Физическое воспитание детей школьного возраста
статья по физкультуре

В статье рассматривается физическое воспитание детей школьного возраста.Какие есть здесь задачи,средства и методы, и их решения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie_detey_shkolnogo_vozrasta.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание детей школьного возраста

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Национальное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Физическое воспитание это неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки. Физическое воспитание способствует выработке у молодёжи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Основоположником системы физического воспитания в нашей стране по мнению историков физической культуры является П.Ф.Лесгафт.

В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью его системы является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Установкой на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой образовательными задачами  являются:

  • крепкое здоровье;
  • хорошее физическое развитие;
  • оптимальный уровень двигательных способностей;
  • знания и навыки в области физической культуры;
  • мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [2].

Воспитательные задачи:

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.data:https://studfile.net/html/2706/747/html_Msbo_XwPqR.0J3u/img-e5DkyW.pnghttps://studfile.net/html/2706/747/html_Msbo_XwPqR.0J3u/img-184ViC.pnghttps://studfile.net/html/2706/747/html_Msbo_XwPqR.0J3u/img-s7SQKs.png

Средства физического воспитания детей школьного возраста

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).

Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятельности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами являются прежде всего циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

  1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.
  2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.
  3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.
  4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде — воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания.

Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

  1. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма. Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).

Одним из вариантов оптимизации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни.

Разработка концепции личной физической культуры может осуществляться по двум основным направлениям. Первое – это преимущественная социализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывающая в первую очередь потребности государства и направленная на максимальную адаптацию ребёнка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребёнка, учитывает индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Оба подхода в настоящее время активно разрабатываются и имеют как положительное, так и отрицательные стороны [4].

Здоровый ребёнок - это комплексная государственная задача и проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, а также психолого–педагогическая. Здоровый ребёнок–главная проблема ближайшего и отдалённого будущего нашей страны, так как весь потенциал и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры–всё это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми, физической и интеллектуальной их работоспособности. Именно здоровые и потенциально здоровые дети сегодня должны быть основной проблемой, заботой и основным содержанием ежедневной практической деятельности. Сегодня мы имеем строго обоснованные исследования и суждения о решающем влиянии организации среды, питания и воспитания детей на конечные показатели их здоровья и работоспособности, адаптации к неблагоприятным внешним условиям. Речь идёт не только о сохранении здоровья, но и его расширении, когда следует разрабатывать методы определения «количества» здоровья. По определению, принятому еще в 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения, здоровье–это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.

Не менее важным направлением «строительства» детского здоровья является двигательное воспитание ребёнка, начиная с самого раннего возраста на основе современной методики индивидуализации подхода и нормирования нагрузки. Это настолько важно, что можно с полным правом относить ребёнка с низкими, т.е. невоспитанными двигательными возможностями и навыками к детям с низким уровнем здоровья, детям, инвалидизированным с раннего возраста. Ясно, что проблема двигательного воспитания не может решаться только силами медицинских работников. Это проблема и общей культуры населения, и образа жизни в целом. Она касается и общественности, и профсоюзных организаций, но пропаганда двигательной культуры и двигательного воспитания детей, разъяснение методов этого воспитания целиком ложатся на специалистов здравоохранения, просвещения, физической культуры и спорта.

Человек всегда стремится к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, ловкости, выносливости и на развитие этих качеств, влияют социально–экономические, биологические, генетические, расовые, социально–бытовые и другие факторы [3].

В жизни ребёнка двигательная деятельность является фактом активной биологической стимуляции, фактом совершенствования механизмов адаптации, главным фактом физического развития. Гармоничность физического развития один из показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Движение – это признак жизни. Роль движения особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма – в детском и подростковом возрасте. В особые чувствительные периоды развития ребёнка и подростка средовые факты в основном определяют овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряжённый тренировочный и соревновательный режим [5].

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учётом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климато–географических и социальных факторов. Таким образом, научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание детей должно благотворно влиять на молодой организм: оно должно способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно – приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков оптимизм и бодрость; регулярные тренировки в детском возрасте должны расширять резервы организма, способствовать увеличению здоровья, что в сочетании с меньшей заболеваемостью будет способствовать в зрелом возрасте повышению работоспособности и производительности труда, - всё это имеет огромное социальное значение.

Дальнейшие научные исследования в области физической культуры и поиски путей в подготовке учителей должны быть направлены на разработку дифференцированного физического воспитания.

Считается, что только при условии комплексного обследования можно правильно оценить степень физического совершенствования школьника и обеспечить дифференцированное физическое воспитание.

В настоящее время учителя физической культуры и врачи располагают программой комплексного обследования физического развития, уровня развития двигательных качеств, физической подготовленности и функционального состояния организма школьников, что отрицательно сказывается на постановке учебной и внеклассной работы по физкультуре. Поэтому школьный учитель или преподаватель физкультуры вуза должны знать о влиянии социально–гигиенических и бытовых факторов на уровень физического развития, двигательных способностей и формирование опорно–двигательного аппарата [1].

В заключении следует высказать критические замечания по проблемам современного физического воспитания подрастающего поколения. Дело в том, что существующая система физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях всё ещё далека от совершенства и не так эффективна, как того требуют интересы нашего общества и государства. Причин много: недостаточно у нас законченных фундаментальных научно–исследовательских работ по возрастным проблемам двигательной деятельности с привлечением данных генетики, эндокринологии, иммунологии, антропологии, физиологии, биохимии, биофизики, медицины, психологии и педагогики; мало ещё квалифицированных педагогических кадров, ставящих перед собой не только образовательные, но и оздоровительные задачи; недостаточна материальная база, оснащённая современными приборами для экспрессдиагностики эффективности тренировочного процесса, не уделяется должного внимания оздоровительной и адаптивной физической культуре детям, имеющим различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и отстающим в физическом развитии.

Список использованной литературы

1. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А.Вишневский // Теория и практика Физической культуры. – М.: Академия, 2003. − №4. − С. 39-42.

2. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А.Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – №2. – С. 100-103.

3. Ладингтон Э. Ключи к здоровью / Э.Ладингтон, Г.Дейль, И.Гамлешко. − М.: Медицина, 1999. − 192 с.

4. Лубышева Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л.И.Лубышева, А.В.Шукаева //  Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3. – С. 2-5.

5. Симон Н.А. Оптимизация двигательной активности как основное направление физического воспитания учащихся младших классов / Н.А.Симон // Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни населения России: Материалы межригион. научно-практической конф. / СибГУФК. – Омск, 2003. – С. 79-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Состояние воспитания детей школьного возраста в семье.»

Родительское   собрание«Состояние  воспитания  детей школьного возраста  в семье.»...

Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....

Статья по теме физическое воспитание детей школьного возраста

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового моло...