Техника бега на выносливость - тест
учебно-методический материал по физкультуре (10, 11 класс)

Синеок Наталья Павловна

Тема. Техника бега на выносливость - тест

Цель: Закрепить знания по технике бега на выносливость

Задача:

1.Оздоровительная:

– укреплять здоровья обучающихся

– овладевать умением оценивать уровень своего физического развития и решение задач личного физического совершенствования.

2. Образовательная:

- совершенствовать технику выполнения общефизических упражнений

– развивать физические качества (силы, выносливости, координации движений)

- развивать психофизические качества (воображение, внимание, мышление, память слуховой анализатор)

– закреплять технику выполнения упражнений;

3. Воспитательная:

– воспитывать навыки и привычку дисциплинированного поведения: выдержки, внимания

- воспитывать активность, настойчивость, объективность, внимание и взаимопомощь к товарищам, самоконтроль.

4. Техника бега на выносливость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Техника бега на выносливость 42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Техника бега на выносливость - тест

Цель: Закрепить знания по технике бега на выносливость

Задача: 

1.Оздоровительная:

– укреплять здоровья обучающихся

– овладевать умением оценивать уровень своего физического развития и решение задач личного физического совершенствования.

2. Образовательная:

- совершенствовать технику выполнения общефизических упражнений

– развивать физические качества (силы, выносливости, координации движений)

- развивать психофизические качества (воображение, внимание, мышление, память слуховой анализатор)

– закреплять технику выполнения упражнений;

3. Воспитательная:

– воспитывать навыки и привычку дисциплинированного поведения: выдержки, внимания

- воспитывать активность, настойчивость, объективность, внимание и взаимопомощь к товарищам, самоконтроль.

4. Техника бега на выносливость

содержание урока

дозировка

методические указания

(основная группа)

подготовительная группа

специальная группа

Подготовительная часть

Построение, рапорт, приветствие.

Сообщение темы и задач урока.

Измерить чсс.

Строевые упражнения.

ОРУ в движении.

ОРУ на месте.

Измерить чсс.

13 минут

Обратить внимание на внешний вид.

Объяснить задачи выполнение заданий. Приложение № 1

Команды выполняются четким голосом.

Приложение № 2

Приложение № 3

Нагрузка 70 – 80 %

Нагрузка 70 – 80 %

Выполняет то, что не противопоказано

Выполняет то, что не противопоказано

Основная часть

1. Техника безопасности при занятиях по легкой атлетики

2. Техника бега на выносливость

23 минуты

Приложение № 4

Приложение № 5

Выполняет то, что не противопоказано

Выполняет то, что не противопоказано

Заключительная часть

Упражнения на восстановление дыхания.

Измерить чсс.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Организованный уход с урока.

9 минут

В медленном темпе

Обратить внимание на результаты

Принести данные АД

По команде.


Приложение № 1

  1. Индекс (проба) Ромберга

Координационная функция нервной системы определяется с помощью Индекса (пробы) М.Е. Ромберга. Проба Ромберга II. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется к потере равновесия. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, останавливается секундомер.

Координационную пробу Ромберга следует применять до и после занятий. Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга может наблюдаться при усталости, перенапряжении, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физкультурой.

  1. Индекс Руфье

Характеризует выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Проба выполняется следующим образом: в положении сидя у обследуемого подсчитывается пульс за 15 сек. (Р1), затем обследуемый выполняет за 45 сек. 30 глубоких приседаний, руки вперед. После выполнения в положении сидя, подсчитывается пульс за первые 15 сек. отдыха (Р2) после 45 сек. отдыха подсчитывается пульс (Р3) за  15  сек. Оценка реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку у детей осуществляется по моди фицированной таблице (А.А.Гусева) (приложение 6).

Индекс Руфье =4 · (Р1+Р2+Р3) – 200 : 10

где Р1 – пульс за 15 сек. в покое, Р2 – пульс первые 15 сек. сразу после нагрузки, Р3 – пульс за последние 15 сек. первой минуты восстановления.


