Доклад на тему: "Особенности развития физических качеств на уроках легкой атлетики".
материал по физкультуре

Бекбулатова Гюльнара Казбековна

Основные задачи раздела:Легкая атлетики":обучение школьников жизненно важным навыкам и умениям,развитие основных двигательных качеств,состовляющих основу ОФП учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

« Особенности развития физических качеств на уроках легкой атлетики».

Учитель МБОУ СОШ №2 с.Кизляр :

Бекбулатова Г.К.

2017-2018 учебный год.

Основные задачи раздела : «Легкая атлетика»:обучение школьников жизненно важным навыкам и умениям, развитие основных двигательных качеств, составляющих основу ОФП учащихся.

Основа легкой атлетики -бег. Он составляет  часть техники выполнения прыжков и в отдельных видов метаний.

Овладение легкоатлетическими упражнениями невозможно без развития у учащихся способности анализировать свои движения и сознательно управлять ими.

Основной метод обучения легкоатлетическим упражнениям –фронтальный, а в технически сложных видах(метания,прыжки)- групповой и индивидуальный.

На одном уроке обычно одновременно изучается несколько видов легкой атлетики. Необходимо правильное  сочетание этих видов.

В метаниях большое значение имеет путь предварительного разгона. Чем оно длиннее, тем больше скорость движения снаряда в финальном усилии, тем выше результат. В прыжках же большее значение имеет разгон в отталкивании.

Циклические движения(бег) изучаются в целом. Движения ациклического характера(прыжки,метания и др.)сложны в координационном отношении. Поэтому основной метод изучения прыжков и метаний по частям в сочетании с целостным методом. В беге и прыжках большее значение имеет отталкивание, в метаниях - финальное усилие.

При обучении школьников основам техники легкоатлетических упражнений целесообразно учитывать ряд методических советов.

При беге важно добиться ненапряженных движений ногами и руками с большой амплитудой ,правильной постановкой стоп на опору. Главная фаза бега – отталкивание, которое выполняется за счет разгибания толчковой ноги и выносу маховой. После овладения школьниками бега по дорожке учитель усложняет условия: обучает бегу по пересеченной местности, преодолению естественных препятствий, распределению сил на дистанции, эстафетному бегу.

Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря разнообразию видов, огромному количеству индивидуально дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Основные элементы  легкой атлетики (спринт, барьерный бег, бег на выносливость, прыжки, метания) выполняются в атмосфере соревновательной игры в виде новых интересных упражнений ,эстафетных игр.

 Упражнения легкой атлетики практически доступны всем школьникам. На уроках физической культуры развиваются следующие физические качества: гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость. Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем быстрее удается достигнуть положительных результатов при обучении. Начинать развитие быстроты у школьников надо с 10 – летнего возраста,у читывая, что именно в этом возрасте наступают благоприятны физиологические предпосылки для ее формирования. Развитию качества быстроты способствует выполнение упражнений постепенно ускоряющемся темпе, при интенсивной кратковременной работе, связанной с чередованием беговых и прыжковых упражнений, специальных беговых упражнений.

Сила, как одно из основных физических качеств, имеет большое значение в двигательной деятельности. Ни одно движение не может быть выполнено без проявления силы, степень развития которой определяетего качественную сторону. Качество силы необходимо при выполнении всех видов легкоатлетических упражнений. Развивая силу, мы создаем лучшие условия для развития быстроты

Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни. Гибкость позволяет делать движения по большей амплитуде и является важным условием для реализации техники упражнений. Следует различать гибкость общую и специальную. Общая гибкость на начальном этапе до 13лет приобретает общую направленность. Дети обладают большей гибкостью по сравнению с взрослыми. Согласно различным данным, максимальная гибкость варьирует от 5-7 лет до 11-14 лет. Гибкость детей зависит от пола: девочки обладают лучшей гибкостью, чем мальчики. Упражнения для развития гибкости позволяют не только увеличить амплитуду движений, но и специфично воздействовать на формирование мышечного волокна, что в целом способствуют развитию правильной, пропорциональной, атлетической фигуры .

Выносливость – это способность производить длительную работу или работу с различной интенсивностью. Принято различать общую и специальную выносливость. Развитие выносливости может осуществляться различными методами –методами равномерной, повторной, переменной, интервальной тренировки, многократного повторения преимущественно циклических упражнений.

Ловкость - это способность быстро овладеть сложными движениям и точно перестраивать двигательную деятельность. Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит круговой метод. Занимающихся делят  на несколько  групп, каждая их которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время (3-5-8мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, пока вся группа проёдет через все упражнения.

Достоинство кругового метода на уроках легкой атлетики, в том, что его можно использовать с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.

Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем увеличивать количество групп.

Для достижения всестороннего развития у школьников у школьников одних подводящих и подготовительных упражнений и выполнения двигательного действия в целом не достаточно, так как такие занятия однообразны, а следовательно, скучны и утомительны. Необходимо разнообразить свои занятия, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место отводится  играм. Достижения высокого уровня физической подготовленности учащихся решается путем применения подвижных игр, эстафет в занятиях физической культуры.

 Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводится  тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, скорости.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу дополнительную работу. Для этого разрабатываются  комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Легкая атлетика, с ее разнообразием видов, является одним из важнейших инструментов в развитии физических качеств школьников.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

« Особенности развития физических качеств на уроках легкой атлетики».

