Воспитание скоростно-силовых качеств спринтера
материал по физкультуре

Галиев Айрат Айдарович

Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из самых зрелищных видов легкой атлетики. Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростно-силовым способностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospianie_skorostno_silovyh_kachestv.docx85.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        4

ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ        4

1.1        Характеристика скоростно-силовых качеств        4

1.2        Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств        8

1.3        Возрастные особенности юношей 15-16 лет        17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ        22

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ        23

2.1        Организация исследования        23

2.2        Методы исследования        23

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ        24

ОБСУЖДЕНИЕ        24

3.1        Анализ результатов анкетирования и их интерпретация        24

ВЫВОДЫ        28

СПИСОКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из самых зрелищных видов легкой атлетики. Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростно-силовым способностям[10].

Рядом исследований установлено, что скоростно-силовыеспособности- это комплексное физическое качество, характеризующееся способностью к проявлению мгновенного «взрывного» нервно-мышечного усилия, которое, в свою очередь, основано на большой силе определенных мышечных групп, на быстроте их сокращения и на способности легкоатлета к крайне концентрированным волевым усилиям. По мнению Ю.В.Верхошанского способность к скоростно-силовым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество, которое должно быть поставлено в один ряд с быстротой, силой, выносливостью и развитие которого требует адекватных, присущих только ему средств и методов тренировки. Такие средства должны соответствовать основному спортивному упражнению по временным и динамическим характеристикам: средней величине динамического усилия с учетом времени его проявления, а главное – быстроте развития максимума динамического усилия[10].

Цель исследования - выявить эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Определить  эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.


ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1        Характеристика скоростно-силовых качеств

Общая характеристика скоростно-силовых качеств,скоростно-силовая подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на повышение функциональных возможностей спортсменов и достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы [4,18].

Скоростно-силовые качеств являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных способностей. Скоростно-силовые качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени. В основе скоростно-силовых способностей лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительными мышечными напряжениями требуется максимальная быстрота движений. Иначе говоря, под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [9,15].

Скоростно-силовые качеств - это не просто соединение быстроты и силы. Максимальные параметры напряжения мышц достижимы при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения в условиях минимального отягощения. Между тем и другим максимумом находится область проявления скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [9,15]. Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Эту способность называют также «взрывной силой». Скоростно-силовые качества зависят: - от состояния нервно-мышечного аппарата, - от абсолютной силы мышц, - от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. Структура скоростно-силовых качеств:

1. Абсолютная сила.

2. Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.

3. Ускоряющая сила - способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

4. Абсолютная быстрота сокращения мышц. При проявлении скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. Скорость может быть общей и специальной.

Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий, ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой. Взрывная сила - отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [17,25].

 Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные элементы структуры, будучи врожденной принадлежностью, нервно-мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых качеств в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий. Общая тенденция состоит в следующем: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила и наоборот. При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, спортсмен выполняет рывок или толчок штанги, при этом он проявляет 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При метании копья с разбега 20% силовых и 80% скоростных. Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием специальной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости - способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы [2,20].

При выполнении упражнений скоростно-силовой направленности мощность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. При этом, чем больше доля силового компонента, тем больше внешнее сопротивление, чем меньше отягощение, тем больше действие приобретает скоростной характер. Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем лучше. С целью приблизить режим работы мышц в тренировке к функциональным параметрам моторики соревновательной деятельности наиболее эффективно использовать специальные скоростно-силовые упражнения, которые либо имеют черты структурно-функционального сходства с основными спортивными упражнениями, либо, отличаясь по внешним признакам, позволяют создать режимы работы мышц, подготавливающие спортсмена к повышению имеющихся возможностей [8,16,18].

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием специальной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости - способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы [2,20].

 По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

1.2        Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств

Специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, целесообразно классифицировать по целевой направленности. К первой группе надо отнести упражнения, ориентированные на дальнейшее наращивание потенциала двигательных возможностей спортсмена. Ко второй группе относятся упражнения, направленные на реализацию потенциала двигательных возможностей через оптимизацию режима выполнения движений спортивной специализации [3,12].

По величине преодолеваемого сопротивления и интенсивности специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств можно разделить на три группы:

1) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого выше соревновательного, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы увеличивается;

2) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательного, а скорость движений больше;

3) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательному, скорость движений околопредельная и выше.Величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельной, позволяющей сохранить специфическую структуру движений [20,22].

