Проект "Национальная тувинская борьба Хуреш"
проект по физкультуре

Ондар Чаян Кара-оолович

Хуреш - национальная борьба у тувинцев!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_huresh_ondar_ch.k._horum-dag.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Хорум-Дагская  средняя общеобразовательная школа

Проект

Национальная  тувинская  борьба «Хуреш

Краткая аннотация проекта

 В проекте сообщается, что национальная борьба «Хуреш» рассматривается как один из самых любимых занятий детей и взрослых, которое качественно влияет на уровень здоровья и физического развития. Основными аспектами физического и патриотического воспитания является: беседы, рассказы, чтение художественных произведений, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, смотр спортивных видеороликов, презентаций, целевые экскурсии с детьми, встреча с борцами и их детьми, а также в работе можно узнать приемы борьбы, почетные звания  и титулы и ритуалы борцов.

Актуальность проекта

      На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Актуальность проблемы обусловлен на разработку примерной программы по национальной борьбы «Хуреш» для школах в сельской местности, где нет условий для проведения занятий, материально-технической базы и нет спортивного зала.

      В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.

Цель проекта: научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности занятий тувинской национальной борьбы «Хуреш», как средства физического воспитания.

Гипотеза: предполагается, что целенаправленное использование тувинской национальной борьбы «Хуреш» в МБОУ Хорум-Дагской СОШ, позволит повысить уровень физической подготовленности младших школьников.

Новизна проекта заключается в том, что объединила образовательные области ФГОС «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» с национальной борьбой "Хуреш".

Тувинская национальная борьба «Хуреш» позволяет решить целый комплекс важных задач в работе с детьми: – научить владеть своим телом; – развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества, психологическую устойчивость и т.д. Учитывая эти особенности, предлагаемый примерная проект по тувинской национальной борьбе «Хуреш» для школьников ориентируется на решение следующих образовательных задач: – повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания; – формирование двигательных навыков и умений; – развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены; – освоение специальных знаний и навыков овладения техникой, тактикой борьбы «Хуреш».

Введение.

Национальная борьба «Хуреш» - старинный, любимый тувинцами вид спорта. Она является неразделимой частью любого семейного, народного, религиозного праздников. С давних времен борьба служила физическому воспитанию сильных мужчин и бесстрашных воинов. Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора: сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или по крайней мере среди них нет человека, который бы не умел бороться. И сегодня этот вид спорта пользуется с большой популярностью среди жителей Республики. Она очень темпераментна и зрелищна, а правила очень простые и понятные для всех. «Хуреш» притягивает своих поклонников своим азартом и заряжает энергией. Поэтому на народных, традиционных праздников собираются почти вся Республика – от младенцев до пожилых людей. Любители, поклонники борьбы на лицо знают своих героев-борцов, слагают о них легенды. С давних времен борьба стала еще интересней, еще зрелищной и продолжает развиваться своими новыми правилами, захватами, приемами, уловками, стойками, силами, инерциями, принципами, направленного на побеждение соперника. Строятся очень многие стадионы, спортивные залы, комплексы для развития борьбы «Хуреш» подрастающего поколения, чтобы многие смогли заниматься своим любимым видом спорта. Побеждает, тот у кого ловкость, смелость, выносливость, сила, умение использовать инерцию и силу противника.

Не зря поговаривают «Если ты Тувинец, ты хороший хурежист, если ты хороший хурежист, то ты чемпион во многих видов борьбы»

Национальная борьба способствует вовлечению детей в массовое физкультурное и спортивное движение, но и является неотъемлемой частью и средствами развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, воспитание характера человека и уважение национальных традиций Тувинцев. В последние годы  практически во всех образовательных учреждениях широко практикуется проведение состязаний по тувинской национальной борьбе «Хуреш». Но, нет утвержденной программы для  этих в общеобразовательных учреждениях.

Проект по национальной борьбе «Хуреш» разработано для детей младшего школьного возраста 7-10  лет для учащихся начальной школы. Она разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В  проекте разработаны самые необходимые теоретические, практические, развивающие, учебные, подготовительные материалы.

Главная задача  проекта является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно – воспитательный процесс. Для достижения намеченной цели необходимо решить задачи – образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Образовательные задачи состоит из усвоения теоретических и практических основ борьбы «Хуреш», формирования позитивных отношений у физической культуре и спорту, в частности борьбы.

Воспитательные задачи предусматривают воспитание духовно-нравственных и волевых качеств.

Оздоровительные задачи позволяют контролировать уровень физического состояния здоровья, его сохранение и укрепление, развитие физических качеств занимающихся средствами физической культуры.

Особое внимание в Программе уделяется развитию, сохранение и укрепление здоровья детей, а так же, воспитанию таких качеств как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной,  музыкальной, чтения.

