Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола
методическая разработка по физкультуре

Днепровская Галина Евгеньевна

Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке соперника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустит ошибку. Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Игру изобрел в 1895 году Вильям Морган – преподаватель физического колледжа, директор местного клуба

в г. Холиок (штат Мессачусетс). Он хотел создать простую игру, которую можно проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование, он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2-х метров. Название новой игре дал Альфред Холстец – преподаватель Спрингфильдского колледжа: «волейбол» – летающий мяч. В 1896 году волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой, а через год в США были опубликованы первые правила игры, состоящие всего из 10 параграфов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ТЕХНИКО–ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.

История

Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке соперника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустит ошибку. Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Игру изобрел в 1895 году Вильям Морган – преподаватель физического колледжа, директор местного клуба

в г. Холиок (штат Мессачусетс). Он хотел создать простую игру, которую можно проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование, он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2-х метров. Название новой игре дал Альфред Холстец – преподаватель Спрингфильдского колледжа: «волейбол» – летающий мяч. В 1896 году волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой, а через год в США были опубликованы первые правила игры, состоящие всего из 10 параграфов.

Через несколько лет с волейболом познакомились в Канаде, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилии, Уругвае, Мексике. В 1913 году на Паназиатских Играх состоялся турнир по волейболу с участием команд Японии, Китая, Филиппин. В Европу волейбол завезен в начале XX века (Англия, Франция), а в Польше, Чехословакии, СССР начинает культивироваться с 1920-21 гг. В это время проводятся первые официальные соревнования по всему европейскому континенту и в США. В 1934 году в Стокгольме создается техническая комиссия по волейболу, в которую вошли 13 европейских стран, 5 стран американского континента и 4 азиатских стран. В 1947 году в Париже на первом конгрессе по волейболу принято решение о создании и Международной Федерацией волейбола (ФИВБ). В настоящие время ФИВБ насчитывает 220 федераций.

В 1964 году волейбол был впервые включен в Олимпийские игры, которые проводились в Японии (г. Токио). Первыми Олимпийскими чемпионами стали сборная СССР (мужчины) и Японии (женщины). Мужская сборная так же побеждала на Олимпиадах в Мехико (1968 г.) и в Москве (1980 г.). женская команда побеждала четырежды 1968 г. – в Мехико, 1972 г. – в Мюнхене, 1980 г. – в Москве и 1988 г. – в Сеуле.

В СССР датой рождения волейбола считается 26 июля 1923 г., когда при официальном судействе в Москве состоялась первая встреча между мужскими командами Высших художественных и театральных мастерских и Государственной школой Кинематографии. Советские волейболисты – шестикратные чемпионы мира, двенадцатикратные – Европы и четырехкратные победители Кубка мира. Женские команды СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 3 – Европы, 1 –

на Кубке мира. Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году.

Сборная мужская команда России победитель Кубка мира 1999 и 2011гг., Мировой Лиги – 2002 и 2011 гг. и чемпионы Олимпийских игр в Лондоне 2012 г. Женская команда России побеждала на чемпионатах мира 2006 и 2010гг., чемпионате Европы 1993,1997,1999 и 2001 гг., Гран – при 1997,1999 и 2002 гг., Кубке чемпионов – 1997 г. Всероссийская федерация волейбола проводит соревнования:

- Чемпионат России – суперлига, участвует 14 мужских и 12 женских команд;

- Первенство России:

- Высшая лига «А» – 12 мужских и 12 женских команд;

- Высшая лига «Б» – 37 мужских и 24 женских команд.

- Детские соревнования проводятся по 5 возрастным группам (девочки и мальчи-

ки).

Тренер.

Тренер должен учитывать состояние волейбола в данный период и развитие его в будущем. То есть, тренер проектирует команду на будущее. Среди многочисленных обязанностей тренера весьма важным является умение лучшим образом использовать индивидуальные качества игроков.

Команда, которая умеет выигрывать несколько очков подряд, значительно повышает свои шансы на победу. Очень важно в тренировочном процессе пытаться создать подобные ситуации и стимулировать набор 2 - 3 очков подряд.

В современном волейболе смена лидирующей команды происходит очень часто, поэтому тренер и игроки должны понимать и верить, что почти всегда есть возможность догнать лидирующую команду.

Для тренера важно создать свою команду таким образом, чтобы:

• игроки как бы дополняли друг друга,

• концентрация внимания игроков должна сохраняться с начала до конца каждого розыгрыша мяча,

• все действия должны быть подготовлены и выполнены с опережением,

• умственные /психологические/ возможности игрока становятся одним из критериев отбора его в команду.

