Спортивно-игровая программа: "Межвежьи игрища"
методическая разработка по физкультуре (6, 7 класс)

Семёнова Надежда Фёдоровна

Спортивное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivno_igrovaya_programma_medvezhi_igrishcha.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МКОУ Леушинская СОШ

Спортивно игровая программа: «Медвежьи игрища»

6-7 класс

Учитель по физической культуре: Семёнова Н.Ф.

с. Леуши

«  МЕДВЕЖЬИ ИГРИЩА»

Национальная       спортивно-игровая программа для учащихся 6-7классов.

ЦЕЛЬ: ВОЖРАЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЮГРЫ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ВИДЫ  СПОРТА.

Место проведения ЛСОШ (спортивный зал).

Время проведения : 14.20. 19.12.08.

Инвентарь: мячи баскетбольные ,секундомер, обручи, необходимое оборудование для проведения национальных  игр, конкурсов народов ханты ,манси.

Деление на команды проходит с помощью жеребьевки .В игре принимают участие 2 команды.

Количественный состав команды: 7 человек.

Ведущие мероприятия: Семенова Н.Ф.

Построение, выбор капитана команды, правила игры.

Ведущий: Здравствуйте ребята. 10 декабря исполнилось 78 лет нашему ХМАО, который образовался 10 декабря в 1930 году. Вот поэтому мы с вами проводим сегодня «Медвежьи игрища», которые издревле проводились  народами ханты и манси.

Построение команд

ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре принимают участие 2 команды.

В каждом этапе игры определены правила и штрафные баллы, которые учитывает судья соревнований и правильность выполнения каждого этапа.

По окончании игры высчитываются баллы, команда набравшая большее количество баллов является победительницей.

Ход мероприятия

В: Легенда: Вскоре в одну точку будут стянуты пространство и время, сойдутся вместе разные миры. На этом  маленьком пятачке развернется и предстанет перед вами сама история.

От сотворения хантыйского мира до наших дней. Провожая душу медведицы, мы предлагаем вам встретится с прошлым ,посмеяться над настоящим, задуматься о  прошлом.

Первой всегда поют песню спуска медведя на землю

-Илы вухалты ар. Исполняется она от лица самого медведя.

У великого Торума-отца, где воды золотых ветров протекают,

В доме его внутри,

С бессильными руками маленький зверь,

С бессильными ногами маленький зверь,

Я жил.

Увидев однажды случайно «желтым сукном покрытую счастливую землю, зеленым сукном покрытую счастливую землю», медведь-сын Торума просится вниз.

Не соглашается сначала небесный отец, но, поддавшись уговорам сына, собирает  он многочисленных кузнецов своих, которые  выковывают железную колыбель с железной цепью, а в этой колыбели медведь опускается на землю.

Но прежде отец дает свои наставления.

Когда будешь жить на земле, говорит Великий Торум, «со ста оленями, с оленями пастбище, если найдешь ты, за густым укрытием в три дерева, стороной обойди. С четырьмя ногами, с ногами лабаз, если найдешь, ты , за густым укрытием в три дерева, стороной обойди…..Кладбище, кладбище если найдешь ты ,за густым укрытием в три дерева, стороной обойди».

Все наказы обещает медведь выполнить. Но опустившись, он видит «зеленью трав покрытые многочисленные непроходимые леса» и понимает, что земля  не так приспособлена к жизни, как казалось ему сверху. Гонимый голодом и одолеваемый гнусом, медведь бродит в поисках пищи и выходит на оленье пастбище. Забыв про обещание, данное отцу, набрасывается он  на стадо и превращает его в «большую груду мяса». В другой раз усталый истощенный зверь находит лабаз  и смешивает  его «с черным, торфяным  мхом». А попав на кладбище,  разоряет могилы.

За людей заступается сама Мать-земля. За нарушение наказов Торума,  лишает она медвдя бессмертия. Теперь охотники могут убить медведя, но каждый раз они должны проводить особый ритуал, чтобы очисть и вернуть его бессмертие  души Небесному отцу.

 Песни, где рассказывается о встречах людей с медведем,  составляют цикл так называемых звериных песен-вой арат или кайойн арат. Каждый день праздника исполняют несколько таких песен: три, пять или 7.В них заключен многовековой опыт взаимоотношений  человека и медведя.

Когда спеты звериные песни, наступает время танца. По обычаю, каждый из присутствующих  на игрищах должен станцевать для медведицы: сначала танцуют мужчины, а потом женщины. Затем начинается вторая часть медвежьих   игрищ-Мищь-арат-песни духов Миш-охранителей отдельных  родов, хозяев рек, озер, лесов .Все песни в этой части праздника исполняются от имени пришедшего божества.

Одним из первых приходит на игрища Вошн ик-Юильского городка мужчина  ,ему близко идти. Великая  Казымская богиня назначила его духом – охранителем жителей Юильска.

Зимой и летом провожает он людей, проезжающих устья реки Вошн  юган. Все путники одаривают его монетой .А тех ,кто забывает обычаи предков, Вошн  ики  строго

наказывает, насылая зимой сильную пургу, а летом-ураган или затяжной ливень.

Духи миш покидают «веселый дом», оставляя людям «удачу приносящей танец».

Далее приходит время  для представлений берестяных масок.