Средствами воспитания скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажёрные устройства. Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места и с разбега, в длину и в высоту, на скакалке, в глубину, многоскоки, выпрыгивания, опорные прыжки, тройной, прыжковая имитация лыжников и конькобежцев [3,24].

 Для решения задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения:

а) с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения и на гимнастических снарядах;

б) с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, прыжковых упражнениях, прыжках в высоту и в длину;

в) с использованием воздействий внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру);

г) с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс, набивные мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 16-32 кг, мешки с песком весом 5-15 кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса 2-10 кг, гири весом 16-32 кг).

Подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно постоянно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 -3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат число подтягиваний, отжиманий, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п. По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. Развитие скоростно-силовой подготовки должно быть оптимальным, повышение оптимального уровня приведет к обратному эффекту - снижению результата, так как, если усилия значительно возрастут, увеличится и время толчка, из-за чего нарушится ритм напряжения и расслабления мышц [10,21].

При направленном воспитании скоростно-силовой подготовленности следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий: -первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстроты и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата и «свежего» психо-эмоционального состояния); - далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым; - заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне. Скоростно-силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разнообразные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отношению к предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок - упражнения аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок - упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом). При выполнении упражнений скоростно-силовой направленности мощность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. При этом, чем больше доля силового компонента, тем больше внешнее сопротивление, чем меньше отягощение, тем больше действие приобретает скоростной характер. Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем лучше. [11,23].

 В результате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых упражнений значительные физиологические изменения происходят в быстрых мышечных волокнах. Их толщина увеличивается, повышается содержание сократительных белков актина и миозина, основного источника энергии миоглобина. Помимо этого изменяется характер импульсации мотонейронов мышц: увеличивается частота и сила нервных импульсов, улучшается синхронизация импульсации. Это приводит к совершенствованию внутри и межмышечной координации. Скоростно-силовая подготовка может обеспечивать развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкости изложения и точности применения упражнений. 1. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышать абсолютную скорость выполнения основного соревновательного упражнения (бег, прыжок, метание) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног, корпуса), а также их сочетаний – стартовый разгон и бег по дистанции, разбег и отталкивание в прыжках, разгон тела и финальная часть в метаниях. Необходимо облегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание с низкого старта и ускорения с сокращением длины шагов, расстояния между барьерами, но повышением их темпа, бег или многоскоки под гору, по ветру, отталкивание с возвышения 5-10 см; использовать специальные тренажеры с передней тягой и блоков, облегчающих вес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге). 2. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается задача увеличить силу сокращения мышц и скорость движений. Используются основные соревновательные упражнения или отдельные его элементы, а также их сочетания без отягощений или с небольшим отягощением в виде пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег, прыжки против ветра, в гору, увеличение длины шагов, расстояния между барьерами, высоты препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда. 3. При силовом направлении в подготовке решается задача развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполнения упражнений различный - от 60% до максимально быстрого. Чем больше проявляется сила сокращения мышц и связанные с этим волевые усилия, тем эффективнее она развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показатели абсолютной силы мышц[18,22].

Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется применением непредельных отягощений и установкой максимально возможной скорости или ускорение выполняемых действий. В скоростно-силовой подготовке необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

1. При выполнении упражнений необходимо следить за техникой, рисунком движения и ритмом, обращать внимание на амплитуду, угловые значения и на время проявления максимальных мышечных усилий.

2. Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилий на взрывном характере их проявления.

3. Целесообразно в большинстве специальных упражнений направленно и избирательно воздействовать на определенные мышечные группы (обслуживающие стопу, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, мышцы спины и брюшного пресса).

 4. В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, постоянно совершенствовать рефлекс на растягивание, выполнять упражнения в режимах упругих пружинистых покачиваний, в прыжковых упражнениях акцентировать проявление взрывных усилий в самом начале движения или при смене направления движения. Чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от сгибания к разгибанию, тем больше проявляется воздействие упражнений на опорно-двигательный аппарат спортсмена.

5. Малые отягощения (пояс, жилет 0,25-1% от веса спортсмена) следует применять в беге, прыжках или специальных беговых и прыжковых упражнениях, чередуя с выполнением без отягощений.

 6. Число повторений в одном подходе не должно превышать 20-25 в прыжковых упражнениях, 10-15 в упражнениях с применением малых отягощений, 3-5 в упражнениях со средними отягощениями, 1-2 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями.

