Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Плешкова Надежда Леонидовна

Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Подвижная игра развивает у детей физические качества, такие как: быстроту, ловкость, силу и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры

Подготовила: Плешкова Надежда Леонидовна

учитель физической культуры ГБОУ СОШ №356

Московского района г. Санкт – Петербург

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников.

     Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

    Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как с людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры.

     Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

     Для школьников развитие физических качеств имеет огромное значение. Таким образом, физическая культура в школе, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные и спортивные игры.

Игры помогают создать на уроке эмоциональный фон.

     Применение игр позволяет учащимся повысить уровень своей всесторонней физической подготовленности и развить физические качества, необходимые для овладения сложной техникой.

Применяя игры, учащиеся получают возможность выполнять большой объем упражнений на быстроту и ловкость.

    Использование подвижных игр, эстафет позволяет проводить урок эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому,  применяя  игры и эстафет, учащиеся быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.

Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требуют от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих

    Таким образом, подвижные игры и эстафеты, включаемые в процессе физического воспитания, являются одним из ценных способов формирования положительных черт характера детей и подростков. При этом особенно важно, что воспитание происходит через коллектив при руководящей роли педагога.

     Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями. Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества .

В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу  какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Другие авторы считают, что более высокий прирост результатов бывает при комплексном воспитании основных физических качеств.  Уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и её решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества

Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.

Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

В связи с этим, на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры.

Игры, направленные на развитие силы: «Кто дальше», «Перетягивание»,« Кто сильнее »

Игры, направленные на развитие быстроты:«Вызов номеров», «Эстафета», «Черные и белые»,«Волки и овцы»,«Лови мяч».

Игры, направление на развитие выносливости:«Рыбаки и рыбки»,«Кто быстрей», «Перехват мяча»

Игры для развития ловкости:« Зоркий глаз», «Падающая палка, «Смена кругов»

Игры для развития гибкости: «Кто быстрее», «Мостик и кошка».

Развитие выносливости: «Командный темповый бег».

Развитие скоростно-силовых качеств: «Какая команда прыгает дальше», «Эстафета в приседе», «Встречная эстафета с обменом набивными мячами».

Вывод
Эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.

Подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. 

Список литературы.

1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.

2. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ: учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие; под редакцией 6. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.

4. Жуков, М. Н. Подвижные игры / М. Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с

5. Каджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы: методическое пособие / Ю. Г. Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. – 176 с

6. Холодов, Ж. К. Теория и методика Физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М., 2001. - 299 с.

7. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/30/k_5866042d0bc7c/user_file_5866042d0be71_0_3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»

разработка системы работы по развитию физических качеств  средствами подвижных игр....

Подвижная игра как средство повышение мотивации к занятиям физической культурой

Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы разв...

Развитие творческого мышления у обучающихся начальных классов

Развивающее занятие-Развитие творческого мышления у обучающихся начальных классов...

Роль подвижных игр на развитие физических качеств у детей начальной школы

Определение и специфика подвижной игрыПодвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных ...

Развитие физических качеств учащихся 5-6 класса средствами футбола.

Футбол – один из наиболее популярных среди детей и подростков видов спорта....

Технологическая карта занятия "Развитие физических качеств (силы) обучающихся средствами спортивного оборудования"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАФ. И. О. преподавателя ___Киреев Александр Семенович________________________________________________________________Дата проведения занятия ______03.12.2021г. года________________...