи исследования: 1. Определить задачи, содержание и средства ОФП и СФП.2. Выявить соотношение ОФП и СФП.3. Определить взаимосвязь между СФП и физическим развитием....

Положения о проведении внутренних соревнований по различным видам спорта в ГБПОУ ДЗМ МК№1 и товарищеских матчей

Положения о проведении внутренних соревнований по различным видам спорта, проходящим в рамках Больших спортивных игр и Фестиваля спорта, среди обучающихся профессиональных образовательных организаций ...