7. При многократном повторении упражнений темп должен увеличиваться постепенно (до максимально быстрых движений). Необходим контроль за проявлением усилий и свободой движений. Натуживание и напряжение недопустимы.

8. Нагрузка в силовой подготовке по неделям должна постепенно возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты выполнения упражнений). Ведущим фактором является увеличение веса отягощения (на 2-3%) через 1-2 микроцикла [5,13].

 Для развития скоростно-силовых способностей применяют следующие методы:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

 3) игровой метод.

Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе;

2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой по ходу занятия;

3) точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями;

4) избирательно воспитывать физические качества.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1)методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий;

2) методы, направленные на воспитание физических качеств.

2. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.

Структуру этих методов определяет характер выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость (дискретность). По этому признаку, методы, направленные на воспитание двигательных качеств можно подразделить на две группы:

1) методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод);

2) методы интервального упражнения (интервальный метод).

1) Непрерывный метод – характеризуется однократным непрерывным выполнением физических упражнений при отсутствии пауз отдыха. Непрерывный метод можно применять в двух вариантах:

Первый вариант – метод равномерного длительного упражнения, в основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, велоезда и т. п.).

Второй вариант - метод длительного выполнения упражнения в режиме переменной нагрузки. Этот метод также связан с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе.

Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении движений ациклического характера, которым придаётся искусственно-циклический характер путём слитных повторений (например, многократные, без пауз отдыха приседания, наклоны, отжимания в упоре лёжа, поднимание отягощений и т. д.).

2) Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха.

Интервальный метод можно использовать в двух вариантах:

Первый вариант – метод стандартно-повторного упражнения – характеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий, без существенных изменений скорости или мощности выполняемых упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного отрезка дистанции(200, 400 метров и др.) с постоянной, непредельной, но достаточно высокой скоростью и с регламентированными интервалами отдыха (2 минуты спокойной ходьбы). Аналогичным образом могут быть нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с отягощениями[4,18].

Второй вариант – метод вариативного интервального упражнения – отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения тренировочной программы. Это достигается различными путями:

1) изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа); 2)сменой способов выполнения действий (путём варьирований интервалов отдыха, внешних условий выполнения упражнений, дополнительных отягощений или сопротивлений).

Примеры методических приёмов вариативного интервального упражнения:

• в переменном режиме;

• с увеличением или уменьшением скорости (мощности) выполняемых упражнений;

• с увеличением или уменьшением длины отрезков дистанции или времени выполнения упражнений;

• с сокращением или увеличением пауз отдыха между выполняемыми упражнениями;

• комбинирование методических приёмов.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафета) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя волевые максимальные усилия[4,18].

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач [4,18].

1.3        Возрастные особенности юношей 15-16 лет

Известно, что для каждого возраста имеются свои особенности развития, но и что динамика этого развития имеет свои особенности и может быть выражена не прямой линией, и не какой-либо параболой, а сложной кривой со своими замедлениями и ускорениями. В возрасте 15 лет кривая биологического развития сглаживается, так как на это время приходится период постпубертатного развития. В этом возрасте начинают проявляться все закономерности полового диморфизма, проявляющегося прежде всего в появлении различий в физическом развитии мальчиков и девочек. Если до 10 лет мальчики и девочки имеют примерно одинаковые темпы увеличения тотальных размеров тела, в 13-15 лет мальчики опережают девочек в темпах увеличения роста. В 15 лет наступает период относительного равновесия в темпах роста. После 15 лет и до наступления биологической зрелости мальчики опережают девочек по темпам роста. Если в возрасте 7-11 лет развитие скелетных мышц происходит в основном за счет аэробных возможностей, то к 15 годам энергетика скелетных мышц становится все более связанной с активацией лактацидного источника. В это время наблюдаются своего рода «скачки» в развитии анаэробных возможностей организма. Показатели функциональной лабильности аппарата движения к 14 - 15 годам достигают уровня взрослых, а для мышц верхних конечностей - значительно раньше[1,6].

