Влияние типа темперамента на успешность в различных видах спорта.
проект по физкультуре (8 класс)

Александр Васильевич Лучин

Практико- ориентированный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ВИДА СПОРТА И УСПЕШНОСТЬ В НЁМ»

Физическая культура

 

                                                                   Выполнил : ученик 8 «а» класса        

                                                                                Чернов Константин Андреевич

                                                                                                                Руководитель :  учитель  физкультуры  

Лучин Александр  Васильевич                      

Брянск  2014

                                                  Оглавление

                                                                                                                        стр

Введение ………………………………………………………………………. 3  

 Индивидуально-психологические особенности  как важные составляющие личности, влияющие на успех ……………………………………….......……5    

 Выводы ………………………………………………………………………....8

Рекомендации для учителей физкультуры ………………………………..…9

Список использованной литературы ………………………………………..10

Приложение ……………………………………………………..……...…..….12

Введение

        Определение «личность» настолько привычно для нас, что, действуя на обычном для себя уровне, общаясь с другими людьми, вступая с ними в разнообразные отношения, мы, естественно, используем это слово для оценки человека, как правило, не слишком размышляем о его психологическом содержании. Впрочем, попробовав, задать себе вопрос «Что такое личность?», «Кого следует считать личностью?», «Когда рождается личность?», можно убедиться в том, насколько многообразно определяется эта категория.[2]

       К личностным особенностям, то есть профилю личности, относятся характер и темперамент.  И, отдавая должное индивидуальным склонностям, обусловленным врожденными чертами личности, нельзя упускать, что от этого зависит удовлетворенность человека своей деятельностью, а так же способность к ее успешности. [13]

     Сейчас в нашей стране, да и в образовании и спорте наблюдается подъем значения физической культуры на новый уровень. В связи с этим встает вопрос о том, как индивидуальные особенности личности могут повлиять на выбор вида спорта.[3]

    Результаты нашей работы могут быть использованы учителями физической культуры при наборе учащихся в спортивные секции лицея, а также учащимися для определения в выборе вида спорта.  

    Объект исследования – личность учащихся в спортивной деятельности. Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности личности учащихся: темперамент.

    Рабочая гипотеза: мы предполагаем что темперамент может являться определяющим в выборе вида спорта и успешности в нем.

   Цель исследования: выявить типы темперамента учащихся 8 «А» класса БГЛ № 2, обуславливающие выбор вида спорта, подготовить рекомендации.

   В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были выявлены следующие задачи:

  • Выявить основные типы темперамента учащихся 8 «А» класса
  • Подготовить рекомендации для учителей физкультуры лицея с целью привлечения учащихся в спортивные секции.

В работе были использованы следующие методы:

  • Анализ психологической и спортивно-психологической литературы.
  • Анкетирование и тестирование.
  • Метод математической обработки данных.

Индивидуально-психологические особенности  как важные составляющие личности, влияющие на успех

      С самых первых времен развития психологии, выдвигались и проблемы темперамента и характера, охватывающие все поведения человека в целом. «Термины на протяжении всего времени  много раз меняли свое содержание, и, сейчас еще, произносят эти слова, вы никогда не можете быть уверены, что будете правильно поняты, потому что отдельные исследования вкладывают в них различное содержание и употребляют слова в различном смысле… Темперамент – понятие наиболее физиологическое и биологическое и охватывают ту сферу личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях. Во всей части нашего поведения, которая обычно признается не произвольной и наследственной, господствующим понятием является темперамент».(цит. Л.С. Выготскому, 2000 г.)

      Типам темперамента можно давать психическую и психологическую характеристику. Психическая характеристика строится на признании того, что темперамент этого типа нервной системы в деятельности, поведении человека. Психологическая характеристика закрепляется в личностных свойствах.[12]

      Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальной связи и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент.[10]

      На протяжении длительной истории своего изучения темперамента всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма. Корнями эта физиологическая ветвь уходит  античный период.[5]

      Роль темперамента  в труде и учебе заключается в том, что от него  зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами и т.д. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно психического напряжения.[15]

      Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого- не допустить к данной деятельности лиц не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Второй путь – приспособление темперамента к деятельности, он заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований. Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента и соответствующих мотивов. Четвертый – формирование индивидуального стиля деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.[6]

      Темперамент имеет значение для выбора в качестве предмета специализации того или иного вида спорта. Так,  Сангвиники – самые успешные из спортсменов. Они получают от активного движения реальное удовольствие, а их энергии хватит надолго. Чем больше нагрузки, тем лучше: в этом случае сангвиники начинают чувствовать себя героями и преодолевают препятствия в два раза быстрее. Сангвиникам подойдут занятия аэробикой, латиноамериканские танцы и имитация велогонок под названием «сайкл». Кроме того, командные игры будут очень кстати, ведь сангвиники – великолепные капитаны спортивной команды. 