Учебная работа осуществляется в форме ННОД. Основные формы учебно-тренировочного процесса с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные (теоретические, практические и продуктивные); участие в различных конкурсах; методический разбор занятий; выполнение домашних заданий.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально – коммуникативное развитие направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в борьбе «Хуреш», воспитание моральных и нравственных качеств детей, формирование правильно оценивать свои поступки и поступки друзей. Развитию навыков самообслуживанию, становление самостоятельности, воспитанию культурно-гигиенических навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и его результатам. Формирование умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей формирование первичных представлений о правилах в борьбе «Хуреш», о соревнованиях, о спортивных одеждах борцов и о известных борцов Республики. Формирование познавательных действий, развитие любознательности, воображение, восприятие, внимание, память, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать и творческой активности. О малой родине и Отечестве, представлений о социокульнурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средство общения. Развитие свободного общения с педагогами и с сверстниками. Овладение всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связанная речь, расширение словарного запаса. Практическое овладение школьниками нормами речи. Воспитание к интересу и любви к чтению, желание и умение слушать художественные и народные произведения, следить за развитием действий, умение пересказывать и подражать героям произведений.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие направленно на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Формирование элементарных представлений о видах искусства. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-образных способностей.

Образовательная область «Физическая культура»

Физическая культура включает приобретение первоначальных навыков «Хуреш» в теоретической и практической основе. Физическая культура направлена на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательных системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторику обеих рук, а так же с правильным выполнением основных движений, овладение простых подвижных и спортивных игр с правилами, становление ценностей здорового образа жизни. Развитие способности к самоконтролю, самооценке при выполнении основных движений.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментах как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности школьников.

Вывод:

  1. Народные национальные игры играют большую роль в воспитании школьников младшего возраста. Опыт физического воспитания как одна из проблем находит живое применение в формировании и развитии учащихся.
  2. Выявлено, что одной из любимых спортивных забав с древних времен у тувинцев была борьба «Хуреш». Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора- сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или, по крайней мере среди них нет человека, который бы не умел бороться. Монастыри в Туве специально содержали своих борцов.
  3. Одной из отличительных особенностей национальной борьбы «Хуреш» является особый ритуал борца « Девиг»-танец орла. При его выполнении борец импровизирует полет орла- символа небесной силы, огня и бессмертия. Выявлено, что истинные мастера борьбы творили подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. О богатыре и в настоящее время говорят: « танцует, как орел, ловок, как сокол». Борьба «Хуреш» развивала у тувинских борцов громадную силу.

Планируемый результат

       Планируемые результаты: Каждый школьник должен знать: – характерность своего организма и здоровья; – значение здорового образа жизни и физических упражнений для организма человека; – правила гигиены и основы техники безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке;  – особенности традиционной культуры тувинского народа; – названия базовых приемов тувинской национальной борьбы «Хуреш»; – правила соревнований и этикет в борьбе «Хуреш»; – влияние борьбы «Хуреш» на состояние здоровья. уметь: – показывать выполнение приемов тувинской национальной борьбы «Хуреш»; владеть: – 2–3 приемами тувинской национальной борьбы «Хуреш».

Техника безопасности

             Для организации занятий, укрепляющих здоровье школьников важно неукоснительно соблюдать технику безопасности и содействовать профилактике травматизма среди занимающихся.  Для соблюдения техники безопасности при изучении двигательных действий необходимо проводить занятия на ковре. Инструкторам категорически запрещается включать в содержание занятий двигательные действия, не предусмотренные программой или повышающие риск травматизма. В процессе занятий необходимо реализовывать важнейшую задачу по формированию навыков безопасного падения. Развитые в детском возрасте, они сохраняются на всю жизнь, предохраняя человека от травм.

Заключение.

  Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в школе. Правильно ----организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового образа жизни, используя современные образовательные технологии тувинской национальной борьбы «Хуреш».

Список литературы.

  1. АбайдулинА. Тувинская хореография — истоки и перспективы // Тувинская правда. 1980. 12 февраля.
  2. КилуновскаяМ.Е. Тува — не иссекаемая сокровищница наскального искусства // Ученые записки. Вып. 18. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1995.
  3. Ондар О. Ч Программа по борьбе «Хуреш» для национальных  

образовательных  школ РТ.. Кызыл – 1999г          

  1. Тувинская национальная борьба «Хуреш» Ооржак С. Ы, Ооржак Х. Д-Н

Кызыл – 2015г.

  1. Ооржак С.О. Тыва хуреш баштайгы базымнар.,Кызыл – 2005ч.
  2. В. Чадамба. 100 чылдын могелери. Кызыл: Республиканская типография, 2000.- 126с.
  3. Ооржак С.О. Шуглуп оорен. Кызыл: Республиканская типография, 1990.-79с.
  4. В.Кривдик. Эзир самы. Танец орла. Кызыл: МП «Новости Тувы»,1992,-125с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Кто я? Каков Я?"на тувинском языке для учащихся среднего звена

Данный материал можно применить в проведении классного часа на тувинском языке для 5-6 классов....

Тувинские подвижные игры для детей

Тувинские подвижные игры для детейЦели:воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народной физи...

Тувинский чай

Внеклассное мероприятие...

Тувинские добровольцы

50 тувинских добровольцев представлены, которые являются участниками Великой Отечественной войны. Некоторые из них на данный момент среди нас нет в живых, а некоторые находится в заслуженной пенсии....

День тувинских национальных игр

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости....

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"...