Эффект тренировки двигательных способностей у детей и подростков в значительной степени зависит от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Особого внимания поэтому должны заслуживать учащиеся, которые демонстрируют исключительно высокие темпы прироста в развитии соответствующих двигательных способностей, а также те, которые прогрессируют заметно медленнее остальных. Известно, что без специальной тренировки способность к овладению сложной координацией движений развивается до 15 лет, максимальный рост силы - 16 лет, быстрота движений - до 15 лет, уровень скоростно-силовых качеств - до 17 лет, функциональные возможности организма повышаются до 16 лет. Различия подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, наиболее выражено начинают проявляться после 2-3 лет систематической спортивной деятельности, причем наиболее стабильные изменения формируются у юношей в возрасте 15 - 16 лет. При этом существенные индивидуальные вариации в динамике физической подготовленности подростков в этот период наблюдаются сравнительно редко. Необходимо учитывать и то, что в период 15-16 лет организм юных спортсменов еще находится в состоянии формирования и развития, у них быстрее наступает утомление, недостаточно развита сила мышц, они в большей мере реагируют на различные раздражители. Такая динамика физического развития выражается и в динамике физических качеств юных спортсменов. По данным А. П. Скородумовой, у юных спортсменов показатели силы существенно возрастают к 11 годам, продолжая в дальнейшем увеличиваться неравномерно. Наиболее быстрые темпы развития абсолютной силы в 12-14 и 15-17 лет. Темпы прироста ее сравнительно невелики. Это особенно характерно для возраста 12-14 лет[7,8].

К 14-15-ти годам микроструктура основных элементов опорного аппарата все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы окостенения и анатомической перестройки костной ткани

Каждая мышца или группа мышц развивается по-своему. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшим – мышцы рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей. К 13-15-ти годам достигается максимальная гибкость. Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы[27,28].

В возрасте 14-15-ти лет имеются благоприятные условия для использования специальных средств повышения мышечной силы.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17-ти лет. В 15 лет средний показатель становой силы 90-100 кг

Этот период отмечается наибольшим запасом скорости у юных футболистов, однако из-за недостаточной выносливости они еще не могут ее поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в большей степени, чем футболисты других возрастных групп.В период 12-15 лет увеличивать скорость бега можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы [21,32].

В возрасте 14-15-ти лет имеет место снижение темпа прироста работоспособности. Связано это с тем, что все системы организма растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других системах. Наблюдается отставание функциональных систем от морфологических (рост, вес).

Хотя методика проведения физической подготовки с футболистами 15-ти летнего возраста постепенно приближается к методике работы со взрослыми футболистами, и костно-мышечная система у подростков в 15-17 лет достаточно окрепла для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого футболиста научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на них тончайшим приспособлением [33,30].

Интенсивные нагрузки следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления.

Это весьма важно, поскольку возможно проявление повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного мастерства.

Стоит отметить, что с 12-ти до 17-ти лет даже неспецифические нагрузки, в результате естественного роста и развития юноши, сопровождаются улучшением спортивных результатов[33,30].

Возрастной критерий оценки темпов развития индивида не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Известно, что биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Возраст 15 - 16 лет является сензитивным периодом для развития быстроты и точности сенсомоторных реакций выбора, точности антиципирующей реакции, быстроты дифференцировки сложных пространственных характеристик воспринимаемых ситуаций, устойчивости внимания, быстроты и точности выполнения когнитивных операций. Обобщение экспериментальных данных дает основание говорить, что к 15-16 годам у юных спортсменов завершается формирование большинства психомоторных качеств, особенно связанных с быстротой и точностью двигательных реакций. Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Если для психологов является аксиомой, что в работе с юными спортсменами нужна другая модель работы нежели с взрослыми спортсменами, то тренеры зачастую игнорируют законы возрастной психологии и переносят на юношеский спорт принципы работы из профессионального спорта. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, скоростно-силовые способности значительно возрастают в период с 8-9 лет до 15-16 лет [19,26].

В правильном подборе средств, скоростно-силовой подготовки и в их использовании с учетом индивидуальных особенностей развития двигательной сферы юношей залог разностороннего физического развития спортсмена. Таким образом, систематическое применение физических упражнений значительно улучшает адаптацию юношей к нагрузкам и создает реальные предпосылки для успешного воспитания физических качеств и становления двигательных навыков юных спортсменов бегунов.


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Выявлено, что скоростно-силовая подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на повышение функциональных возможностей спортсменов и достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Скоростно-силовые способности являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных способностей. Скоростно-силовые качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени.

2. Установлено, что к методам развития скоростно-силовых качеств можно отнести,метод строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод Для спортсменов  возраста 15-16 лет самым эффективным является соревновательный метод. Средствами развития скоростно-силовых качеств, являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), выполняемые с предельной скоростью. Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения. При выборе средств и методов развития скоростной силы необходимо ориентироваться на факторы, такие как, лабильность ЦНС, межмышечная координация и реактивность мышц.

