Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС
статья по физкультуре

Попов Алексей Викторович

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС

Попов Алексей Викторович

учитель первой квалификационной категории

 МАОУ «Лицей «Солярис»

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к организации процесса обучения по  предмету «Физическая культура» в школе, дан анализ основных подходов к понятию интеграции в педагогическом процессе. Выделены условия и  формы реализации интегративного обучения. Автором  представлены возможности реализации межпредметных связей на уроках физической культуры с использованием технологии проблемного обучения.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяет рассматривать связи, восстанавливающие единство и целостность изучаемого мира. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями определяется  по-разному: Г. И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности;  О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира;  В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческо-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы; Г. Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. В исследованиях известных ученых- педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Метапредметный подход к образованию является одной из главных задач ФГОС. Такой метод обучения весьма актуален для развития учащихся и для облегчения адаптации их в современной жизни. Он призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой. При применении этого подхода органично воплощается в жизнь и теория, и практика.

Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности учащегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.  С применением этого подхода, для учителя физкультуры открываются большие возможности разнообразить и научно обосновывать пользу предмета и его влияние на общее развитие личности, ставя метапредметную связь в основу обучения.

Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, а также  повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося. Интерес к учёбе и успеваемость становятся выше, если они дети  осознают нужность обучения.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

-в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Форма проведения интегрированных занятий зависит от цели занятия и выбора системообразующего компонента.

− Игра-путешествие;

− весёлые эстафеты;

− урок-практикум;

− интеллектуально-спортивный праздник;

− лабиринт;

− урок-соревнование;

− предметные эстафеты.

Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия).

Возможны три типа межпредметных заданий:

— Индуктивные, когда обобщению подвергаются факты из различных учебных предметов;

— Частично индуктивные, предусматривающие обобщение уже обобщенных предметных знаний;

— Дедуктивные, когда требуется доказательство определенных положений с помощью знаний из различных предметов.

С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и применяются карточки –задания, сюжетные игры, проблемные вопросы и ситуации.

-Связь физической культуры с физикой и математикой:

Раздел: «Плавание»

Проблемные ситуации и вопросы:

  1. Ребята, давайте рассчитаем скорости,с которыми ребята проплывут
    кролем на груди и кролем на спине.
    Что нам для этого надо знать?
  2. От чего зависит поведение тела на воде?

Раздел «Волейбол»

Проблемные ситуации и вопросы:

1.Если ученик прыгает в длину, вся ли кинетическая энергия перешла в потенциальную?

2. Почему перед разбегом рекомендуется сделать небольшой подготовительный шаг влево?

3.В какую точку мяча должна попасть бьющая рука, чтобы мяч наверняка попал в площадку?

Карточки-задания:

 

-Связь физической культуры  с биологией , химией

Раздел «Легкая атлетика»

Проблемные ситуации, вопросы:

  1. Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке, погибает при первом же беге?
  2. Почему нагрузку нужно повышать постепенно?
  3. Почему при длительном беге отмечается снижение веса?

     4.Влияют ли антропометрические данные (вес, длина ног и туловища, рост)  на скорость и выносливость в беге на длинные дистанции (5км; 10км; марафон)?

Использование на уроках физической культуры специально подобранных подвижных игр также обогащает детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.

Таким образом, познавательная и воспитательная ценность интегрированного урока состоит в том, что он стимулирует двигательную и интеллектуальную активность детей, нацеливает на продолжение изучения предметов в рамках исследовательской деятельности. С учащимися, освобождёнными от урока физкультуры по медицинским показаниям используются разные формы деятельности. Им предлагается составлять и представлять сверстникам небольшие проекты на темы: «Физика и баскетбол»; «Моя любимая физкультура»; «От успеха в спорте, к успеху в жизни», «Здоровый образ жизни», «Мы выбираем спорт».

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Актуальность данной работы вытекает из того  что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...

Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения

Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО....