Главные вкладки

    Спортивно-игровая программа: "Межвежьи игрища"
    методическая разработка по физкультуре (6, 7 класс)

    Семёнова Надежда Фёдоровна

    Спортивное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sportivno_igrovaya_programma_medvezhi_igrishcha.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 МКОУ Леушинская СОШ

    Спортивно игровая программа: «Медвежьи игрища»

    6-7 класс

    Учитель по физической культуре: Семёнова Н.Ф.

    с. Леуши

    «  МЕДВЕЖЬИ ИГРИЩА»

    Национальная       спортивно-игровая программа для учащихся 6-7классов.

    ЦЕЛЬ: ВОЖРАЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЮГРЫ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ВИДЫ  СПОРТА.

    Место проведения ЛСОШ (спортивный зал).

    Время проведения : 14.20. 19.12.08.

    Инвентарь: мячи баскетбольные ,секундомер, обручи, необходимое оборудование для проведения национальных  игр, конкурсов народов ханты ,манси.

    Деление на команды проходит с помощью жеребьевки .В игре принимают участие 2 команды.

    Количественный состав команды: 7 человек.

    Ведущие мероприятия: Семенова Н.Ф.

    Построение, выбор капитана команды, правила игры.

    Ведущий: Здравствуйте ребята. 10 декабря исполнилось 78 лет нашему ХМАО, который образовался 10 декабря в 1930 году. Вот поэтому мы с вами проводим сегодня «Медвежьи игрища», которые издревле проводились  народами ханты и манси.

    Построение команд

    ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре принимают участие 2 команды.

    В каждом этапе игры определены правила и штрафные баллы, которые учитывает судья соревнований и правильность выполнения каждого этапа.

    По окончании игры высчитываются баллы, команда набравшая большее количество баллов является победительницей.

    Ход мероприятия

    В: Легенда: Вскоре в одну точку будут стянуты пространство и время, сойдутся вместе разные миры. На этом  маленьком пятачке развернется и предстанет перед вами сама история.

    От сотворения хантыйского мира до наших дней. Провожая душу медведицы, мы предлагаем вам встретится с прошлым ,посмеяться над настоящим, задуматься о  прошлом.

    Первой всегда поют песню спуска медведя на землю

    -Илы вухалты ар. Исполняется она от лица самого медведя.

    У великого Торума-отца, где воды золотых ветров протекают,

    В доме его внутри,

    С бессильными руками маленький зверь,

    С бессильными ногами маленький зверь,

    Я жил.

    Увидев однажды случайно «желтым сукном покрытую счастливую землю, зеленым сукном покрытую счастливую землю», медведь-сын Торума просится вниз.

    Не соглашается сначала небесный отец, но, поддавшись уговорам сына, собирает  он многочисленных кузнецов своих, которые  выковывают железную колыбель с железной цепью, а в этой колыбели медведь опускается на землю.

    Но прежде отец дает свои наставления.

    Когда будешь жить на земле, говорит Великий Торум, «со ста оленями, с оленями пастбище, если найдешь ты, за густым укрытием в три дерева, стороной обойди. С четырьмя ногами, с ногами лабаз, если найдешь, ты , за густым укрытием в три дерева, стороной обойди…..Кладбище, кладбище если найдешь ты ,за густым укрытием в три дерева, стороной обойди».

    Все наказы обещает медведь выполнить. Но опустившись, он видит «зеленью трав покрытые многочисленные непроходимые леса» и понимает, что земля  не так приспособлена к жизни, как казалось ему сверху. Гонимый голодом и одолеваемый гнусом, медведь бродит в поисках пищи и выходит на оленье пастбище. Забыв про обещание, данное отцу, набрасывается он  на стадо и превращает его в «большую груду мяса». В другой раз усталый истощенный зверь находит лабаз  и смешивает  его «с черным, торфяным  мхом». А попав на кладбище,  разоряет могилы.

    За людей заступается сама Мать-земля. За нарушение наказов Торума,  лишает она медвдя бессмертия. Теперь охотники могут убить медведя, но каждый раз они должны проводить особый ритуал, чтобы очисть и вернуть его бессмертие  души Небесному отцу.

     Песни, где рассказывается о встречах людей с медведем,  составляют цикл так называемых звериных песен-вой арат или кайойн арат. Каждый день праздника исполняют несколько таких песен: три, пять или 7.В них заключен многовековой опыт взаимоотношений  человека и медведя.

    Когда спеты звериные песни, наступает время танца. По обычаю, каждый из присутствующих  на игрищах должен станцевать для медведицы: сначала танцуют мужчины, а потом женщины. Затем начинается вторая часть медвежьих   игрищ-Мищь-арат-песни духов Миш-охранителей отдельных  родов, хозяев рек, озер, лесов .Все песни в этой части праздника исполняются от имени пришедшего божества.

    Одним из первых приходит на игрища Вошн ик-Юильского городка мужчина  ,ему близко идти. Великая  Казымская богиня назначила его духом – охранителем жителей Юильска.

    Зимой и летом провожает он людей, проезжающих устья реки Вошн  юган. Все путники одаривают его монетой .А тех ,кто забывает обычаи предков, Вошн  ики  строго

    наказывает, насылая зимой сильную пургу, а летом-ураган или затяжной ливень.

    Духи миш покидают «веселый дом», оставляя людям «удачу приносящей танец».

    Далее приходит время  для представлений берестяных масок.

    Нях арат-шутливые песни или луналтуп-так называется эта часть медвежьих игрищ.

