«Мотивация деятельности в физической культуре и спорте»
статья по физкультуре

Булатов Сергей Алексеевич

Здоровье общества — достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокуп­ности усилий отдельных людей, направленных на его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно на основе знаний на­уки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Все­мирной организации здравоохранения, здоро­вье — состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «Практичанская ООШ»

 Доклад на  тему:

«Мотивация деятельности в физической культуре и спорте»

 Исполнитель:

Булатов Сергей Алексеевич

с. Практичи  2019 год

Содержание.

Содержание (с.2)

Введение (с.3)

  1. Основные принципы сознательности (с.4)

  2. Формирование значимости и ценности урока физической культуры (с.5)

  3. Физические показатели учащихся в физической культуре и спорте (с.7)

Заключение (с.8)

Список литературы (с.9)

Введение

Здоровье общества — достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей, направленных на его укрепление и сохранение. Тем важнее знать, как наиболее эффективно на основе знаний науки и практического опыта делать это любому из нас и всем вместе. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения, здоровье — состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Главная цель школьного образования по физической культуре, согласно стандартам второго поколения, — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Заказ общества и родителей общеобразовательной школе — это здоровый, разносторонне физически развитый, готовый к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускник. Однако в современной школе практически здоровых детей лишь 25%. Так возникает противоречие между заказом общества и реальным положением дел в образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья человека по своей практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших современных проблем.

Цель  педагога — формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений применять на практике полученные знания о здоровом образе жизни.

 Задачи педагога таковы:  развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

ориентировать учащихся на здоровье формирование и здоровье сбережение;

создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;

воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества  в учебной и соревновательной деятельности.

Основные принципы сознательности

В физическом воспитании при обучении двигательным действиям реализуют четыре основных принципа сознательности, которые должен знать каждый обучаемый:

  1. Что делать?

Учитель сообщает целевую установку или  действие.

  1. Как это следует делать?

Учитель физической культуры  дает описание структуры движения, указывает технические требования к его выполнению. На каждом уроке физической культуры доступным языком  для данной возрастной категории обучающихся объясняет, почему «колет в боку» при быстром беге в начале урока, что значит «бежать в своем темпе»? Дети очень эмоциональны, им нужно выплеснуть свою энергию, а контролировать физическое состояние они не всегда способны в силу своих психологических особенностей возраста.

  1.  Почему действие выполняется так, а не иначе?

Учитель обосновывает наиболее важные элементы спортивной техники, в том числе с опорой на знания из области физики (механика), анатомии, биологии, физиологии, вскрывает причинно – следственные связи, имеющиеся в двигательной деятельности человека. Именно здесь происходит установление межпредметных связей. Например, при беге на скорость предъявление требования выполнять беговые движения согнутыми  в локтях руками связано с законами колебания маятника, а необходимость принятия стойки волейболиста для более устойчивого положения – с увеличением площади опоры.

Почему надо овладеть предлагаемыми знаниями, умениями и навыками, для чего и где они будут нужны?

Учитель физической культуры  предлагает ученикам их жизненную перспективу: для личного успеха на уроках физической культуры или спорте, для применения в обычной повседневной жизни; для выполнения обязанностей перед одноклассниками, поскольку предстоят спортивные соревнования; для выполнения обязанностей перед обществом – как необходимость для трудовой деятельности и защиты Родины.

Формирование значимости и ценности урока физической культуры

При формировании значимости и ценности урока физической культуры учитель ориентирует обучающихся на  то, что здоровье является не самоцель занятий, а прежде всего средством обеспечения рациональных способов подготовки к работе разного характера (учеба, занятия музыкой и информационными технологиями, выбор бедующей  профессии). В связи с этим во внеурочной  физкультурно – оздоровительной работе выполняются такие действия:

  • знакомство учащихся с теоретическими знаниями о ведении здорового образа жизни;
  • проводятся комплексы упражнений, способствующих профилактике заболеваний сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также нарушений функционирования опорно – двигательного аппарата; учитель обучает навыкам правильной осанки и способам самоконтроля за состоянием здоровья;
  • развивает двигательные качества – быстроту, силу, выносливость, гибкость и координацию;
  • развивает познавательную деятельность, которая обеспечивает успешное овладение программным материалом. Формирует у учащихся творческую инициативу и навыки самостоятельной работы.

