ВОЛЕЙБОЛ, КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
статья по физкультуре

Котова Виктория Вадимовна

Уроки физической культуры занимательны и увлекательны, но в любом классе найдется один, а бывает и более, учащихся, которые не получают удовольствия от занятий, в связи с плохой подготовленностью. Специфика данного предмета не позволяет нагнать пропущенный материал, путем изучения его за день до урока, так как физическая подготволенность зависит от систематических занятий. Учителю необходимо найти всем участникам учебного процесса занятие, которое им будет по силам. Рассмотрим варианты на примере темы: Волейбол. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЛЕЙБОЛ, КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Котова Виктория Вадимовна, учитель физической культуры

ГБОУ Лицей № 281 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

Здоровье населения – важнейший показатель благополучия нации. На ухудшение здоровья влияют не только экономические, экологические и медицинские факторы, но и социокультурные, такие как система ценностных ориентаций, сложившиеся в обществе стереотипы и модели поведения, культурные традиции. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. За последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи, как в регионах, так и на федеральном уровне. Создаются благоприятные условия для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, обустраиваются спортивными сооружениями дворы и микрорайоны, места отдыха.

Программа физического воспитания школьников включает в себя такой раздел, как «спортивные игры». Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, является волейбол. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует простое оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. Часто на отдыхе используются различные игры с элементами волейбола (передачи волейбольного мяча в кругу, «горячая картошка», мяч капитану и другие). Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но развита как игра ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

В структуре школьного образования в сфере физической культуры волейбол входит в цикл базовых дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Волейбол наряду с другими базовыми дисциплинами имеет существенное значение для воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков у школьников. Во время игры  создаются благоприятные условия для проявления сообразительности, ловкости, силы, быстроты, скорости реакции, специальной и прыжковой выносливости, волевых качеств, взаимопомощи.

Обучение приемам игры в волейбол начинается еще в 5 классе и совершенствуется вплоть до выпуска из основной школы. Своевременное освоение приемов игры в волейбол способствует вовлечению большего количества учащихся в занятия на уроках физической культуры в старших классах. С каждым годом учащиеся учатся технически более сложным приемам игры в волейбол, также начинают применять тактические схемы в процессе матча.

В основе обучения основным элементам волейбола лежит сочетание общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств и специфических двигательных действий, осуществляемые параллельно.

Физическая подготовка направлена на развитие быстроты передвижений и реакции, развитие прыгучести, мышц верхнего плечевого пояса, силы кистей и пальцев рук. Для этого используются упражнения связанные с рывками, поворотами, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, подвижные игры, упражнения для развития прыгучести.

В свою очередь, неумение выполнять приемы игры в волейбол зачастую отталкивает учащихся от участия в уроках физической культуры, формируя негативное отношение к занятиям. В таком случае, необходимо подобрать или разработать методы и способы формирования интереса у учащихся к занятиям и достижениям результата в данном виде спорта при помощи коллективной работы. В спортивных играх в целом, и в волейболе в частности, необходимо использовать коллективные задания, решение проблемных задач в уроке, которые будут задействовать всех учащихся. Эти виды деятельности будут способствовать вовлечению большего количества учащихся, а если создать условия, то даже освобожденных.

В старших классах процент частично освобожденных от физических нагрузок по состоянию здоровья возрастает и в некоторых случаях достигает половины класса. Однако волейбол – игра, которая может иметь различный темп, в зависимости от подготовленности и возможностей игроков. Есть возможность распределения менее активных игроков на команды для игры с меньшим темпом, а более подготовленных на команды, в которых нагрузка будет больше, за счет интенсивности игровых действий. Возможно разделение учащихся на команды с разным уровнем подготовки в каждой из них. Нагрузку также можно распределять при помощи определения амплуа для игроков. Так, например, атакующие игроки физически более подготовлены и отнесены к основной группе здоровья, связующие игроки могут быть менее активны, располагаясь под сеткой. В игру с низким темпом можно вовлекать учащихся с частичным освобождением от физических нагрузок, которое позволяет выполнять несложные приемы игры в умеренном темпе. Волейбол оказывает положительное воздействие на организм, не перегружая его основные системы и органы. Игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата: помогает выработке таких жизненно необходимых физических качеств, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечно - сосудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость.

Освобожденные по состоянию здоровья от любых видов физической нагрузки учащиеся могут участвовать в занятии, как руководящее звено, помогать (создавать) команды, подсказывать игрокам команды в выборе расстановки, в ходе игры. Способом привлечения внимания и формирования интереса к занятиям на уроках физической культуры можно считать задания на дом с возможностью включения найденной информации в ход следующего урока. Для вовлечения освобожденных учащихся в урок, учитель может дать задание на дом опережающее программу. Так например, тема следующего урока «передача мяча двумя руками сверху». Задание на дом: просмотр обучающего видеоролика, выделение основных фаз, нюансов выполнения приема, с возможностью демонстрации перед одноклассниками техники приема, а также отслеживания в дальнейшем ошибок при выполнении занимающимися данной передачи. Изучение дома правил спортивной игры, с  целью судейства игр на уроках физической культуры. Применение судейских жестов в судействе игр в процессе урока.

В уроках по волейболу зачастую учащимся предлагается поделиться на команды самостоятельно при помощи поочередного выбора  капитанами, назначенными учителем, игроков к себе в команду. В своих командах ребятам предстоит решить проблему наиболее эффективной  расстановки игроков на площадке, для успешного взаимодействия в команде.

Исходя из вышесказанного, волейбол является одной из популярнейших спортивных игр и распространенным средством активного отдыха. На уроках физической культуры учитель создает условия для привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Спортивные игры, а в частности и волейбол,  являются отличным способом вовлечения учащихся в занятия на уроках физической культуры. Волейбол помогает решать проблему не только физической подготовленности учащихся, но и обучения  успешной работы в коллективе, воспитанию чувства товарищества, ответственности за коллективный результат, оказания помощи партнеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снижение физической и эмоциональной активности учащихся в заключительной части урока физической культуры

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно п...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Доклад Методы, средства и формы организации применяемые на уроках физической культуры

В докладе описаны разнообразные методы, средства и формы организации проведения уроков физической культуры. Использованы современные методы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...

Квест технология, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные компетенции.Ра...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация:В данной научной статье анализируется понятийный аппарат по теме исследования. Разработана экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений подростков 8-ых ...