3. Определено, возрастной критерий оценки темпов развития индивида не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Известно, что биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Возраст 15 - 16 лет является сензитивным периодом для развития быстроты и точности сенсомоторных реакций выбора, точности антиципирующей реакции, быстроты дифференцировки сложных пространственных характеристик воспринимаемых ситуаций, устойчивости внимания, быстроты и точности выполнения когнитивных операций.


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1        Организация исследования

Исследования по курсовой работе были выполнены в три этапа.

Первый этап(январь-сентябрь 2017 год) - осуществлялся выбор направления исследования, разработка предполагаемой цели и задачи исследования. На данном этапе осуществлялся анализ научнометодической литературы по теме исследования, так же были разработаны вопросы анкетирования по теме исследования.

Второй этап (октябрь-декабрь 2017 год) - на этом этапе проводилось анкетирование, написание курсовой работы. В анкетирование приняли участие 10 тренеров: 5 тренеров с высшей категорией и 5 тренеров с первой категорией.

Третий этап (январь-февраль 2018 год) - предполагал выполнение статистической обработки полученных данных тестирования. Оформлялась работа, формулировались выводы.

2.2        Методы исследования

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научнометодической литературы.

2. Опрос

3. Математическая обработка данных.

Анализ научнометодической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Был проанализировано 33 источник.

Опрос проводился в форме анкетирования.

Для анализа полученных данных применялись математическая обработка данных: среднее арифметическое значение, процентное соотношение.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

3.1        Анализ результатов анкетирования и их интерпретация

Для выявления наиболее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов–спринтеров 15-16 лет было проведено анкетирование 10 тренеров: 5 тренеров с высшей категорией и 5 тренеров первой категории. Результаты данного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетного опроса

Вопросы и ответы анкеты

%

Ранговое

место

1

Какой метод Вы считаете наиболее эффективным для воспитания скоростно-силовыхкачеств у легкоатлетов 15-16 лет?

А. Игровой

Б. Метод строго регламентированного упражнения

В. Соревновательный

10 %

60%

20%

3

1

2

2

Какие упражнения в ходе тренировки лучше всего применять при воспитании скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет?

А.Упражнения с преодолением внешних сопротивлений

Б.Упражнения, выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью

В. прыжковые упражнения

30%

50%

20%

2

1

3

3

При выполнении упражнений скоростно-силового характера, какое количество серий необходимо выполнять?

А. 2-3 серии

Б. 3-4 серии

В. 4-5 серии

30%

60%

10%

2

1

3

4

На занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки,  с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы?

А.Повторных усилий

Б. Максимальных усилий

В. Динамических усилий

70%

20%

10%

1

2

3

5

При выполнении упражнений скоростно-силового характера, какое количество отдыха  необходимо давать между сериями ?

А. 1-2 мин

Б. 3-4 мин

В. 5-6 мин

Г. 7-8 мин

0%

10%

70%

20%

4

3

1

2

6

Какие факторы, по Вашему мнению,  влияют на проявление скоростно-силовыхкачеств легкоатлетов 15-16 лет?

А.Состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов,  возбуждение  и торможение;

Б.Сила мышц;

В.Величина энергетических запасов мышц;

20%

40%

20%

2

1

3

7

Какой инвентарь, по Вашему мнению, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно- силовых качеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет

А. Жгут-эспандер

Б. Груз-сани

В.Cпринтерский парашют

30%

60%

10%

2

1

3

 В ходе проведенного анкетирования,было,выяснилось, что (60%) опрошенных экспертов считают, что для воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет целесообразно использовать метод  строго регламентированного упражнения. (30%) опрошенных было отмечено, использование соревновательного метода, и (10%) опрошенных отметили игровой метод.

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимо выполнять 3-4 серии. Так высказали (60 %), опрошенных, (30 %)опрошенных 2-3 серии и (10 %) 4-5серий.

В ходе проведения исследования также было установлено, что на занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки, с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы повторных усилий(70%),(20%) максимальных усилий, (10%) динамических усилий

Наиболее эффективным упражнением в ходе тренировки воспитании скоростно-силовых качеству легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет упражнения,выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью(50%).Упражнения с преодолением внешних сопротивлений(30%). Прыжковые упражнения(20%).