Нях арат-шутливые песни или луналтуп-так называется эта часть медвежьих игрищ.

В персонаже сценок каждый может узнать себя, своих  близких  и вместе со всеми посмеяться над собственными пороками. Череда веселых сценок продолжается до утра.

И лишь когда забрезжет рассвет, гости укладываются спать.

Хозяин заботливо накидывает на голову медведицы платок-она тоже будет отдыхать.

Следующий день начинается с «пробуждающей песни». Давно уже встали птицы, поют на разные голоса. Звери бегают по лесным тропам.

А теперь пришло время нам с вами принять участие  в «Медвежьих игрищах».

Ведущий:

1этап: Плыли по Оби на обласе два охотника. Вдруг выскочил из воды огромный осетр, ударил хвостом и перевернул лодку. Выплыли охотники один на один остров, второй на другой. Мокрые оба, замерзли. Спички правда у обоих были, а вот топор только у одного .Наколол он дров ,развел костер, а затем перебросил топор на другой остров, чтобы друг мог наколоть дров и согреться у костра. С тех пор и повелось у народов ханты и манси метание топора проводить на соревнованиях. Сегодня нам  предстоит принять участие в «Медвежьих игрищах»

МЕТАНИЕ ТОПОРА НА ДАЛЬНОСТЬ___________________________________

Правила метания:

-участник  входит в сектор метания только по вызову преподавателя;

-запуск топора производится только по команде преподавателя;

-метание производится с 3-х попыток, в зачет идет лучший результат;

-на выполнение броска дается 3 минуты;

-попытка засчитывается: если учащийся при запуске топора не сделал заступ линии броска и запущенный им топор приземлился в пределах коридора метания;

-попытка не засчитывается: бросок без команды ведущего; участник наступил  или коснулся линии броска; топор приземлился вне пределов коридора. (какая команда быстрее справилась и без штрафных баллов первой начинает прохождение 2 этапа)

2 этап:

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ____________________________________________

Преодоления нарт:

-прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места;

-нарты расставляются строго по прямой линии;

- преодолев 4пары нарт, учащийся прыжком делает ворот на 180 градусов, обязательно  с одновременным отталкиванием двух ног,  продолжает преодоление нарт в обратном направлении (на поворот дается 5 сек.)

-прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.

Ведущий прекращает прыжки если:

- во время преодоления нарт учащийся сделал остановку между ними, т.е. сбился с ритма

прыжков;

-нарушил право 5 сек.при повороте;

-сдвинул нары с места любой частью тела;

-совершил переступание или передвижение стоп;

-произвел перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;

-коснулся нарт руками  или любой частью тела выше пояса;

-самостоятельно прекратил прыжки.

3 этап:

МЕТАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ_____________________________________

Правила метания:

-участник имеет право на 3 попытки;

-в каждой из трех попыток метание продолжается до первого промаха;

-на выполнение одного броска дается 2 минуты;

-для набора тынзяна дается 3 минуты;

-результат броска засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзяном;

-бросок тынзяна не засчитывается, если после команды «можно» участник не произвел броска, заступил, переступил  линию  круга, при броске конец тынзяна падает мимо хорея.

4 этап:

КУБ В КВАДРАТЕ__________________________________________________

Правила:

- участник должен передвигать  разные по высоте кубы;

- кто быстрее дойдет  до финиша, участники той команды выиграл на данном этапе;

5 этап:

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ__________________________________________
Правила:

-палку перетягивают по 2 игрока, они садятся друг против друга и опираются ногами (ступни в ступню). Тянут палку до тех пор, пока один из игроков  не перетянет другого на свою сторону.

-  участники, какой команды больше раз перетянут других участников, та  команда выигрывает.

6 этап:

БОРЬБА____________________________________________________________

Правила:

-борьба является очень азартной игрой ,суть ее в том, что два игрока руками обхватывают друг друга, а ноги у них как бы танцуют.

Ногами они должны зацеплять, а руками помогать, чтоб перебороть  друг друга.

7этап:

КОЧКИ____________________________________________________________

Правила:

-участник команды передвигая «кочки» должен первым добраться до финишной прямой,

- оступившись, участник автоматически выбывает из игры,

- в какой  команде больше прошло человек через мнимое «болото», та является  победителем в данном этапе игры.

8 этап:

КОНКУРС КАПИТАНОВ____________________________________________

Правила:

- капитанам команд предлагается 2, основы на которые кладутся жерди,

- участник должен передвигая основы класть жерди на основы и переходить данный отрезок до финишной прямой,

-капитан какой команды приходит первым к финишу, приносят своей команде 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестеваль спортивно-игровой деятельности "Папа, мама, я -спортивная семья"

На базе школы №19  реализуется комплексно – целевая программа развития «Школа – пространство созидания человека». Одной из составляющей этой программы – работа центра «Здоровье», деятельнос...

Спортивно-игровой праздник"Папа,мама,я-спортивная семья"

Спортивно-игровой праздник состоит из 8 конкурсов,где учавствуют дети и родители.Семьи в этом празднике показывают свою быстроту,силу,выносливость,смекалку,сообразительность....

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Сценарий спортивно-игрового мероприятия «Станция спортивная»

Немного истории: "Зарождение физической культуры и спорта в древности", "Олимпийские игры в Древней Греции", "Самые необычные виды спорта в мире". В основной части меропр...