     Спокойные и настойчивые
флегматики способны добиваться потрясающих результатов за счет постоянных небольших нагрузок. Они не торопятся, не гонятся за результатом, просто твердо идут к поставленной цели. Беговые лыжи – это спорт для флегматиков, способных на длительных расстояниях сохранить упорство. Летом лыжи можно заменить на спринт – выносливый флегматик пробежит любой кросс с невозмутимостью короля. Вдумчивость и система дыхания, необходимые при выполнении упражнений на тренажерах также подходят флегматикам. 
     Меланхоликам непросто совершенствоваться физически, он не особо подвижны, ранимы и не готовы по первому требованию демонстрировать чудеса ловкости. Тихоням подойдут спокойные программы. Концентрируясь на своем организме, меланхолик может постепенно переключиться в более активный режим тренировок. 
     Холерики быстро вспыхивают, но столь же быстро гаснут. Чтобы не перегореть после пары-тройки тренировок, нужен стимул. Игровые виды спорта хороши для холериков: азарт и риск, сопутствующие командным играм положительно влияют на представителей данного типа темперамента. Главное, распределить энергию равномерно, чтобы не «выплеснуться» раньше времени и не навредить другим своей гиперактивностью. Хороши восточные единоборства: такие виды спорта вырабатывают у холериков самоконтроль и силу воли .[4,8,10]

                                                 

Выводы

        Исходя из анализа индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента) мы можем сказать, что они являются определяющими в выборе того или иного вида спорта, а также достижения определенного уровня результатов.

        Поэтому при наборе учащихся в спортивные секции учитель должен учитывать тот или иной тип темперамента соответствующий данному ученику. А также рекомендовать им вид спорта в зависимости от типа темперамента.

        Мы можем учитывать тип темперамента, но это не может быть решающим фактором отбора, так как в чистом виде ни один из типов темперамента не встречается, а бывает в совмещенном виде и существует индивидуальный стиль деятельности, который предполагает приспособление к тому или иному виду деятельности.

Рекомендации для учителей физкультуры

  •     При наборе учащихся в спортивные секции лицея проводить с ними тестирование на выявления определенного типа темперамента.
  •     После визуальной оценки особенностей темперамента необходимо выработать индивидуальную стратегию взаимодействия. Так как сангвиники и холерики будут лучше усваивать необходимый  материал, если тренировки будут организованы так чтобы исключить монотонность, то есть они должны быть эмоционально насыщены. Флегматики, же как правило склонны к сплошной и кропотливой длительной работе. Меланхолики могут выполнять монотонные задания и не любят частых и сильных смен эмоциональности.
  •      Во время работы давать учащимся возможность высказать свое мнение и экспериментировать в деятельности. Это помогает развить творческий уровень способностей повысить уровень уверенности в себе.
  •      Необходимо оптимальное соотношение поощрения и наказания. Это способствует формированию мотивации человека в деятельности, учитывая тип темперамента, следует помнить, что люди со слабым типом темперамента более остро реагируют, когда их хвалят, с сильным типом темперамента – когда их критикуют.

                                  Список использованной литературы

  • Абраменко В. А.  Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера// Вопросы психологии. – 1970. - №4. – с.53-65.
  • Батаршев  А. В. Типология характера и личности: практическое руководства по психологической диагностике. – М.: Издательство Института Психотерапии,2001. - 112с
  • Буева Л. П. Личность и среда// Ребёнок в системе внутриколлективных  отношений. – М.: Олма-пресс, 1989. – 537с.
  • Волкова И. П. Спортивная психология и акмеология спорта. – СПб.: Издательство БПА, 2001. –  187с.
  • Выгодский Л. С. Психология.- М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000.- 1008с.
  • Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 134с.
  • Горбунов Г. Р. Психопедагогика спорта. – М.: Издательство
  • Некрасов В. П. Спорт и характер. М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96с.
  • Практикум по возрастной психологии/ под редакции Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалкр. – СПб.: «Речь», 2001. – 688с.
  • Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистический стран. – М.: Физкультура и спорт, 1982ю – 526с.
  • Психология подростков. Хрестоматия / составитель Ю. М. Фролов, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526с.
  • Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт , 1983. – 112с.
  • Симонов П.В., Ершов П. В. Темперамент. Характер. Личностью – М.: Наука, 1984. – 43с.
  • Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, Этюды, решения. Издательство 2 переработанное и дополненное . – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 168с.
  • Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитие. – М.: Аспект Пресс, 2000. -  82с.

                                                              

Приложение

Соотношение типа темперамента к виду спорта

Тип темперамента

                        Вид спорта

Холерик

Единоборства (самбо, дзюдо, рукопашный бой, вольная борьба, бокс…..), игровые виды спорта, многоборье, тяжёлая атлетика, лёгкая атлетика.

Сангвиник

Командные виды спорта (футбол, волейбол, хоккей, настольный теннис, баскетбол…), спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, лёгкая атлетика.