На вопрос, какие факторы,влияют на проявление скоростно-силовыхкачеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%) сила мышц, (20%) состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов, возбуждение  и торможение,(20%)величина энергетических запасов мышц,

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимодавать отдых между сериями

5-6 мин (70%), 3-4 мин(10%), 7-8 мин (20%), 1-2 мин(0%)

На вопрос, какой инвентарь, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно-силовыхкачеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%)груз-сани, (30%)жгут-эспандер, (10%)спринтерский парашют.

Данные, полученные в результате исследования, рекомендуем использовать при построении учебно-тренировочного процесса, направленного навоспитания  скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.


ВЫВОДЫ

  1. Из научно-методической литературы было выявлено, что скоростно-силовые качества характеризуются непредельным напряжением мышц, часто максимальной мощности в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающий, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. К методам воспитания скоростно-силовых качеств можно отнести игровой метод, соревновательный метод, метод строго регламентированного упражнения. К средствам воспитания развития скоростно-силовых качеств относят: упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, т.е. соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время.

2.В ходе проведенного анкетирования, было, выяснилось, что (60%) опрошенных экспертов считают, что для воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет целесообразно использовать метод  строго регламентированного упражнения. (30%) опрошенных было отмечено, использование соревновательного метода, и (10%) опрошенных отметили игровой метод.

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимо выполнять 3-4 серии. Так высказали (60 %), опрошенных, (30 %) опрошенных 2-3 серии и (10 %) 4-5серий.

В ходе проведения исследования также было установлено, что на занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки, с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы повторных усилий (70%),(20%) максимальных усилий, (10%) динамических усилий

Наиболее эффективным упражнением в ходе тренировки воспитании скоростно-силовых качеству легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет упражнения, выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью(50%).Упражнения с преодолением внешних сопротивлений(30%). Прыжковые упражнения(20%).

На вопрос, какие факторы,влияют на проявление скоростно-силовыхкачеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%) сила мышц, (20%) состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов, возбуждение  и торможение,(20%)величина энергетических запасов мышц,

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимодавать отдых между сериями

5-6 мин (70%), 3-4 мин(10%), 7-8 мин (20%), 1-2 мин(0%)

На вопрос, какой инвентарь, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно-силовых качеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%)груз-сани, (30%)жгут-эспандер, (10%)спринтерский парашют.

Данные, полученные в результате исследования, рекомендуем использовать при построении учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитания  скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1        Организация исследования

Исследования по курсовой работе были выполнены в три этапа.

Первый этап(январь-сентябрь 2017 год) - осуществлялся выбор направления исследования, разработка предполагаемой цели и задачи исследования. На данном этапе осуществлялся анализ научнометодической литературы по теме исследования, так же были разработаны вопросы анкетирования по теме исследования.

Второй этап (октябрь-декабрь 2017 год) - на этом этапе проводилось анкетирование, написание курсовой работы. В анкетирование приняли участие 10 тренеров: 5 тренеров с высшей категорией и 5 тренеров с первой категорией.

Третий этап (январь-февраль 2018 год) - предполагал выполнение статистической обработки полученных данных тестирования. Оформлялась работа, формулировались выводы.

2.2        Методы исследования

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научнометодической литературы.

2. Опрос

3. Математическая обработка данных.

Анализ научнометодической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Был проанализировано 33 источник.

Опрос проводился в форме анкетирования.

Для анализа полученных данных применялись математическая обработка данных: среднее арифметическое значение, процентное соотношение.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

3.1        Анализ результатов анкетирования и их интерпретация

Для выявления наиболее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов–спринтеров 15-16 лет было проведено анкетирование 10 тренеров: 5 тренеров с высшей категорией и 5 тренеров первой категории. Результаты данного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетного опроса

Вопросы и ответы анкеты

%

Ранговое

место

1

Какой метод Вы считаете наиболее эффективным для воспитания скоростно-силовыхкачеств у легкоатлетов 15-16 лет?

А. Игровой

Б. Метод строго регламентированного упражнения

В. Соревновательный

10 %

60%

20%

3

1

2

2

Какие упражнения в ходе тренировки лучше всего применять при воспитании скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет?

А.Упражнения с преодолением внешних сопротивлений

Б.Упражнения, выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью

В. прыжковые упражнения

30%

50%

20%

2

1

3

3

При выполнении упражнений скоростно-силового характера, какое количество серий необходимо выполнять?

А. 2-3 серии

Б. 3-4 серии

В. 4-5 серии

30%

60%

10%

2

1

3

4

На занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки,  с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы?