Несмотря на универсализм, требуемый от волейболистов при выполнении технико-тактических действий, в настоящие время выделяют несколько специфических функций, в которых специализируются игроки, это:

• связующий;

• нападающий первого темпа (центральный блокирующий);

• нападающий второго темпа (доигровщик);

• диагональный (в расстановке по диагоналям к связующему игроку);

• либеро.

В составе шестерки (находящихся на площадке) необходимо иметь трех игроков способных выигрывать очки прямо с подачи. Обычно, это диагональный игрок,  а так же два доигровщика. Иногда в этом качестве могут выступать (помогать) связующий игрок и один из центральных блокирующих. Совершенно необходимое требование – иметь в шестерке, по крайней мере, двух игроков, которые результативно нападают с высокой передачи. То есть, после плохого приема подачи и в доигровке (в контратаке). В подобных игровых ситуациях 80% передач должно направляться именно этим двум игрокам.

СВЯЗУЮЩИЙ

Связующий игрок реализует тактический замысел игры команды в нападении. Он – хозяин, который определяет какую комбинацию будет играть команда в данный момент и данной расстановке своей команды и команды соперника. Безусловно, связующий в совершенстве должен владеть всеми разновидностями передач (как в опоре, так и в прыжке, по высоте, длине, скорости и т.д.). Перед матчем связующий игрок должен изучить оборонительную систему соперника – организацию блока и построение на задней линии. Во время игры, связующий постоянно анализирует игровые ситуации, чтобы лучшим образом сочетать атаки первым и вторым темпом. Чтобы победить, связующий игрок должен делать три вещи:

• уметь обслуживать скоростной передачей своего центрального в широком диапазоне, даже при условии, что доводка мяча не совсем точна.

• с недовведенного мяча уметь точно направить быструю передачу на края сетки в зоны 4 и 2

• максимально помогать команде в «очковых» элементах игры – подача, блок,

атака.

ДИАГОНАЛЬНЫЙ ИГРОК

Его роль тоже изменилась. Диагональный нападающий атакует с высоких передач и часто – в критических ситуациях. Он должен быть мощным и очень «надежным» игроком. Хорошие физические данные позволяют диагональным игрокам быть отличными подающими, что подтверждается статистикой.

Роль «диагональщиков» выглядит несколько ограниченной (как правило он не участвует в приеме подач), но эти игроки совершенно необходимы для сохранения атакующего потенциала команды.

Классическим примером диагонального игрока является российский волейболист Максим Михайлов. Как показал анализ индивидуальной, игровой деятельности российских волейболистов на Олимпийском турнире в Лондоне Максим Михайлов принес команде 148 очков (из 522 набранных всей сборной) и был

признан лучшим в индивидуальном рейтинге – лучший по результативности и лучший нападающий этого турнира.

ЛИБЕРО

За последние время роль либеро существенно возросла. Он цементирует прием подач и координирует организацию игры в защите. Таким образом, либеро выполняет чисто защитные функции, в которые входят: прием подач и нападающих ударов, страховка блокирующих и своих нападающих, «доигровочные» вторые передачи для выполнения нападающих ударов из глубины площадки. Однако ли-

беро не должен использоваться как принимающий игрок и защитник, он должен руководить игрой на задней линии. Он как бы «тренер» по организации защиты обязан знать игру соперника в нападении, помнить направления нападающих ударов соперника, пытаться предугадывать развитие атак. А также, если принять во внимание почти постоянное нахождение либеро на площадке (на задней линии), а это порядка 85-90% игрового времени матча, следует отметить и большую психологическую нагрузку выпадаемую на него. Либеро должен быть психологически очень устойчивым игроком. Что касается приема подач, то либеро должен принять максимально возможное количество подач. В лучших командах примерно 60% приема подач принимает либеро, если эти подачи не силовые.

НАПАДАЮЩИЕ ВТОРОГО ТЕМПА – ДОИГРОВЩИКИ

Это ключевые игроки команды, так как они обеспечивают прием подач, нападение с различных передач и игру в защите. Одним из основных качеств этих игроков – держать игровую концентрацию в течении каждого розыгрыша мяча, так как именно они являются участниками и исполнителями всех игровых эпизодов. Концентрация внимания и желание биться за каждый мяч сочетаются у них с высоченной технико – тактической подготовленностью, игровой ловкостью и эмоциональностью. Они, как правило, владеют широким набором атакующих средств в зависимости от высоты, скорости и зоны атаки 4, 2 или с задней линии– зоны 5, 6

НАПАДАЮЩИЙ ПЕРВОГО ТЕМПА – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЛОКИРУЮЩИЙ

Хороший нападающий первого темпа – фундамент хорошей организации игры команды в нападении и защите. Он активно предлагает себя при атаке своей команды, обеспечивает такую расстановку своих блокирующих, которая исключает внезапность атак противника скоротких передач /I темпом/.