Приложение № 2

Комплекс ОРУ в движении

  1. Ходьба на носках - 1 круг
  2. Передвижение приставными шагами  боком   (правым,  левым) – 2 круга
  3. Выпады вперед поочередно на правую и левую ногу – 1 круг
  4. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед - 1 круг
  5. Бег спиной вперед – 1 круг
  6. Круговые движения руками вперед и назад по счету 1-4
  7. Бег с высоким подниманием бедра – 1 круг
  8. Бег с захлестывающим движением голени назад – 1 круг
  9. Передвижение боком (правым, левым) скрестными шагами («лезгинка»): например, при передвижении правым боком левую ногу ставьте попеременно скрестно то спереди, то сзади правой. Правая нога   только   переставляется вправо – 2 круга

Приложение № 3

Комплекс ОРУ на месте

Содержание  

Дозиро вка

Методические указания  

1) И.п. – стойка ноги врозь (узкая), руки назад: 1-руки вперёд; 2-руки в стороны; 3-руки вперёд; 4-и.п.

  6-8 раз

Руки прямые, постепенно увеличивать темп, держать осанку

2) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки к плечам: 1-руки вперёд; 2-и.п.; 3-руки вверх; 4-и.п.

  6-8 раз

  Постепенно увеличивать темп, держать осанку

3) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки вверх: 1 - руки вниз; 2 - руки с крестно перед грудью; 3 - руки в стороны; 4 - и.п.

  6-8 раз

  Постепенно увеличивать темп, руки прямые, спина прямая

4) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны: 1-3 – пружинистые скрестные движения рук перед грудью; 4 - и.п.

  6-8 раз

Руки прямые, ладонями книзу, постепенно увеличивать темп и глубину скрестных движений

5) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны: 1-4 – круговые вращения в кистевых суставах вперёд; 5-8 – то же назад.

  4-6 раз

Руки в плечевых суставах расслаблены, постепенно увеличивать амплитуду вращения

6) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны (вверх): 1-4 – круговые вращения рук вперёд; 5-8 – то же назад.

  4-6 раз

Руки в плечевых суставах расслаблены, постепенно увеличивать амплитуду вращения

7) И.п. – о.с.: 1 – подняться на носки руки через стороны вверх, ладони сомкнуть; 2 – и.п.; 3-4 – повторить счёт 1-2.

  6-8 раз

Ноги в коленных суставах не сгибать, максимально потянуться вверх, вверху посмотреть на ладони

8) И.п. – о.с.: 1 – руки в стороны; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – дугами вперёд руки вниз.

  6-8 раз

  Постепенное увеличение амплитуды движения

9) И.п. – о.с.: 1 – руки вперёд; 2 – руки перед грудью, пальцы переплести; 3 – поворачивая ладони к верху, руки вверх; 4 – дугами наружу руки вниз.

  6-8 раз

Увеличивать амплитуду движения, на счёт 3 – потянуться за руками встать на носки, посмотреть вверх

10) И.п. – о.с: 1 – руки вперёд; 2 – руки вверх, ладони внутрь (хлопок); 3 – руки в стороны; 4 – И.п.

  6-8 раз

  Руки прямые, постепенно увеличивать амплитуду движения

11) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки к плечам: 1-4 – круговые вращения рук вперёд; 5-8 – то же назад.

  4-6 раз

Вращение рук по наибольшей амплитуде с увеличением темпа, руки в плечевых суставах расслаблены

12) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны (вверх): 1-4 – круговые вращения рук вперёд; 5-8 – то же назад.

  4-6 раз

Руки в плечевых суставах расслаблены, постепенно увеличивать амплитуду движения

13) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правая рука вверху, левая внизу: 1-4 – круговые вращения, правой вперёд-вниз-назад-вверх, левой назад-вверх-вперёд-вниз; 5-8 – то же с вращением в обратную сторону.

