Влияние типа темперамента на успеваемость школьников
статья на тему

Овчарова Ирина Александровна

Задумывались вы когда-нибудь о том, влияет ли тип темперамента на уровень образования детей? Стоит ли строить свою работу на уроке, основываясь на этой классификации? Какие виды работы будут более эффективными с детьми определенного темперамента...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_tipa_temperamenta_na_uspevaemost_shkolnikov.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

Все согласятся с тем, что у каждого ребенка есть качества и свойства, которые отличают его от других, помогают сохранить ему свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность школьника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Можно ли спорить о том, кем лучше быть: холериком или меланхоликом? Представьте, что у вас неприятности. К какому человеку вы обратитесь: чувствительному, впечатлительному, эмоциональному или невозмутимому человеку со «стальными нервами»? Полководец Суворов был типичным холериком. Полной противоположностью ему был Кутузов. Он был флегматиком. Отмечается, что среди меланхоликов нет полководцев, зато много прозаиков и поэтов, композиторов и художников, врачей и учителей. Наблюдения за водителями с различными типами темперамента показали, что стиль их работы существенно различается. Замечено, что меланхолики почти не попадают в аварийные ситуации.

Темперамент - базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Учеными выделяются три основных свойства нервной системы. К ним относятся:

·  сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

·  уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

·  подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы выделяются 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1.  «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту холерика);

2.  «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту сангвиника);

3.  «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);

4.  «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы – обусловливает темперамент меланхолика).

Холерик — очень подвижный ребенок, он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.

Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.

Как помочь холерику?

- Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло.

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Поощрять инициативность.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.

Меланхолик инертен, робок, стеснителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.

Как помочь меланхолику?

- У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом.( Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка.).

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- На уроках, занятиях чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Развивать общительность

Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают.

Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.

Как учителю строить работу с детьми флегматичного типа темперамента?

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Чаще заставлять работать на уроке.

-Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.

Вы должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, подросток так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему пропускать кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять порученное задание. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию обучения.

Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это сильно отразится на успеваемости школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Здоровьесбережение. Влияние физкультминуток на успеваемость школьников»

тема " Здоровьесбережение.Влияние физкультминуток на успеваемость школьников"...

Деловая игра для 8 класса "«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»"

Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии....

Статья "Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике"

Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забыва...

УЧЕТ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подв...

Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"

В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Система образования предполагает взаимодействие учителя с учеником, где педагоги подбирают индивидуальный стиль обучения, с учетом индивидуально - психологических особенностей ребенка. Но проблема усп...