А.Повторных усилий

Б. Максимальных усилий

В. Динамических усилий

70%

20%

10%

1

2

3

5

При выполнении упражнений скоростно-силового характера, какое количество отдыха  необходимо давать между сериями ?

А. 1-2 мин

Б. 3-4 мин

В. 5-6 мин

Г. 7-8 мин

0%

10%

70%

20%

4

3

1

2

6

Какие факторы, по Вашему мнению,  влияют на проявление скоростно-силовыхкачеств легкоатлетов 15-16 лет?

А.Состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов,  возбуждение  и торможение;

Б.Сила мышц;

В.Величина энергетических запасов мышц;

20%

40%

20%

2

1

3

7

Какой инвентарь, по Вашему мнению, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно- силовых качеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет

А. Жгут-эспандер

Б. Груз-сани

В.Cпринтерский парашют

30%

60%

10%

2

1

3

 В ходе проведенного анкетирования,было,выяснилось, что (60%) опрошенных экспертов считают, что для воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет целесообразно использовать метод  строго регламентированного упражнения. (30%) опрошенных было отмечено, использование соревновательного метода, и (10%) опрошенных отметили игровой метод.

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимо выполнять 3-4 серии. Так высказали (60 %), опрошенных, (30 %)опрошенных 2-3 серии и (10 %) 4-5серий.

В ходе проведения исследования также было установлено, что на занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки, с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы повторных усилий (70%), (20%) максимальных усилий, (10%) динамических усилий

Наиболее эффективным упражнением в ходе тренировки воспитании скоростно-силовых качеству легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет упражнения, выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью(50%).Упражнения с преодолением внешних сопротивлений(30%). Прыжковые упражнения(20%).

На вопрос, какие факторы, влияют на проявление скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%) сила мышц, (20%) состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов, возбуждение  и торможение,(20%)величина энергетических запасов мышц,

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимодавать отдых между сериями

5-6 мин (70%), 3-4 мин(10%), 7-8 мин (20%), 1-2 мин(0%)

На вопрос, какой инвентарь, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно-силовых качеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%) груз-сани, (30%)жгут-эспандер, (10%)спринтерский парашют.

Данные, полученные в результате исследования, рекомендуем использовать при построении учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитания  скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.


ВЫВОДЫ

  1. Из научно-методической литературы было выявлено, что скоростно-силовые качества характеризуются непредельным напряжением мышц, часто максимальной мощности в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающий, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. К методам воспитания скоростно-силовых качеств можно отнести игровой метод, соревновательный метод, метод строго регламентированного упражнения. К средствам воспитания развития скоростно-силовых качеств относят: упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, т.е. соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время.

2.В ходе проведенного анкетирования, было, выяснилось, что (60%) опрошенных экспертов считают, что для воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет целесообразно использовать метод  строго регламентированного упражнения. (30%) опрошенных было отмечено, использование соревновательного метода, и (10%) опрошенных отметили игровой метод.

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет во время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимо выполнять 3-4 серии. Так высказали (60 %) опрошенных, (30 %) опрошенных 2-3 серии и (10 %) 4-5серий.

В ходе проведения исследования также было установлено, что на занятиях с отягощениями, в рамках скоростно-силовой  подготовки, с юношами 15-16 лет целесообразно использовать методы повторных усилий (70%),(20%) максимальных усилий, (10%) динамических усилий

Наиболее эффективным упражнением в ходе тренировки воспитании скоростно-силовых качеству легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет упражнения, выполняемые с отягощениями, с максимальной скоростью(50%).Упражнения с преодолением внешних сопротивлений(30%). Прыжковые упражнения(20%).

На вопрос, какие факторы, влияют на проявление скоростно-силовых качеств легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%) сила мышц, (20%) состояние  ЦНС,  от  подвижности  нервных  процессов, возбуждение  и торможение,(20%)величина энергетических запасов мышц,

В тренировочном процессе воспитанию скоростно-силовых качеств у легкоатлетов-спринтеров 15-16 летво время выполнении упражнений скоростно-силового характера, необходимо давать отдых между сериями

5-6 мин (70%), 3-4 мин(10%), 7-8 мин (20%), 1-2 мин(0%)

На вопрос, какой инвентарь, целесообразно использовать во время  воспитание скоростно-силовых качеств легкоатлетов – спринтеров 15-16 лет, специалисты ответили (60%)груз-сани, (30%)жгут-эспандер, (10%)спринтерский парашют.