  4-6 раз

  Руки прямые, постепенно увеличивать амплитуду движения

14) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки вверх: 1-4 – круговые вращения рук в правую сторону; 5-8 – то же в левую.

  6-8 раз

Руки прямые, постепенное увеличение амплитуды, ноги в коленных суставах не сгибать

15) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правая рука вверх, левая вниз: 1-4 – круговые вращения: правой назад-вниз-вперёд-вверх, левой вперёд-вверх-назад-вниз; 5-8 – то же с вращением в обратную сторону.

  4-6 раз

  Руки прямые, постепенно увеличивать амплитуду вращения

16) И.п. – о.с.; 1 – руки вверх, прогнуться, левую ногу назад на носок; 2 – и.п.; 3-4 – то же с правой ноги.

  6-8 раз

  Руки вверх – вдох, принимая и.п. – выдох, посмотреть на ладони вверху

17) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правая рука вверх, левая вниз: 1-2 – пружинистые отведения рук назад; 3-4 – то же самое со сменой положения рук назад.

  6-8 раз

  Руки прямые, постепенно увеличивать амплитуду отведения рук

18) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны ладонями вверх: 1-3 – согнуть руки перед грудью ладонями вниз, пружинистые отведения назад; 4 – и.п.  

  6-8 раз

  Постепенное увеличивать амплитуду отведения, локти не опускать

19) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны ладонями вверх: 1-3 – поворот влево с пружинистыми отведениями прямых рук назад; 4 – и.п.; 5-8 – тоже с поворотом вправо.

  4-6 раз

  Постепенно увеличивать амплитуду движения, поворот глубже, руки прямые, не опускать

20) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки перед грудью: 1-2 – пружинистые отведения согнутых рук назад; 3-4 – пружинистые отведения согнутых рук назад ладонями кверху.

  6-8 раз

Постепенно увеличивать амплитуду движения, удерживать руки на уровне плеч; при отведении лопатки сомкнуть.

21) И.п. – о.с.: 1 – руки вверх через стороны; 2 – наклон вперёд, руки в стороны ладонями вниз; 3 – выпрямится, руки вверх через стороны ладонями внутрь: 4 – и.п.

  6-8 раз

  Руки прямые, наклон глубже, ноги в коленях не сгибать

22) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки перед грудью: 1-2 – пружинистые отведения согнутых рук назад; 3-4 – пружинистые отведения согнутых рук назад ладонями к верху с поворотом вправо; 5-6 – повторить счёт 1-2; 7-8 – повторить счёт 3-4 с поворотом влево.

  6-8 раз  

  Постепенно увеличивать амплитуду отведения, удерживать руки на уровне плеч; при отведении сомкнуть лопатки, глубже повороты

23) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правую руку вперед, левую назад: 1 – наклон прогнувшись вперёд, правая рука назад, левая вперёд; 2 – сохраняя наклон правую руку вперёд, левую назад; 3 – сохраняя наклон, правую руку назад, левую вперёд; 4 – выпрямится, правую руку вперёд, левую назад.

  6-8 раз  

    Наклон до 90º, смотреть вперёд, ноги не сгибать, руки прямые  

24) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны: 1 – согнуть левую ногу обхватить её руками; 2 – и.п.; 3-4 – тоже со сгибанием правой ноги.

  6-8 раз  

  Спина прямая, согнутую ногу подтягивать руками к груди

25) И.п. – о.с.: 1 – левую ногу поднять, согнуть в колене, руки на пояс; 2 – выпрямить ногу, руки в стороны; 3 – согнуть ногу в колене, руки на пояс; 4 – и.п.; 5-8 – то же с поднятием правой ноги.

  4-6 раз

  Колено выше, выпрямляя ногу носок на себя

26) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки перед грудью: 1 – поворот туловища влево, руки в стороны, ладонями вверх; 2 – и.п.; 3 – то же с поворотом туловища вправо.

  6-8 раз  

  Руки удерживать на уровне плеч, отводя руки в стороны - прогнуться, свести лопатки.

27) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны ладонями вниз: 1 – поворот туловища влево, ладонями вверх; 2 – и.п.; 3 – поворот туловища вправо, ладонями вверх; 4 – и.п.

  6-8 раз

  Руки прямые, удерживать на уровне плечевого сустава, амплитуда движения максимальна

28) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны: 1-2 – пружинистые повороты туловища влево; 3-4 – то же с поворотом вправо.

  6-8 раз

Ноги не сгибать, амплитуда поворота туловища максимальна, руки прямые удерживать на уровне плечевого сустава

29) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки на пояс: 1 – поворот туловища влево, руки в стороны ладонями вверх; 2 – и.п.; 3-4 – то же с поворотом туловища вправо.

  6-8 раз

  Амплитуда поворота максимальна, ноги в коленях не сгибать

30) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки на пояс: 1 – поворот туловища влево руки в стороны, ладони вверх; 2 – и.п.; 3 – наклон вперёд, коснуться ладонями пола; 4 – и.п.; 5-8 – то же вправо с поворотом туловища.

  4-6 раз

  Амплитуда поворота максимальна, ноги в коленях не сгибать

31) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки на пояс: 1 – поворот туловища влево, руки в стороны; 2 – и.п.; 3 – наклон влево; 4 – и.п.; 5-8 – тоже с поворотом туловища вправо.

  4-6 раз

  Амплитуда поворотов и наклонов максимальна. То же упражнение с разным положением и движением рук

32) И.п. – стойка ноги врозь (широкая), руки за голову в замок: 1-4 круговые вращения туловищем влево; 5-8 – то же с вращением вправо.

  4-6 раз

Локти не сводить, стопы от опоры не отрывать, постепенно увеличивать амплитуду вращения

33) И.п. – стойка ноги врозь (широкая), наклон вперёд, руки в стороны: 1 – поворот туловища влево, ладонью правой руки коснуться носка левой ноги; 2 – и.п.; 3-4 – то же с поворотом туловища вправо.

  6-8 раз

  Ноги прямые, глубже наклон, поворот резче

34) И.п. – стойка ноги врозь (широкая), наклон вперёд, руки в стороны: 1-4 – повороты туловища и головы вправо-влево с одновременным маховым движением рук в обе стороны.

  4-6 раз

Амплитуду вращения и темп постепенно увеличивать, ноги не сгибать

35) И.п. – стойка ноги врозь (узкая), кисти на коленях: 1-4 – круговые вращения в коленных суставах кнаружи; 5-8 – то же с вращением внутрь.

  4-6 раз

  Амплитуду вращения увеличивать, вращению помогать руками

36) И.п. – стойка ноги врозь (узкая), руки на пояс: 1-4 – круговые вращения в тазобедренном суставе влево; 5-8 – то же с вращением вправо.

  4-6 раз

Амплитуда вращения увеличивать, при вращении вперёд -подняться на носки, назад – давление на пятки

37) И.п. – стойка ноги вместе, руки в стороны: 1 – наклон вперёд, обхватить руками голень сзади; 2-3 – пружинистые наклоны вперёд: 4 – и.п.

  4-6 раз

  Ноги в коленях не сгибать, наклоны глубже, помогая усилиями рук

38) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки на пояс: 1 – поворот туловища влево, руки в стороны ладонями к верху; 2 – и.п.; 3 – наклон вперёд, руками коснуться пола; 4 – и.п.; 5-8 – то же с поворотом туловища вправо.

  6-8 раз

  Поворот круче, наклон глубже, ноги прямые

39) И.п. – стойка ноги врозь (узкая/широкая), руки вверх: 1-2 – круговые вращения рук вперёд; 3-4 – пружинистые наклоны к левой ноге с касанием ладонями левого носка; 5-8 – с наклоном к правой ноге.

  4-6 раз

  Амплитуда вращения максимальная, глубже наклон

40) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки вверх в замок ладонями кверху: 1 – наклон влево; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо; 4 – и.п.

  6-8 раз

  Глубже наклон, при наклоне посмотреть на кисти рук

41) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правая рука вверху, левая на пояс: 1-2 – пружинистые наклоны влево; 3-4 – то же вправо со сменой положения рук.

  6-8 раз  

Глубже наклон, рука прямая, ноги в коленях не сгибать

42) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), правая рука вверху, левая внизу: 1-3 – пружинистый наклон влево, закручивая руки за спиной; 4 – и.п. – со сменой положения рук; 5-8 – то же с наклонами вправо.

  4-6 раз

  Туловище держать прямо, ноги не сгибать, глубину наклона увеличивать

43) И.п. – о.с.: 1 – наклон влево, руки одновременно скользят по туловищу (левая-вниз, правая-вверх); 2 – и.п.; 3-4 – то же с наклонами вправо.

  6-8 раз  

  Ноги в коленных суставах не сгибать

44) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки вверх: 1 – наклон вперёд-влево ладонями коснуться носка левой ноги; 2 – и.п.; 3-4 – то же с наклоном вперёд-вправо.

  6-8 раз

  Ноги в коленных суставах не сгибать, наклон глубже, руки прямые

45) И.п. – стойка ноги врозь (широкая), руки вниз; 1 – поворачиваясь налево, наклон назад руки в стороны; 2 – выпрямится и наклон вперёд, ладонями коснуться левого носка ноги; 3 – с поворотом направо повторить счёт 1-2.

  6-8 раз

  Глубже наклоны

46) И.п. – стойка ноги врозь (широкая), руки вниз; 1 – наклон вперёд, прогнуться; 2 – и.п.; 3-4 – повторение счёта 1-2.

  6-8 раз

  Ноги прямые наклон глубже, при наклоне посмотреть вперёд

47) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки сзади внизу, пальцы переплетены; 1-3 – пружинистые наклоны вперёд с отведением рук назад-вверх 4 – и.п.

  6-8 раз

  Ноги в коленных суставах не сгибать, наклон глубже

48) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), наклон вперёд, руки перед грудью согнуты в локтях в замок: 1-4 – пружинистые наклоны вперёд с разведением ног в стороны (наружу); 5-8 – пружинистые наклоны вперёд со сведением ног внутрь.

  4-6 раз

  Наклон глубже, спина прямая, разводить и сводить ноги, движениями “пятка-носок”

49) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки вверх-в стороны: 1 – прогнуться; 2 – сгибая правую ногу, наклон вперёд к левой; 3-4 – то же с наклоном к правой ноге.

  6-8 раз

При наклоне вперёд коснуться ладонями носка ноги, которая прямая, носок на себя

50) И.п. – о.с: 1 – руки вверх через стороны; 2-3 – пружинистые наклоны вперёд, касаясь ладонями грунта; 4 – и.п.

  6-8 раз

  Ноги в коленных суставах не сгибать

51) И.п. – стойка ноги врозь (средняя), руки в стороны: 1 – наклон к левой ноге; 2 – пружинистый наклон вперёд; 3 – пружинистый наклон к правой ноге.

  6-8 раз  

Ноги в коленных суставах не сгибать, наклон глубже, с дальнейшим касанием ладонями грунта

52) И.п. – ноги скрестно, руки вверх: 1-3 – пружинистые наклоны вперёд; 4 – И.п.

  6-8 раз  

Ноги в коленных суставах не сгибать, наклон глубже, с дальнейшим касанием ладонями грунта


Приложение № 4

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

1 Общие требования безопасности

1.1 К занятиям легкой атлетикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3 При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

- выполнение упражнений без разминки.

1.4 При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6 В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7 Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2 Требования безопасности перед началом занятий

2.1 Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2 Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.3 Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.п.).

2.4 Провести разминку.

2.5 Запрещается  приступать к занятиям непосредственно после приема пищи.

2.6 Запрещается приступать к занятиям легкой атлетикой при незаживших травмах и общем недомогании.

3 Требования безопасности во время занятий

Учащиеся обязаны:

3.1 При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

3.2 Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановки

3.3 Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли   людей в секторе метания.

3.4 При выполнении упражнении потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

3.5 Использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством работника, проводящего занятия.

Учащимся запрещается:

3.6 Выполнять упражнения с использованием неисправных спортивных снарядов;

3.7 Стоять справа от метающего, находиться в зоне броска, ходить за снарядами для метания без разрешения работника, проводящего занятия по легкой атлетике;

3.8 Подавать снаряд для метания друг другу броском;

3.9 Производить метание без разрешения работника, проводящего занятия;

3.10 Выполнять метание снарядов с влажными ладонями;

3.11 Выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, приземляться при прыжках на руки;

3.12 Самостоятельно осуществлять переход к выполнению другого легкоатлетического упражнения;

3.13 Выполнять любые действия без разрешения работника, проводящего занятия;

3.14 Использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению;

3.15 Производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивных снарядов.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 При плохом самочувствии, возникновении болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей на ногах,  прекратить занятия и сообщить об учителю (преподавателю).

4.2 При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5 Требования безопасности по окончании занятий

5.1 Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2 Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3 Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5.4 При обнаружении неисправности спортивного оборудования, а при занятиях в зале, кроме того, при обнаружении неисправности системы вентиляции, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом работника, проводящего занятия по легкой атлетике.


Приложение № 5

Техника бега на выносливость

Техника бега состоит из очень многих элементов (постановки стопы на опору, отталкивания, фазы полета, частоты и длины бегового шага, наклона туловища, движений рук, дыхания и др.), которые на разных скоростях существенно различаются у одного и того же бегуна. Любой учащийся во время бега на выносливость, независимо от того, может в какой-то степени продемонстрировать, как он владеет следующими видами "техники" бега: а) техникой спринтерского бега (200, 400, 600, 800, 1000 м), б) техникой бега на средние дистанции (1500, 2000, 3000 м), в) техникой бега на длинные дистанции (5, 10, 20 км и более), г) техникой бега на марафонские и более длинные дистанции.

Типы бегунов на выносливость

Первый тип. Бегуны на выносливость, которые мастерски владеют всеми вариантами техники бега. О них специалисты обычно говорят, что это бегуны от бога. Их, как правило, мало.

Второй тип. Бегуны на выносливость, которые имеют плохую технику бега на всех дистанциях. К тому же они не склонны к ее совершенствованию из-за ряда причин индивидуального характера (плохой внутримышечной координации, особенностей телосложения и т.п.). Однако на практике известны единичные случаи, когда и эти бегуны показывают высокие спортивные результаты в основном за счет отлично развитых функциональных систем организма и волевых качеств.

Третий тип. Бегуны на выносливость, которые мастерски владеют спринтерской техникой бега, а при переходе на другие варианты техники бега (стайерскую, марафонскую и др.) допускают ошибки и устраняют их с большим трудом.

Четвертый тип. Бегуны на выносливость, которые отлично владеют техникой бега на средние дистанции, а при переходе на другие варианты техники (спринтерскую, марафонскую и др.) допускают существенные ошибки.

Пятый тип. Бегуны на выносливость, которые мастерски владеют вариантом стайерской техники бега, а при переходе на другие виды (спринтерскую, марафонскую и др.) допускают серьезные ошибки и устраняют их с трудом.

Шестой тип. Бегуны на выносливость, которые отлично владеют марафонской техникой бега, а при переходе на другие ее разновидности (спринтерскую, стайерскую и др.) имеют существенные ошибки.

С помощью каких тестов можно определить, к какому типу бегуна на выносливость относится тот или иной спортсмен? С этой целью автор рекомендует ряд тестов на выносливость. Эти тесты должны выполняться испытуемыми одном занятии.

Тест 1. После привычной для спортсмена разминки дается задание: пробежать 200 м с ходу максимально на результат. Иными словами, бегун демонстрирует владение спринтерской техникой бега. Во время выполнения теста обращайте особое внимание на элементы техники бега, которые представлены в таблице, а также на спортивный результат, показанный на этой дистанции. Кстати, если вас не устраивает данная таблица можете разработать свою, ведь от тренера требуется творчество в данном вопросе. За выполнение данного теста испытуемому выставляется оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо"). Через 10 - 15 мин отдыха спортсмен приступает к выполнению следующего теста.

Тест 2. Бегун пробегает 200 м х 5 через 200 м ходьбы за 28 - 29 с. Иными словами, демонстрирует, как он владеет техникой бега на средние дистанции. Во время пробегания особое внимание обращайте на то, как испытуемый изменил элементы техники бега при переходе от техники спринта к технике бега на средние дистанции. За владение техникой бега на средние дистанции спортсмен также получает оценку. Затем после 8 - 10 мин отдыха испытуемый приступает к выполнению очередного теста.

Тест 3. Испытуемый получает задание пробежать 200 м х 5 через 200 м трусцой (за 35 - 37 с). Наблюдайте, как спортсмен изменяет элементы техники бега при переходе от техники бега на средние дистанции к стайерской. За владение этой техникой спортсмену снова выставляется оценка. Отдохнув 5 - 7 мин, испытуемый приступает к выполнению последнего теста.

Тест 4. Спортсмен пробегает 200 м х 5 через 200 м трусцой (за 45 - 47 с). Отметьте, как бегун владеет марафонской техникой бега, как изменил элементы техники бега в этом задании и оцените ее.

Только после проведения вышеизложенных тестов можно серьезно приступать к совершенствованию всех вариантов техники бега ученика. Естественно, с его непосредственным заинтересованным участием и осознанием им того, что весь процесс весьма кропотлив и длителен, но обязательно будет способствовать росту индивидуального технического мастерства.

Скорость бега - это производная длины и частоты шагов. На практике тренировочную или соревновательную скорость спортсмены в беге на выносливость поддерживают тремя способами:

1.За счет частоты бегового шага при относительном сохранении длины шага.

2. За счет длины бегового шага при относительной стабилизации частоты шагов.

3. За счет обоих показателей (длины и частоты).

Это зависит в основном от индивидуальных особенностей того или иного бегуна. Иными словами, у одних спортсменов имеется ярко выраженная способность поддерживать тренировочную или соревновательную скорость бега за счет частоты бегового шага независимо от того, какой у него рост (низкий, средний, высокий). Другие спортсмены имеют ярко выраженную способность поддерживать тренировочную или соревновательную скорость бега за счет длины бегового шага независимо от их роста. Третьи спортсмены в беге на выносливость поддерживают тренировочную или соревновательную скорость бега за счет обоих показателей (длины и частоты).

Роль движений рук в беге на выносливость сводится к поддержанию устойчивого положения туловища бегуна и сохранению оптимального ритма общей координации движений. Тот факт, что работа рук используется в основном как стабилизатор, а не как движущая сила, не означает, что можно уменьшить внимание совершенствованию их движений. Если руки у бегуна не развиты и плохо подготовлены, они быстро устают, а это нежелательно, особенно на финише, так как за счет энергичной работы рук можно задавать темп ногам. Кроме того, энергичная работа рук увеличивает реакцию опоры, что эквивалентно увеличению силы отталкивания ногами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико-методологические основы обучения технике бега на короткие дистанции

·        Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции·        Методическая последовательность обучения·...

Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...

Конспект урока Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.

Задачи:1. Совершенствование техники спринтерского бега.2. Обучение и закрепление техники бега на финише.3. Развитие скоростных способностей занимающихся....

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

Обучение техники бега с препятствиями; эстафетному бегу

Задачи урока1. Обучение техники бега с припятствиями; эстафетному бегу.2.Развитие координации, выносливости3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.Тип урока: обучающий.Место проведения: по точной с эл...