Использование нестандартных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
статья по физкультуре

Белова Евгения Владимировна

Здоровье детей - самое дорогое, что есть у родителей! Задача педагога - здоровье укреплять и приумножать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(автор - Белова Евгения Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №59», город Оренбург, Россия)

Укрепление физического и духовного здоровья учащихся - одна из основных задач дошкольного образования. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий позволяет педагогам справиться с поставленной задачей, а также повысить интерес детей к сохранению собственного здоровья, повышению иммунитета. Это просто необходимо в условиях современного мира.

Что может быть важнее здоровья детей! Именно так думают родители, которые приводят детей в детский сад. Именно так думают педагоги, которые в ответе за подрастающее поколение.

Существует множество пословиц и поговорок о важности здоровья: «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды». Это говорит о том, что о ценности здоровья в жизни человека говорили еще в прошлые века, актуальна эта тема и по сей день.

Одной из основных задач ФГОС является сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни[4].

Еще Л.С. Выготский отмечал, что педагогу необходимо обеспечивать условия для развития внутреннего потенциала и возможностей ребенка [1, с.34]. Приобщать к здоровому образу жизни нужно как можно раньше, но регулярные физические нагрузки зачастую утомляют малыша, тем самым сбавляя его интерес. Однако не только занятия спортом укрепляют ребенка. Педагоги и родители находятся в постоянном поиске новых форм работы по укреплению здоровья, а в детских садах, наряду с занятиями по физическому развитию детей, активно внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии.

При использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста мною были сформулированы несколько правил, которые необходимо соблюдать:

- главное и основное правило – «Не нанеси вред здоровью ребенка»;

- необходимо учитывать индивидуальные особенности физического и психического развития каждого обучающегося;

- использование той или иной технологии должно носить систематический, непрерывный и междисциплинарный характер.

Дети отличаются своей любознательностью и желанием узнать что-то новое с самого раннего возраста, поэтому именно эту особенность детской психологии можно использовать как основополагающую при выборе форм и методов работы. В своей практике я освоила несколько инновационных технологий по здоровьесбережению, которые дети воспринимают с большим увлечением.

«Ребенок – личность интересующаяся» [5, с.39] - в своей практике беру эту мысль за основу и пытаюсь разнообразить повседневные, привычные виды деятельности. О пользе пальчиковой гимнастике знает абсолютно каждый педагог, данную форму работы используют и во время занятий, и в любую свободную минуту. Оказывается и пальчиковую гимнастику можно разнообразить, если использовать инновационную технологию «Су-джок».

Су-джок технология заключается в использовании массажных мячей для воздействия на точки, расположенные на кистях рук и стопах.  Гимнастика с использованием «Су – джок» технологии  активно способствует  развитию мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество активных точек, воздействие на эти точки оказывает общеукрепляющее значение. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, улучшают кровоток. Причем применение массажных мячей можно чередовать с использованием, к примеру, сосновых шишек. Эффект тот же, но интерес к выполнению данных упражнений повышается благодаря  включению в деятельность природного материала. Главным преимуществом данной технологии является ее исключительная безобидность. Даже если ребенок будет некачественно выполнять упражнение, вреда своему здоровью он не причинит. Сама по себе новизна данных упражнений влечет за собой массу положительных эмоций, что влияет на психологическое здоровье ребенка. А психологическое здоровье способствует  физическому здоровью.

Закаливающие процедуры проводятся в детском саду регулярно еще с советских времен. Многие отмечают, что игры со снегом так нравятся детям, но мало кому известно, что играть со льдом не только интересно, но еще и полезно. Поэтому на занятиях я использую такую здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом, а если быть точнее, контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холодом и теплом попеременно несет огромный положительный эффект. От холода происходит сокращение мышц, дети чувствуют дискомфорт от воздействия холода на чувствительную кожу рук, но последующий контакт с теплой грелкой или водой дает долгожданное расслабление, чувство комфорта. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят при помощи специальных формочек и воды. Среди кусочков льда можно, к примеру, спрятать игрушки небольшие по размеру, дети с удовольствием спасут своих любимцев из ледяных оков Снежной Королевы, а затем согреют их в теплой воде. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику. Необходимо перед применением данной технологии изучить медицинские карты детей, обратить внимание на индивидуальные особенности их развития, получить письменное разрешение от родителей.
Занятия творчеством способствует положительному эмоциональному настрою детей, усидчивости, развитию логического и образного мышления. Можно использовать различные нестандартные виды творчества. Данная технология носит название
изотерапии. Используя разнообразные материалы для творчества, интерес к рисованию у детей значительно вырастит. Изо-терапия не имеет противопоказаний, подходит любому ребенку. Данная технология совершенно безопасна и не требует особых затрат. А эффект «счастья» от полученного результата (рисунка, поделки) сравнить нельзя ни с чем! Этими эмоциями дети делятся со своими сверстниками, родителями, педагогами. Работы помещаются на выставочных стендах.

Предложите детям давно забытые виды творчества – создание тряпичной куклы (куклотерапия) или поделки из бисера (бисероплетение). Малознакомые детям виды творчества также отвлекут детей от нервного напряжения, успокоят. Перед тем, как заняться с детьми творчеством, целесообразно познакомить детей с готовым результатом, рассказать что-то новое, интересное, что непременно привлечет внимание ребенка, мотивирует его к созданию собственной поделки. В начале занятия, как правило, проводится комплекс упражнений на развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, катание мячей и деревянных палочек, рассматривание и прощупывание необходимого материала), что способствует улучшению координации движений и повышает мышечный тонус кистей рук.

Возможность сделать, к примеру, подарок своими руками для близкого человека всегда принесет ребенку массу положительных эмоций. Умение сделать что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее.  А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив и здоров!

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  2. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – Спб.: Издательский дом «Литера», 2016 г.
  3. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2014. - 165 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  5.  Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2013. - 452 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»...

Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...