Данные, полученные в результате исследования, рекомендуем использовать при построении учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитания  скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров 15-16 лет.


СПИСОКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера облегчающая подвеска в системе подготовки спринтеров высокой квалификации Метод. реком. для. Тренеров[Текст]: учебник. М.: ГЦОЛИФК, 2006,. 19 с.
  2. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого[Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2002. 274с.
  3. Балыбердин Олег, Бег на короткие дистанции.Метод. реком [Электронный ресурс].URL:http://bmsi.ru/doc/7fe42a95-52d5-4ca7-8406-2f267c0a50a0 время обращения 22.01.2017.

4.Богатырев Е.В. Легенды и были о королеве [Текст]: учебник.М.: Физкультура и спорт, 2005, 240с.

5.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов[Текст]: учебникМ.: Финансы и статистика, 2003.142с.

6.Гойхман П.А, Трофимов О.Е. Легкая атлетика в школе[Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004, 560с.

7.Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.[Текст]: учебник. М.:Физкультура и спорт, 2007,460с.

8.Евсеев Ю.И. Физическая культура,[Текс]: учебник.М.:Академия.2003.384с.

9.Егер К. Г. Юным спортсменам о тренировке [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2005, 256с.

10.Залесский М.И, Рейзер Л.М, Путешествие в страну бега. [Текст]: учебник.М.: Физкультура и спорт, 2004, 144с.

11.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: учебник.М.: ФиС. 2005, 200 с.

12.Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности[Текст]: учебник. Киев.: Вища школа. 2006, 23 с.

13.Кузнецов В.С. Бег, прыжки, метания [Текст]: учебникМ.: Физкультура и спорт. 2004,405с.

14.Кузнецова В.В. Проблемы силовой подготовки[Текст]: учебник. Физкультура и спорт.2007,330с.

15.Легкая атлетика: [Текст]:учебник. Учебное пособие Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова.  Изд. 4е издание. М.: ФиС. 2003, 671 с.

16.П.Лимаря Легкая атлетика для юношей[Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004,248с.

17.Ломан В.С. Бег, прыжки, метания[Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2006, 208с.

18.Малков Е.А. Подружись с королевой спорта. М.: Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: [Текст]:учебник. 2002, 23 с.

29.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры[Текст]:учебник. М.: ФИС. 2001, 544 с.

20.Никифоров Ю.Б. Воспитание силовых способностей [Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2003, 150с.

21.Озолин Э.С. Спринтерский бег[Текст]:учебник. М.: Финансы и статистика. 2006, 272 с.

22.Панин Л.Е. Биомеханические механизмы стресса[Текст]:учебник. Новосибирск: Наука. 2003, 233 с.

23.Попов В.И, Суслов Ф.В, Ливадо Е. Юный легкоатлет[Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004,520с.

24.Рунова М.А. Двигательные качества и методика их развития [Текст]:учебник.М.: Физкультура и спорт. 2003, 140с.

25.Селуянов В.Н. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании [Текст]:учебник. М.: ФиС. 2006, 105 с.

26.Селуянов В.Н., Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге [Текст]:учебник. М.:ФиС. 2006, 225с.

27.Л.П.Матвеева Теория и методика физической культуры. Л.П.Матвеева [Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2005, 230с.

28.Трофимов П.О. Легкая атлетика в школе. [Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2002, 257с.

29.Харре Д.И. Учение о тренировке [Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 1971, 328с.

30.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания [Текст]:учебник. М.: Академия. 2002, 480с.

31.Харламов Е.В. Быстрота: методика развития и контроля [Текст]:учебник. Ростов н/Д.: ФиС. 2007, 192 с.

32. Бег на короткие дистанции [Электронный ресурс]: URL:https://geekrunner.org/general/begnakorotkiedistanciiвремя обращения 20.01.2017.

33. Статья на тему:Воспитаниесиловых способностей у детей и подростков [Электронный ресурс]: URL:infourok.ruвремя обращения 21.01.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы воспитания собственно-силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста.

Средства и методы воспитания собственно-силовых искоростно-силовых качеств у детей школьноговозраста....

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-го...

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-го...

Воспитание скоростно-силовой выносливости баскетболистов с помощью упражнений из легкой атлетики

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена баскетболиста. Врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о правильной осанке...

Воспитание скоростно -силовых способностей у детей 13 -14 лет средствами базовой аэробики.

Аэробика- это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой. Ответ организма на...

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...