Флегматик

Беговые лыжи (зимой) спринт (летом), лёгкая атлетика, гребля, плавание, стрельба, велоспорт, конькобежный спор

Меланхолик

Легкая атлетика,  дартс ,шахматы керлинг, прыжки в воду

Результаты тестирования

Фамилия имя

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Александров Д.

4

7

9

3

Карамушко Д.

3

8

8

2

Новик М.

8

9

5

5

Чернов К.

8

10

4

4

Шакин А.

10

10

6

1

Примоченко О.

9

7

4

3

Сипачёва Н.

4

10

7

4

Нагорный К.

6

9

9

6

Нагорный Л.

6

9

9

6

Захарова А.

9

7

3

8

Федин В.

6

11

8

2

Апокин Ж.

7

8

10

1

Малашенко К.

5

7

7

2

Зайцева К.

13

13

6

3

Нагибин В.

11

9

4

7

Анохина Л.

8

7

5

5

Шагарова И.

9

9

2

6

Тищенко М.

10

12

6

6

Гришин В.

3

9

6

10

Плотникова Л.

8

7

5

3

Бугаева М.

4

6

5

4

Тест на определение типа темперамента:

Имя фамилия: ________________________________ ;

Вид спорта:______________________________________                 

Поставьте  "+"  или "-"

1. Вы отличаетесь неусидчивостью. 
2. Вы вспыльчивы и импульсивны. 
3. Вы чаще всего нетерпеливы. 
4. Вы инициативны и решительны.
5. Вы упорны, даже упрямы.
6. Вы быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.
7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.
8. Вы любите рисковать.
9. Вы легко прощаете обиды.
10. Ваша речь быстрая и пылкая.
11. Вы часто страдаете от своей неуравновешенности.
12. Вы не терпите недостатков.
13. Вас привлекает все новое.
14. Ваше настроение часто меняется.

15. Вы жизнерадостный и веселый человек.
16. Энергия в Вас бьет ключом, вы всегда собранны.
17. Вы часто бросаете начатое на полдороге.
18. Вы не всегда адекватно оцениваете свои силы.
19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.
20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам Вы привыкаете легко.
21. Вам нетрудно отвлекаться от своих дел, Вы быстро разбираетесь с чужой проблемой. 
22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для Вас.
23. Вы отзывчивы, любите общение.
24. Ваша речь внятная и громкая.
25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у Вас отличное самообладание.
26. Вы легко засыпаете и быстро просыпаетесь.
27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.
28. Вы рассеяны, невнимательны.

29. Вы сдержанный и хладнокровный человек. 
30. В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.
31. Вы осторожны и рассудительны.
32. Вы выдержанны, умеете выжидать.
33. Вы неразговорчивы, не любите пустопорожней болтовни. 
34. Ваша речь размеренна, спокойна.
35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.
36. У Вас существует четкий режим дня, Вы планируете свои рабочие дела.
37. Вы спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.
38. Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.
39. С другими людьми у Вас ровные, хорошие отношения.
40. Вы аккуратны, педантичны в мелочах.
41. Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.
42. Вы не любите много двигаться, медлительны.

43. Вы застенчивый человек.
44. Новая обстановка вызывает у Вас замешательство.
45. Вы неуверенны в себе, своих силах.
46. Одиночество не тяготит вас.
47. Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.
48. В сложные жизненные периоды Вы замыкаетесь в себе.
49. Вы не слишком выносливы, быстро устаете.
50. Ваша речь тихая, иногда невнятная.
51. Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.
52. Вы сентиментальны и впечатлительны.
53. У вас завышенные требования к себе и окружающему миру.
54. Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.
55. Вас легко обидеть.
56. Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике"

Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забыва...

Особенности творческой направленности личности подростков с различным типом темперамента

Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи творческой направленности личности и темперамента в подростковом возрасте....

Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"

В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...

Влияние типа темперамента на успеваемость школьников

Задумывались вы когда-нибудь о том, влияет ли тип темперамента на уровень образования детей? Стоит ли строить свою работу на уроке, основываясь на этой классификации? Какие виды работы будут более эфф...

Научно-исследовательская работа "Основные тенденции в соотношении ОФП и СФП на этапах тренировочного процесса для групп различных видов спорта""

Задачи исследования: 1. Определить задачи, содержание и средства ОФП и СФП.2. Выявить соотношение ОФП и СФП.3. Определить взаимосвязь между СФП и физическим развитием....

Методические рекомендации по работе с детьми с различными типами темперамента.

В обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, поро...

Положения о проведении внутренних соревнований по различным видам спорта в ГБПОУ ДЗМ МК№1 и товарищеских матчей

Положения о проведении внутренних соревнований по различным видам спорта, проходящим в рамках Больших спортивных игр и Фестиваля спорта, среди обучающихся профессиональных образовательных организаций ...