Роль центральных блокирующих определяется развитием самой игры, которая становиться все быстрее. Скорость и «чтение игры» могут компенсировать относительно небольшой рост.

Центральному игроку – чтобы эффективно выполнять свою роль – необходимо изучить манеру игры связующего и центрального игрока соперника, чтобы предвосхищать их действия в атаке и блоке. Центральные игроки, как правило, заменяются на задней линии на либеро. Однако несмотря на это в тренировочном процессе необходимо уделять внимание игре в защите центральным блокирующем в зоне 5 (прием нападающего удара из зоны 4 и 2 соперника, страховка своих блокирующих и прием мяча от блока летящего в его зону).

РЕАЛИЗАЦИЯ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА

Нападающие удары варьируются в зависимости от типа передач и позиции игроков. Когда диагональный игрок и доигровщик атакуют с высокой передачи, они показывают этим показывают молодым игрокам стандартное выполнение этого удара:

 • разбег – 3–4 шага – увязывается по времени с передачей на удар;

• прыжок;

• «зависание» в воздухе – удар.

Приземление и включение в продолжение розыгрыша мяча. Можно увидеть различные варианты исполнения нападающего удара:

• разбег на удар идёт не по прямой линии, а по какой-то кривой;

• прыжок выполняется в сторону от линии разбега;

• удар выполняется прямо по ходу разбега или с переводом мяча влево/вправо;

• нападающий удар может быть силовым или «контролируемым».

Доигровщики и располагают большим арсеналом технического исполнения нападающего удара. Они атакуют с высоких, средних по высоте и «прострельных» передач. Успех его атаки определяется временем исполнения удара и направлением.

Центральный игрок – зачинатель атаки. Очень часто он находится в состоянии «кризиса времени». Он должен выполнять контакт с мячом в самый «нужный» момент, который определяется его позицией и высотой, где связующий обрабатывает мяч. Находясь в исходном положении, он должен оценивать действия связующего и характер передачи на удар, - короткая, взлет или взвешенная, - чтобы правильно рассчитать разбег и прыжок на удар.

Вся техника удара направлена на то, чтобы обвести блок или сыграть от него. Для молодых игроков первостепенной задачей является овладение различными вариантами разбега и прыжка.

Общие основы методики обучения и

совершенствования техники волейбола.

ТЕХНИКА ВОЛЕЙБОЛА

Совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффектное решение двигательных задач, обусловленных спецификой волейбола.

Техника – это способ выполнения физического упражнения, при помощи которого двигательная задача решается целесообразно и с наибольшим эффектом. Техника – это комплекс специальных приёмов, необходимых волейболисту для успешного решения игровых задач.

Мы имеем два определения техники - техника в целом и техника конкретного действия. Любое техническое действие или технический приём имеет фазы. Фаза – это процесс длящийся во времени. Существует три вида фаз:

- Подготовительная.

- Основная или рабочая.

- Заключительная.

Таким образом, каждый технический приём состоит из элементов – фаз.

Существует три свойства фаз, а именно:

1 Каждая фаза относительно обособлена от другой.

2 Каждая фаза имеет свою частную задачу.

3 Фазы отличаются друг от друга по своим механическим характеристикам.

В подготовительную фазу входят действия подготовки.

В основную фазу входит непосредственно ударное движение, причем в любом техническом приеме.

В заключительной фазе происходит завершение технического приёма.

Если взять каждый технический приём и разложить его по фазам, то мы получим некую схему:

Подготовительная фаза

Основная фаза

Перемещение,

Встречное ударное

подготовка рук.

движение.

Техника волейбола включает:

• стойки и перемещения по площадке,

• подача,

• передача меча для нападающего удара,

• нападающий удар,

• прием мяча,

• блок.

Фазовая структура основных технических приемов волейбола представлена в

таблице.

