Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
статья на тему

Каткова Марина Александровна

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования требует от педагогов внедрения  инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. В последнее время в нашем дошкольном образовательном учреждении педагоги широкое применяют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ. На фоне комплексной логопедической коррекции, использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях,   оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов, вносят разнообразие  и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Здоровьесберегающие образовательные технологии по степени влияния на здоровье детей принадлежат к числу наиболее эффективных средств коррекции, которые помогают максимально достичь  возможных результатов в коррекции не только речевых нарушений, но и общего здоровья детей.

 Кроме того, использование   таких альтернативных методов  и приемов помогают провести занятие намного интереснее и разнообразнее.
         На своих  логопедических  занятиях  мы  используем следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика: улучшает подвижность артикуляционных органов, усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы языка, губ, щёк, уменьшает напряжённость артикуляционных органов.

Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому  обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики  вполне закономерно.

  • Биоэнергопластика  направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. 

У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. На занятиях она помогает  длительно удерживать интерес ребёнка, повысить мотивационную готовность детей, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка на протяжении всего занятия.

  • Дыхательная гимнастика, является важной  составляющей в логопедической работе. Дыхательные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Поэтому проведение дыхательных упражнений на логопедических занятиях является не только одним из условий формирования правильной и красивой речи, но и используются  как общеоздоровительное средство. Детям предлагаются те упражнения, которые они воспринимают как игру: «Насос», «Регулировщик», «Вырасти большой»
  • Су-джок терапия  направлена на воздействие зон коры головного мозга. Данный метод терапевтического воздействия успешно развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, также способствует повышению умственной работоспособности. На своих занятиях мы используем  игры с шариком су-джок для активизации словаря, развития лексико-грамматических категорий,  коррекции звукопроизношения в период автоматизации поставленных  звуков (прокатывая шарик между ладонями, ребёнок проговаривает речевой материал на автоматизацию поставленного звука: при произнесении слов,  предложений, чистоговорок, скороговорок и т.д.), развивает чувство ритма. Дети с большой радостью играют в су- джок  тренажеры, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных.
  • Игровой самомассаж является доступным средством профилактики различных заболеваний, нормализуется мышечный тонус,  способствует развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, координации движений, ориентировке в пространстве.

Зрительной гимнастике  на подгрупповых  занятиях уделяется достаточно времени.  При подборе гимнастики для глаз  мы учитываем  возраст, состояние зрения (по медицинскому обследованию) и быстроту реакции детей. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Всегда  следим за напряжением глаз и после гимнастики практикуем расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. За основу берутся упражнения из кинезиологической гимнастики для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Для гимнастики мы  используем яркие игрушки, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

  • Кинезиологические  упражнения, которые развивают моторику, создают предпосылки для развития многих психических процессов. В работе применяем такие упражнения как «Ухо-нос», «Колечко», «Кулак-ребро-кулак»,  и т.д.;
  •       Элементы методики сенсорно-координаторных тренажеров В.Ф. Базарного используются в работе, которые предусматривают одновременно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Одной  из  особенностей  данных занятий состоит в том, что они  проводятся в режиме смены поз. Дети, стоя на индивидуальных  массажных ковриках с различной структурой, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, составляют рассказы  и т.д. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах  находятся  предметные картинки , с определенной   цветовой  гаммой (разноцветные картинки), либо сюжетные изображения. Это могут быть иллюстрации из сказок, жизни животных, птиц, сюжетные пейзажи  природы. Все вместе картины  составляют  единый сюжет. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности  цифры от 1до 4.

           Дети, находясь в положении стоя, начинают фиксировать  взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они, совершая синхронные движения туловищем, глазами и головой  должны  успеть увидеть все 4 предметные картинки или сюжета. Самое главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данная методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию  зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, творческого воображения, развитию зрительно-двигательной поисковой активности. 

  • Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Изучив, как влияет на человека каждый из цветов, мы используем эти знания в  коррекционно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ:

- для совершенствования грамматического строя речи, развития связной речи  (сказки, загадки, рассказы - описания).

- для автоматизации звуков  предлагаем  детям поиграть в игру

« Разноцветный мир»: в зависимости от автоматизированного звука  ребенку предлагаются картинки разных предметов, но одного цвета. Таким образом, нужный звук повторяется несколько раз. Например: желтый жук, желтая кожа, желтый медвежонок и т.д., а также  используем стихи.

         - для развития  мелкой моторики (игры с пальчиками); 

- для профилактики утомления, нарушения осанки и совершенствования общей моторики  используем  упражнения на координацию речи с движением.

Используя  на своих занятиях элементы хромотерапии, мы заметили, что  дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях. 

Песочная терапия - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы  часто используем песочницу в коррекционно - развивающих и обучающих занятиях. Песочница, которая  используется  на занятиях, имеет 10 цветовых режимов, что позволяет менять цвет фона в зависимости от настроения, выбранного сюжета, времени года. Создавая картины из песка,  мы  играем  в игры, которые позволяют научить ребенка слышать и называть звуки (развитие фонематического слуха): - выбрать героев, в названии которых есть заданный звук, распределить их по замкам в зависимости от положения звука в слове, нарисовать на песке те предметы, в которых есть звук «С», для автоматизации и дифференциации звуков; видеть и запоминать буквы (обучение основам грамоты): -  назвать знакомые буквы, дописать недостающий элемент буквы, найти букву на ощупь; придумываем  различные истории,  сочиняем сказки (развитие навыков связной речи).          

Использование пескотерапии, позволяет в наиболее органичной для ребенка форме передать ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию, а  самое главное эффективно решать  коррекционно-развивающие задачи.

Массаж стоп (плантарный)  оказывает  оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. А также является прекрасным средством от плоскостопия, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма. Для этих целей мы  используем массажные дорожки: камни, шипы, трава.

Таким образом, применение в логопедической  работе современных здоровьесберегающих  технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса: дети чувствуют  себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает  интерес к познавательной деятельности, предлагаемый педагогом  материал становится более интересным и дети с большим удовольствием участвуют в различных играх, а также  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил.

2.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья.

3.Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.

 5.Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»...

Использование нестандартных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровье детей - самое дорогое, что есть у родителей! Задача педагога - здоровье укреплять и приумножать!...

Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...