Учитель МБОУ СОШ №2 с.Кизляр :

Бекбулатова Г.К.

Основные задачи раздела : «Легкая атлетика»:обучение школьников жизненно важным навыкам и умениям, развитие основных двигательных качеств, составляющих основу ОФП учащихся.

Основа легкой атлетики -бег. Он составляет  часть техники выполнения прыжков и в отдельных видов метаний.

Овладение легкоатлетическими упражнениями невозможно без развития у учащихся способности анализировать свои движения и сознательно управлять ими.

Основной метод обучения легкоатлетическим упражнениям –фронтальный, а в технически сложных видах(метания,прыжки)- групповой и индивидуальный.

На одном уроке обычно одновременно изучается несколько видов легкой атлетики. Необходимо правильное  сочетание этих видов.

В метаниях большое значение имеет путь предварительного разгона. Чем оно длиннее, тем больше скорость движения снаряда в финальном усилии, тем выше результат. В прыжках же большее значение имеет разгон в отталкивании.

Циклические движения(бег) изучаются в целом. Движения ациклического характера(прыжки,метания и др.)сложны в координационном отношении. Поэтому основной метод изучения прыжков и метаний по частям в сочетании с целостным методом. В беге и прыжках большее значение имеет отталкивание, в метаниях - финальное усилие.

При обучении школьников основам техники легкоатлетических упражнений целесообразно учитывать ряд методических советов.

При беге важно добиться ненапряженных движений ногами и руками с большой амплитудой ,правильной постановкой стоп на опору. Главная фаза бега – отталкивание, которое выполняется за счет разгибания толчковой ноги и выносу маховой. После овладения школьниками бега по дорожке учитель усложняет условия: обучает бегу по пересеченной местности, преодолению естественных препятствий, распределению сил на дистанции, эстафетному бегу.

Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря разнообразию видов, огромному количеству индивидуально дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Основные элементы  легкой атлетики (спринт, барьерный бег, бег на выносливость, прыжки, метания) выполняются в атмосфере соревновательной игры в виде новых интересных упражнений ,эстафетных игр.

 Упражнения легкой атлетики практически доступны всем школьникам. На уроках физической культуры развиваются следующие физические качества: гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость. Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем быстрее удается достигнуть положительных результатов при обучении. Начинать развитие быстроты у школьников надо с 10 – летнего возраста,у читывая, что именно в этом возрасте наступают благоприятны физиологические предпосылки для ее формирования. Развитию качества быстроты способствует выполнение упражнений постепенно ускоряющемся темпе, при интенсивной кратковременной работе, связанной с чередованием беговых и прыжковых упражнений, специальных беговых упражнений.

Сила, как одно из основных физических качеств, имеет большое значение в двигательной деятельности. Ни одно движение не может быть выполнено без проявления силы, степень развития которой определяетего качественную сторону. Качество силы необходимо при выполнении всех видов легкоатлетических упражнений. Развивая силу, мы создаем лучшие условия для развития быстроты

Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни. Гибкость позволяет делать движения по большей амплитуде и является важным условием для реализации техники упражнений. Следует различать гибкость общую и специальную. Общая гибкость на начальном этапе до 13лет приобретает общую направленность. Дети обладают большей гибкостью по сравнению с взрослыми. Согласно различным данным, максимальная гибкость варьирует от 5-7 лет до 11-14 лет. Гибкость детей зависит от пола: девочки обладают лучшей гибкостью, чем мальчики. Упражнения для развития гибкости позволяют не только увеличить амплитуду движений, но и специфично воздействовать на формирование мышечного волокна, что в целом способствуют развитию правильной, пропорциональной, атлетической фигуры .

Выносливость – это способность производить длительную работу или работу с различной интенсивностью. Принято различать общую и специальную выносливость. Развитие выносливости может осуществляться различными методами –методами равномерной, повторной, переменной, интервальной тренировки, многократного повторения преимущественно циклических упражнений.

Ловкость - это способность быстро овладеть сложными движениям и точно перестраивать двигательную деятельность. Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит круговой метод. Занимающихся делят  на несколько  групп, каждая их которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время (3-5-8мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, пока вся группа проёдет через все упражнения.

Достоинство кругового метода на уроках легкой атлетики, в том, что его можно использовать с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.

Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем увеличивать количество групп.

Для достижения всестороннего развития у школьников у школьников одних подводящих и подготовительных упражнений и выполнения двигательного действия в целом не достаточно, так как такие занятия однообразны, а следовательно, скучны и утомительны. Необходимо разнообразить свои занятия, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место отводится  играм. Достижения высокого уровня физической подготовленности учащихся решается путем применения подвижных игр, эстафет в занятиях физической культуры.

 Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводится  тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, скорости.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу дополнительную работу. Для этого разрабатываются  комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Легкая атлетика, с ее разнообразием видов, является одним из важнейших инструментов в развитии физических качеств школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"...

Статья Развитие физических качеств на уроках физической культуры

На уроке физической культуры развитие физических качеств осущесвляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей учащихся....

Развитие физических качеств на уроках физической культуры

Для учителей физической культуры. Развитие физических качеств....

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...

Презентация на тему: "Развитие физических качеств на уроках физической культуры"

Презентация была подготовлена для участия  в конкурсе "Лучший специалист в системе физического воспитания Калужской области". В ней  кратко описывается схема конкурсного урока...

Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....