    В персонаже сценок каждый может узнать себя, своих  близких  и вместе со всеми посмеяться над собственными пороками. Череда веселых сценок продолжается до утра.

    И лишь когда забрезжет рассвет, гости укладываются спать.

    Хозяин заботливо накидывает на голову медведицы платок-она тоже будет отдыхать.

    Следующий день начинается с «пробуждающей песни». Давно уже встали птицы, поют на разные голоса. Звери бегают по лесным тропам.

    А теперь пришло время нам с вами принять участие  в «Медвежьих игрищах».

    Ведущий:

    1этап: Плыли по Оби на обласе два охотника. Вдруг выскочил из воды огромный осетр, ударил хвостом и перевернул лодку. Выплыли охотники один на один остров, второй на другой. Мокрые оба, замерзли. Спички правда у обоих были, а вот топор только у одного .Наколол он дров ,развел костер, а затем перебросил топор на другой остров, чтобы друг мог наколоть дров и согреться у костра. С тех пор и повелось у народов ханты и манси метание топора проводить на соревнованиях. Сегодня нам  предстоит принять участие в «Медвежьих игрищах»

    МЕТАНИЕ ТОПОРА НА ДАЛЬНОСТЬ___________________________________

    Правила метания:

    -участник  входит в сектор метания только по вызову преподавателя;

    -запуск топора производится только по команде преподавателя;

    -метание производится с 3-х попыток, в зачет идет лучший результат;

    -на выполнение броска дается 3 минуты;

    -попытка засчитывается: если учащийся при запуске топора не сделал заступ линии броска и запущенный им топор приземлился в пределах коридора метания;

    -попытка не засчитывается: бросок без команды ведущего; участник наступил  или коснулся линии броска; топор приземлился вне пределов коридора. (какая команда быстрее справилась и без штрафных баллов первой начинает прохождение 2 этапа)

    2 этап:

    ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ____________________________________________

    Преодоления нарт:

    -прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места;

    -нарты расставляются строго по прямой линии;

    - преодолев 4пары нарт, учащийся прыжком делает ворот на 180 градусов, обязательно  с одновременным отталкиванием двух ног,  продолжает преодоление нарт в обратном направлении (на поворот дается 5 сек.)

    -прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.

    Ведущий прекращает прыжки если:

    - во время преодоления нарт учащийся сделал остановку между ними, т.е. сбился с ритма

    прыжков;

    -нарушил право 5 сек.при повороте;

    -сдвинул нары с места любой частью тела;

    -совершил переступание или передвижение стоп;

    -произвел перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;

    -коснулся нарт руками  или любой частью тела выше пояса;

    -самостоятельно прекратил прыжки.

    3 этап:

    МЕТАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ_____________________________________

    Правила метания:

    -участник имеет право на 3 попытки;

    -в каждой из трех попыток метание продолжается до первого промаха;

    -на выполнение одного броска дается 2 минуты;

    -для набора тынзяна дается 3 минуты;

    -результат броска засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзяном;

    -бросок тынзяна не засчитывается, если после команды «можно» участник не произвел броска, заступил, переступил  линию  круга, при броске конец тынзяна падает мимо хорея.

    4 этап:

    КУБ В КВАДРАТЕ__________________________________________________

    Правила:

    - участник должен передвигать  разные по высоте кубы;

    - кто быстрее дойдет  до финиша, участники той команды выиграл на данном этапе;

    5 этап:

    ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ__________________________________________
    Правила:

    -палку перетягивают по 2 игрока, они садятся друг против друга и опираются ногами (ступни в ступню). Тянут палку до тех пор, пока один из игроков  не перетянет другого на свою сторону.

    -  участники, какой команды больше раз перетянут других участников, та  команда выигрывает.

    6 этап:

    БОРЬБА____________________________________________________________

    Правила:

    -борьба является очень азартной игрой ,суть ее в том, что два игрока руками обхватывают друг друга, а ноги у них как бы танцуют.

    Ногами они должны зацеплять, а руками помогать, чтоб перебороть  друг друга.

    7этап:

    КОЧКИ____________________________________________________________

    Правила:

    -участник команды передвигая «кочки» должен первым добраться до финишной прямой,

    - оступившись, участник автоматически выбывает из игры,

    - в какой  команде больше прошло человек через мнимое «болото», та является  победителем в данном этапе игры.

    8 этап:

    КОНКУРС КАПИТАНОВ____________________________________________

    Правила:

    - капитанам команд предлагается 2, основы на которые кладутся жерди,

    - участник должен передвигая основы класть жерди на основы и переходить данный отрезок до финишной прямой,

    -капитан какой команды приходит первым к финишу, приносят своей команде 5 баллов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фестеваль спортивно-игровой деятельности "Папа, мама, я -спортивная семья"

    На базе школы №19  реализуется комплексно – целевая программа развития «Школа – пространство созидания человека». Одной из составляющей этой программы – работа центра «Здоровье», деятельнос...

    Спортивно-игровой праздник"Папа,мама,я-спортивная семья"

    Спортивно-игровой праздник состоит из 8 конкурсов,где учавствуют дети и родители.Семьи в этом празднике показывают свою быстроту,силу,выносливость,смекалку,сообразительность....

    Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

    Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

    Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

    Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

    Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

    Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

    Сценарий спортивно-игрового мероприятия «Станция спортивная»

    Немного истории: "Зарождение физической культуры и спорта в древности", "Олимпийские игры в Древней Греции", "Самые необычные виды спорта в мире". В основной части меропр...