С введением в учебную программу третьего урока физической культуры появилась возможность  у учителя не гнаться за плотностью двигательной нагрузки. Поэтому уделяется больше времени основам теоретических знаний, таких как:

- взаимосвязь физической активности с умственной деятельностью;

- правила подготовки организма к физической нагрузке;

- подсчет пульса до, во время и после занятий; подсчет частоты дыхания; оценка общего самочувствия; определение признаков утомления (обьективные и субъективные);

- правила организации самостоятельных занятий и игр;

- обучение нетрадиционным методам саморегуляции  ( су – джок терапия, воздействие на биологически активные точки ушных раковин и стоп).

Дети любят заниматься тем, что им нравится и что у них хорошо получается.  Поэтому особенно на этапе начального обучения создаются  каждому ребенку  ситуации успеха. Сравнивается уровень физической подготовленности обучающихся не друг с другом, а динамику результата каждого учащегося в течении учебного года. В процессе этой работы,  учащийся проходит путь « хочу – пробую – творю», а учитель – «заинтересовываю – помогаю - поощряю».

Чтобы заинтересовать школьников младших и побудить их к творчеству, учитель «одушевляет»  спортивные снаряды и инвентарь например (мячи ждут вас, соскучились, должны подпрыгнуть на определенную высоту), часто используются на уроках сюжетно – ролевые игры, применяются методы анкетирования, наблюдения и тестирования.

Физические показатели учащихся в физической культуре и спорте

Обучающие знают свои результаты в тестировании, основных физических качеств могут сами себя оценить. Стенд с нормативами по физической подготовке находится рядом со спортивным залом, дети знают, какую получили оценку, учитывают тот факт, что если даже не дотянули до «пятерки», а результат лучше предыдущего, то, конечно, и оценка будет высокая.

В начальных классах можно ввести дневники здоровья, в которых дети представляют свои достижения, недостатки и проблемы, планы и мечты, советы и пожелания самому себе в физическом и психологическом плане. Одну из страниц  дневника можно выделить паспорту здоровья школьника. Ученики учатся анализировать процессы, происходящие в организме, оценивать состояние своего здоровья, заполнять дневник.

К  физкультурно – оздоровительной работе  можно привлечь классных руководителей и родителей учащихся. В школе  можно взять факультатив например по валеологии, задачей которого может являться оказание помощи детям в формировании себя как личности, сознающей, что главная ценность жизни – здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном энергетическом состоянии.

Заключение

На занятиях физической культурой потребность в решении мотивации, воспитательных задач ощущается  в значительно большей  степени, чем на уроках других предметов. Можно выделить три основных причины этого:

Активная двигательная деятельность и повышенное эмоциональное состояние, сочетаемое со свободой перемещения по спортивному залу, требуют от каждого дисциплинированности и саморегуляции поведения;

спортивная деятельность моделирует в игровом виде сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе возможность решения любых воспитательных задач;

спортивная деятельность противоречива по своему воздействию на личность. Наряду с огромным положительным влиянием есть у нее и серьезная негативная сторона. Элементы соперничества, присущие спорту, могут формировать такие малоприятные качества, как чрезмерное честолюбие, зазнайство, пренебрежительное отношение к слабым,  и ряд других.

Поэтому практически на каждом уроке должны применяться педагогические меры воздействия, которые нейтрализуют неблагоприятное влияние спорта на личностные свойства школьников.

Список литературы

1. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация?

2. Бикмухаметов Р.К. Здоровье педагога как образовательная ценность.

          3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные техноло-      гии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005

5. Фазлеев Н.Ш. Компетентностно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту: монография. М.: Научн.-издат. центр «Теория и практика физической культуры и спорта»,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Поддержание мотивации для занятий физической культурой и спортом у школьников.

Значение физической культуры и спорта в современной жизниТермин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез и...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...