Специализированные движения волейболиста, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые в не соревновательной деятельности. Прием, применяемый для решения определенной тактической задачи, является действием.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Степень освоения волейболистом технических приемов игры, направленных на достижение высоких результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психологическими, тактическими возможностями игрока. Вполне естественно, что чем большим количеством разнообразных технических приемов и действий владеет волейболист, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных задач, возникающих во время игры.

Техника волейбола.

Средства и методы обучения

и совершенствования.

  1. Стойки и перемещения.

СТОЙКА

Поза готовности к перемещению и выхода в исходное положение для выполнения технического приема. Существует следующие виды основных стоек:

• высокая стойка для игроков передней линии (например: перед блокированием)

• средняя стойка для игроков принимающих подачу;

• низкая стойка - игроков для приема нападающих ударов и страховки (игрока задней линии).

Высокая стойка игрока должна быть следующей:

- стопы параллельны (при подготовке к блокированию) или одна впереди другой (при подготовке к выполнению нападающих действий) на расстоянии 20-30см

друг от друга;

• ноги слегка согнуты в коленях;

• руки согнуты в локтях ладонями вперед при блоке.

Стойка игроков задней линии должна быть следующей:

• ноги значительно согнуты;

• ступни параллельны или одна впереди другой;

• туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса.

Перемещение по площадке осуществляются следующим образом:

• ходьба приставным и скрестным шагом;

• бег – рывок;

• скачок;

• прыжок;

Все виды перемещения объединяет плавность и мягкость их выполнения за счет неполного выпрямления ног в коленях и отсутствия маховых движений руками.

В качестве примеров можно предложить:

• Ходьба – шагом вперед – назад, приставные шаги вправо – влево, скрестные шаги вправо – влево.

• Бег – те же упражнения.

• Рывок – ускорения на не большие отрезки от 3 до 9-15 метров, бег и ускорения с изменением направления и т.д.

Для эффективного перемещения волейболисту необходимо иметь «быстрые и ловкие ноги» – предлагаем примерные упражнения.

Подача.

В современном волейболе подача уже давно не является средством введения мяча в игру, а является первым шагом сразу выиграть очко или если подача агрессивна она исключает хороший приём, и соперник вынужден нападать с краев сетки с высоких или отдаленных передач.

Передача.

В практике волейбола встречаются приём сверху двумя руками (приём подачи) и передача мяча сверху двумя руками для нападающего удара. В данной работе мы будем рассматривать передачу для нападающего удара.

Во время игры, в основном, применяются передачи: вперед, назад в опоре и прыжке.

Нападающий удар.

Как уже было ранее представлено нападающие удары – основное средство набора очков. Процент «забитых» мячей – важнейший показатель успеха команды. Как показал анализ статистических данных международных соревнований и чемпионата России, если команда забивает 55% нападающих ударов, она как правило выигрывает данный матч.

Приём мяча.

Приём мяча является наиболее важным элементом в волейболе, так как с приёма начинается атака команды. При хорошем приёме мяча, процент удачного завершения атак увеличивается. Большинство команд используют основной способ приёма мяча в современном волейболе – приём мяча снизу двумя руками.

Блок.

Скоростная организация атаки с широким применением различных комбинаций, скоростных передач для нападающих ударов и увеличение количества нападающих – отличительная особенность современного волейбола. Поэтому блокирующие нередко бывают вынуждены в одиночку вести борьбу над сеткой с нападающими соперника. Естественно, что за последние годы требования,

предъявляемые к искусству блокирования, еще больше возросли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более ш...

Урок физической культуры на тему "Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых способностей"

План- конспект урока по физической культуре на тему:  "Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых способностей"...

«Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола»

Человек от природы наделен свойствами, которые относят к так называемой физической сфере – «телесной, плотской» или «относящейся к деятельности мышц, мускулов у живых существ&r...

Методическая разработка Тема: « Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола».

Методическая разработкаТема:« Развитие скоростно-силовых способностей у школьниковна уроках баскетбола»/...

Развитие скоростно-силовых способностей учащихся на уроках баскетбола

Баскетбол является очень известной и популярной игрой на Земле. Во время игры в баскетбол применяются различные движения, разнообразные повороты, прыжки, броски, бег, ловля и ведение мяча и так далее....

Упражнения для развитие скоростно- силовых способностей на уроках ФК

Упражнения по легкой атлетике для развития скоростно- силовых способной...

Проект «Развитие скоростно –силовых качеств учащихся для сдачи норм ГТО через занятиями «Баскетболом» на уроках физкультуры» .

Цель проекта: физическое совершенствование учащихся с целью подготовки к сдаче норм ГТО.   Актуальность проекта: В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по ...