Проблемы здоровьесбережения в образовании
статья по физкультуре

Якимова Ольга Николаевна

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в пристальном внимании не только со стороны медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakimova_o.n.cheboksary.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

О.Н.Якимова

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная

                                        школа для обучающихся с ограниченными

                         возможностями здоровья  №1»

                Минобразования Чувашии

Начало школьного обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, ведет к повышенной заболеваемости. За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в пристальном внимании не только со стороны медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Усилия педагогических работников коррекционных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения образовательных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы. Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений являются:

1)рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

2)рациональная организация двигательной активности учащихся, включая предусмотренные программой уроки физической культуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

3)организация рационального питания учащихся;

4)система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования системы нравственно-эстетических норм и социального поведения, что осуществляется в процессе физического воспитания личности учащихся коррекционной школы.

Оптимально организованная двигательная деятельность обучащихся способствует улучшению их физического состояния, коррекции двигательной сферы и в целом, социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Общий объём активной двигательной деятельности ученика в течение дня должен составлять не менее 2 часов. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации образовательного процесса в школах должны ввести в практику следующую систему оздоровительных мер:

  • основной можно считать утреннюю гимнастику, выполняемую ребёнком дома. Она помогает сохранить время от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Контроль выполнения утренней гимнастики возлагается на родителей;
  • гимнастика до занятий помогает ребёнку быстрее включиться в работу, создавать бодрое настроение. Гимнастика ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность. Гимнастику рекомендуется проводить при открытых форточках и под музыкальное сопровождение. Комплекс упражнений рекомендуется менять каждые две недели;
  • физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Комплексы профилактических упражнений выполняются школьниками в ходе урока, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог;
  • подвижные игры на переменах или динамические перемены. Игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня. Игра как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые способствуют социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра развивает мелкую моторику, координацию  движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, помогают освоению элементарных математических представлений и т.п., т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, повышает самоотдачу, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Игра позволяет моделировать ролевые отношения, вступать во взаимодействие с партнерами, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • урок физической культуры является  самой важной формой занятий по физическому воспитанию детей с  ограниченными возможностями здоровья. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя- подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии:

  • работа спецгрупп по физической культуре. Для реабилитации детей с ограниченными возможностями в вариативной части учебного плана должны быть выделены часы для занятия групп лечебной физической культуры, которые должен вести специально подготовленный учитель физической культуры;
  • в общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных  основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития. Важным направлением внеклассной работы по физическому  воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «Дни здоровья», «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.п. В комплексную программу по физическому воспитанию должны быть включены  внеклассные формы занятий физкультурой и спортом: занятия в школьных  секциях популярных видов спорта, группах ОФП  и кружках по физкультуре. Главная задача внеклассной работы – привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к активной двигательной деятельности;

  • внешкольная работа по физической культуре осуществляется путем участия в мероприятиях, проводимых по линии «Специальная Олимпиада России». Специальная Олимпиада – это круглогодичные тренировки и участие в соревнованиях по различным   видам спорта для лиц старше 8 лет с нарушением интеллекта. Эта программа предоставляет возможность развивать свою физическую форму, проявлять мужество, испытывать радость и делиться своими достижениями, навыками и дружескими чувствами со своими семьями, другими спортсменами и обществом в целом. Через занятия спортом детям предоставляется возможность адаптироваться к жизни в обществе, стать полноценным гражданином, а также помочь обществу принять их на условиях понимания и уважения. Соревнования по видам спорта проводятся согласно правилам соревнований, утвержденных Международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта. Систематические занятия физической культурой и спортом детей с проблемами интеллекта  обеспечивают занятость детей во внеурочное время, а это и предупреждение правонарушений, и улучшение дисциплины в целом, а главное, это открытие умственно отсталых детей с положительной стороны.

В процессе занятий физической культуре и спортом человек не только социализируется, но и самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, строит социальное окружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики.

В данной статье раскрывается проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики....

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.

Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....

статья "Актуальные проблемы здоровьесбережения на Губкинской территории: опыт и перспективы"

Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все!»...

«Проблема здоровьесбережения"

Задачи:Òусилить роль социально-психологической службы в выборе оптимального способа обучения, соответствующего физическому и психическому состоянию ребёнка и гарантирующего успешность;Ò совершенствова...

Проблема здоровьесбережения и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Единственный способ сохранить здоровье – это есть то,чего не хочешь,пить то, чего не любишь,и делать то, чего не нравится.М.Твен...

Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе.

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания....