Проведение учебно-тренировочных сборов по шахматам в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря
методическая разработка по физкультуре

Настоящая методическая разработка для тренеров и педагогов по шахматам - как проводить учебно-тренировочные сборы в летние каникулы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Безымянный 2

Методическая разработка  

«Проведение учебно-тренировочных сборов по шахматам в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря»

Разработчики:

Другов Павел Игоревич,

педагог дополнительного образования,

методист

Санкт-Петербург

2018 год

1

Пояснительная записка

Данная методическая разработка обобщает семилетний опыт авторов по проведению учебно-тренировочных сборов по шахматам, проходящих во время летней оздоровительной кампании на базе детского оздоровительного лагеря.

Применение данной разработки может использоваться педагогами различных направлений и, возможно совмещение нескольких кружков. В этом случае необходимо разделение на отряды по виду занятия. Но даже при одном направлении желательно сделать несколько отрядов для создания конкуренции. Это помогает укреплять командный дух воспитанников и сплачивания их.

Проведение подобных сборов в летние каникулы помогает детям не забыть то, чему дети обучались в течение учебного года, более глубоко освоить шахматную игру, подготовиться к турнирам, в которых они будут участвовать в августе (шахматный фестиваль «Петровская Ладья») и в первой половине учебного года (турниры разных уровней, включая первенства города, как личные, так и командные).

Кроме занятий шахматами дети занимаются спортивно-подвижными играми на свежем воздухе, что совершенно необходимо для детей занимающихся шахматами – вид спорта, в котором ребята часами просиживают за шахматной доской развитие и формирование личности одаренных детей посредством обучения игре в шахматы

Цель проведения учебно-тренировочных сборов по шахматам в летние каникулы:

развитие и формирование личности детей посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить и закрепить основы теории шахматной игры;
  • научить и закрепить основы шахматной терминологии;
  • обучить действующим правилам игры вида спорта "Шахматы";

  • познакомить с основами Единой всероссийской спортивной квалификации, правилами выполнения спортивных разрядов;

  • научить творчески выполнять практические задания;
  • научить работать с шахматными часами;
  • научить проходить маршруты здоровья;
  • научить вести дневник здоровья спортсмена.

Развивающие:

  • продолжить обучение самостоятельному использованию шахматной литературы;

  • научить соблюдать правила техники безопасности в условиях проживания в стационарном или нестационарном детском лагере;

  • научить навыкам самообслуживания;
  • привить такие качества, как аккуратность, прилежность, обязательность, тактичность;

  • развить навыки коллективных и индивидуальных подвижных и спортивных игр по выбору обучающихся, научить делать зарядку, придавать значение своей физической форме.

Воспитательные:

  • активное побуждение к практическим действиям, максимально извлекать пользу из занятий;

  • привить контроль за своими поступки, эмоциональным состоянием;
  • воспитать адекватное восприятие к поражениям в партиях;

  • воспитать корректную, взвешенную и в то же время принципиальную позицию в случае возникновения конфликтной ситуации, в том числе во время шахматной игры, уметь отстаивать свои спортивные и общечеловеческие права;

  • научить восприятию общих дел как своих собственных, особенно при проведении командных соревнований;

2

  • привить командное взаимодействие посредством коллективных спортивных игр и тренингов.

.

Краткое описание проведения учебно-тренировочных сборов по шахматам

в летние каникулы

Шахматный клуб «Петровская Ладья» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга является общественным объединением юных шахматистов, их педагогов и родителей, созданным с целью популяризации и пропаганды шахматной игры в среде детей

  • подростков, достижения высоких спортивных результатов, подготовки спортивного резерва района и города. Начиная с 2011 года ежегодно воспитанники клуба выезжают на различные базы, расположенные в Курортном районе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где дети занимаются шахматами и различными спортивно-подвижными играми. Вместе с детьми выезжают педагоги Дома детского творчества. В качестве вожатых рекомендуется брать воспитанников клуба старших классов или уже закончивших школу, которые раньше выезжали на подобные сборы. Это позволяет повысить ответственность уже взрослых воспитанников, создать преемственность, улучшить моральный дух коллектива.

На учебно-тренировочные сборы принимаются воспитанники 8-18 лет разных групп и уровней обучения, мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний для отдыха в детском оздоровительном лагере, успешно прошедшие обучение по общеобразовательным программам шахматного направления, от первого года обучения (ребята, которые уже занимались не менее 1 года обучения шахматам).

Формирование группы следует начать за 4-6 месяцев до летнего выезда. Необходимо собрать 2 родительских собрания для родителей выезжающих детей, где четко обозначить правила поведения в лагере, раздать памятки с мобильными телефонами всех педагогов и вожатых, даты родительского дня, программу обучения, необходимые дидактические материалы, предметы и пособия, которые нужно взять с собой, цели и задачи пребывания детей в лагере. Следует сделать родителей детей союзниками педагогов в том, что летние учебно-тренировочные сборы – не только и не столько развлекательный лагерь, а в первую очередь обучающая шахматная сессия с деланием упора на шахматные маршруты здоровья, умение комфортно жить в коллективе, уважать интересы как собственные, так и окружающих.

Для обучения детей разработана специальная программа «Летняя гроссмейстерская шахматная школа», рассчитанная на разные уровни подготовки воспитанников.

Воспитанники занимаются шахматами не менее 2 раз в день – групповые занятия. Для сильнейших воспитанников клуба предусмотрены индивидуальные и индивидуально-групповые занятия, которые могут проходить во время тихого часа или в вечернее время. Для всех воспитанников предусмотрены консультации по теории шахматной игры, обязательному разбору сыгранных партий.

Проводятся различные турниры по шахматам – классические шахматы, быстрые шахматы, блицтурниры, шахматы 960; матчи между отрядами и воспитанниками других клубов, сеансы одновременной игры. Один раз за смену дети совместно с педагогами выезжают в Сестрорецк, где принимают участие в турнире по быстрым шахматам, посвященном Международному дню шахмат. В этом турнире принимают участие шахматисты всех возрастов.

Следует особое внимание обратить на то, что в рамках летней смены большое значение для детей имеют игровые моменты и атрибутика. Как правило, в рамках одной смены планируется выезд 20 – 40 разновозрастных юных шахматистов. Оптимально их расположить в одном корпусе и разделить на два – три отряда, каждый из которых придумывает свое название шахматной тематики, девиз, герб, атрибуты и т.д. Все воспитательные задачи желательно решать в форме дружеского соревнования и конкуренции между отрядами, необходимо вводить различные формы поощрения. Смартфоны, гаджеты и ноутбуки детей можно использовать для постоянной фото- и видеофиксации жизни смены и

3

лагеря, что дает особо беспокоящимся родителям эффект присутствия и спокойствия за собственного ребенка. С помощью своих вожатых и педагогов не будет лишним создание группы «Вконтакте», размещение, и, возможно, печать фотографий и фотогазет, отправка их

  • онлайн, в Интернет и т.д. Однако наличие информационных технологий в лагере – не самоцель, и на данную деятельность следует тратить не более 1,5 часов в день. А иногда полезна и организация «дней тишины», когда по взаимной договоренности в лагере все отключают телефоны и компьютеры. Педагог должен отдавать себе отчет, что одна из основных здоровьесберегающих задач – это как раз уход от «виртуальной реальности» в естественную природную среду, а компьютер – одна из основных причин современной гиподинамии.

По итогам каждой из смен целесообразно снимать слайд-шоу и видеофильм. Чем больше кадров счастливых детей увидят родители, тем больше счастливы будут и они, и нужно после каждой смены собирать у детей и родителей пожелания (как положительные, так и «что надо было бы улучшить»), в виде анкетирования, «мозгового штурма» и обратной связи в социальных сетях и на сайте.

Авторы разработки считают, что при организации летнего отдыха детей необходимо ставить задачи социализации, военно-патриотического и гражданственного воспитания юного гражданина, и решать их через игровые, атрибутивные, коллективные формы организации деятельности детей и подростков. Поэтому, в течение 7 лет в нашем летнем оздоровительном лагере, который сами дети назвали в 2011 году «Крепкий Орешек» (название прижилось), закреплено ряд традиционных мероприятий, посвященных памятным и историческим датам. В частности, это выезд на «Сестрорецкий рубеж» - наб. реки Сестры (военный музей под открытым небом), где во время Великой Отечественной войны был остановлен агрессор; это традиционный турнир с ветеранами войны и труда, посвященный международному дню шахмат 20 июля. При проведении мероприятий шахматное направление не пользуется помощью лагерей и выездных баз, вожатые (в основном, из воспитанников и выпускников клуба) и педагоги клуба «Петровская Ладья» осуществляют данную программу собственными силами.

  • свободное от занятий шахматами время для детей организуются различные спортивно-подвижные игры. Это спартакиада отрядов, игра «Ажиотаж», игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон и другие мероприятия.

Несколько раз за смену организуется вечерний костер, где дети могут попеть под гитару, откровенно поделиться своим мнением о лагере.

Примерный распорядок дня для шахматной смены (применяется авторами данной разработки на протяжении 7 лет, с 2011 по 2017 гг.):

8.0 – подъем

8.10 – построение, первый маршрут здоровья

9.00 – 9.30 – завтрак

9.30- 10.00 – уборка помещений

10.00 – санитарный обход

10.15 – организационная линейка, капитан-шоу

10.30 – занятия по шахматам (по группам)

13.00 – личное время

14.00 – 14.30 - обед

14.30 – 15.30 – тихий час, личное время, индивидуальные занятия по шахматам, консультация воспитанников

16.30 – 18.30 - занятия по шахматам (по группам)

19.00 – 19.30 - ужин

19.30 – 21.15 – вечернее мероприятие, индивидуальные занятия по шахматам, консультация воспитанников

21.15 – 21.45 - отрядные огоньки

4

Результаты реализации учебно-тренировочных сборов по шахматам

  • условиях летней смены необходимо уделять особое внимание работе с одаренными юными шахматистами, предоставить им возможность максимально раскрыть свои способности, заниматься своим любимым делом – шахматами - практически неограниченное количество времени.

При выезде в лагерь и формировании групп педагог заранее знает, кто из детей по итогам соревнований и итоговой диагностики нуждается в особом внимании с точки зрения одаренности, креативности, проблесков таланта. Именно в летних лагерях по данной программе оттачивали свое шахматное мастерство выдающиеся выпускники клуба «Петровская Ладья» - международный гроссмейстер экстра-класса, вице-чемпион мира по шахматам 2017 года Владимир Федосеев 1995 г.р., международный гроссмейстер, призер первенства Европы Максим Чигаев 1996 г.р., мастер спорта, чемпион Европы и России Кирилл Шубин 2003 г.р. и другие. Для таких учащихся педагог разрабатывает индивидуальный образовательный план-маршрут, который будет реализовываться в период сборов.

Заключение

Данная разработка может применяться для многих видов обучающей деятельности. Она не претендует на обязательность применения, а является вспомогательной для организации работы различных направлений дополнительного образования. Она позволяет не только организовать досуг детей в летний каникулярный период, но и повысить свой уровень в выбранном виде деятельности, развить командный дух воспитанников, приучить их к самостоятельности. Находясь круглосуточно в одном коллективе, дети лучше узнают друг друга, учатся понимать чужие проблемы, оказывать необходимую помощь своим друзьям и знакомым.

Участие в спортивно-подвижных играх и длительное пребывание на свежем воздухе позволяет им укрепить собственное здоровье, а следовательно выдерживать значительные нагрузки – качество необходимое для занятий в школе, в системе дополнительного образования.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по проведению учебно-тренировочных сборов (из опыта работы сборной ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные)

Методическая разработка, из опыта проведения учебно-тренировочных сборов со сборной команды ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные. Рекомендации для тренеров и педагогов дополнительного о...

"Проведение праздника "Спортивный калейдоскоп" в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)"

Данная методическая разработка предназначена для проведения вожатыми спортивного мероприятия «Спортивный калейдоскоп» в своем отряде в ДОЛ. Общелагерные соревнования и спортивные праздники обычно пров...

Методическая разработка по дзюдо для проведения учебно-тренировочных сборов в летний период в оздоровительном лагере

Методическая разработка будет полезна учителям физической культуры   при работе в летнем оздоровительном лагере...

Организация работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Зеленая планета" на базе спортивной школы

В данной презентации представлен опыт организации работы  детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе детско-юношеской спортивной школы с экологической направленностью. Д...

Методическая разработка «Проведение спортивной подвижной игры "Ажиотаж" в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря для детей 8 - 18 лет»

В данной методической разработке описывается методика проведение спортивной подвижной игры "Ажиотаж" в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря для детей 8-18 лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Проведение учебно-тренировочных сборов по шахматам в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря"

Данная методическая разработка обобщает многолетний опыт авторов по проведению учебно-тренировочных сборов по шахматам на базе детского оздоровительного лагеря. Занятия по шахматам не являются препятс...

Программа детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ Остяцкой ОШ «Дорогою добра»

Данная программа:- создает условия для воспитания гражданственности,приобщает к духовности и формирует морально-нравственные ценности, взгляды, идеалы;- положительное отношение ребёнка к духовно-нравс...