ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья по физкультуре

Бредихина Любовь Владимировна

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса " Готов к труду и обороне" в г. Москва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о продвижении ГТО в школе105.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В научно-практической конференции                                                                               « Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса                                         «Готов к труду и обороне» ( ГТО).

20-21 апреля 2017г.

Москва.

№ п/п

Ф.И.О

Место работы, должность без сокращения

Учёная степень, учёное звание

Субъект РФ, населённый пункт

Форма участия

Тема статьи

Контактная информация

1

Бредихина Любовь Владимировна

ГБОУ СОШ № 10 « ОЦ ЛИК» г.Отрадный, учитель физической культуры

-

Самарская область,    г. Отрадный

Заочная, публикация статьи в электронном сборнике

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения»

lyuba0367@mail.ru

89879205788

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.                                                                                                 Бредихина Л.В.                                                                                                                  ГБОУ СОШ № 10 « ОЦ ЛИК» г. о. Отрадный, Самарской области.

 Знак ГТО на груди у него...

Больше не знают о нем ничего...

Много в столице таких же значков...

К славному подвигу каждый готов!

(С. Маршак)

   В современном глобальном мире при возрастании экономической конкуренции и интенсивности межкультурного взаимодействия, новые запросы общества  поставили перед образованием ряд задач. Целью образования, прописанной в  «Концепции Федеральной целевой программы развития образования  до 2015 года», [5] является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Об этом  говорится в указе Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года № 172 [6].  Целью программы  ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

 Потребность государства в  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах базовых национальных ценностей (наука, культура, здоровье, труд и т.д). В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Введение ФГОС [4]  привело к изменениям функциональных обязанностей участников системы образования, порядку  взаимодействия между ними. Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать и развить  у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задачи современного образования очень созвучны с задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса:                                                                                  а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;                                                                                            

 б) повышение уровня физической подготовленности и  продолжительности жизни граждан Российской Федерации;                                                                                          

 в) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и введении здорового образа жизни;                                                                                                                                     г) повышение общего уровня знаний  организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;                                                                              д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного  спорта в образовательных организациях.                                                                  

Решаемая  мной проблема направлена на реализацию  качественного и эффективного обучения физической культуре    и поступательное нарастание степени самостоятельности ученика  посредством метода  «круговой  тренировки»[8]  как элемента модульного [2]  обучения. Это становится основой формирования  и развития  универсальных  учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.  

   Я считаю, что формирование УУД через модульное обучение наиболее эффективно, так  как  оно нацелено на организацию самостоятельной деятельности ученика, предусматривающее  предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника.

Для того чтобы обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности ученика в обучении  через использование модульной технологии,  я ставлю цель не только для всего курса обучения, но и  цель для  изучения крупных блоков содержания (модулей): лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжная подготовка и т. д.   Применяя   на учебных     занятиях  элементы    ГТО, освещаю виды испытаний  согласно возрастным ступеням.

 В программе прописываю ожидаемые результаты (нормативы), которые должны быть показаны  после изучения модуля,  и  определяю формы контроля и самоконтроля (двигательные действия и нормативы) деятельности обучающихся и критерии оценивания.

Каждый ребенок определяет возможный или желаемый уровень освоения материала. Если ученик хорошо физически развит  и у него нет затруднений, он может усовершенствовать   свои знания  и умения, работая над заданиями повышенной сложности  или заняться индивидуальной подготовкой.  То есть, он мной сориентирован на выполнение нормативов «на золотой значок ГТО». Я считаю, что   дифференцированный  подход   поддерживает  учебную мотивацию, и формирует у обучающихся универсальные учебные действия.

Более слабому ученику я предлагаю физические нагрузки меньшей интенсивности  и найти такие виды двигательной активности, которые помогут и  ему быть успешным.  И для него наградой станет «серебряный значок ГТО».                                                                    

  На первом занятии в модуле я создаю  целостную картину того, чем бы будем заниматься  в объеме модуля: даю опережающее представление об изучаемом материале, обучаю детей планированию работы с помощью презентации,  показываю значимость этого материала, помогаю формулировать личные цели ребенка, убеждаю, что  результат каждого  будет зависеть от выбранной им стратегии.

 На этом же уроке определяю формы итоговой проверки и самопроверки  материала (виды контрольных упражнений).

Чтобы  каждый ребенок на этом занятии нашел личный  смысл освоения данного модуля и определился, каким путем он будет его осуществлять, я  разрабатываю   индивидуальные   навигаторы,   с помощью которых обучающиеся  могут планировать свои шаги к достижению поставленной цели (индивидуальный образовательный маршрут).    

 Метод «круговой тренировки»  позволяет сформировать  и развить все необходимые  предметные,  надпредметные  и личностные учебные действия и  наиболее эффективен для решения цели  всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся. Этот метод   даёт мне ряд преимуществ:                                                                          

1. С помощью этого метода могу дифференцированно развивать у обучающихся  физические  качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость,  силовую выносливость, скоростную силу и скоростную выносливость.                    

         2. Меру нагрузки устанавливаю относительно равную для всех,  принимающих участие в занятиях,  и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные могут добиться тех же успехов, что и самые сильные.                                                                                                          

 3. «Круговая тренировка» рассчитана  на групповые занятия. В организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Это позволяет мне создать    благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения обучающихся.                                                                                        

4. Метод «круговой тренировки»  даёт мне возможность  обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и активизирует участие занимающихся в учебном процессе.                                                                                                                  

5. Интересная подача физических упражнений предрешает успех моих занятий, настраивает занимающихся на рабочий лад и определяет конечную цель учебной работы.                                                                                                    

Метод  основан на принципах индивидуального обучения и совместной деятельности. Организационной основой метода является групповой форма обучения.                                                                                           

  В методическом отношении «круговая тренировка» представляет процесс  строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха, твердо установленным порядком изменения нагрузки и чередования ее с отдыхом.  Всё это проходит  по определённой схеме.

Схема « порядок выполнения упражнений по методу  круговой тренировки».

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/314/313638/313638_html_m6005a5d7.jpg

Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения  «Станций», которые располагаются по символическому кругу. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Комплексы круговой тренировки составляю из  предварительно  разученных движений   из основной и спортивно - вспомогательной гимнастики (модуль гимнастика), из видов спорта (модули баскетбол, волейбол), а также  испытаний комплекса ГТО соответствующих возрастных ступеней[7].                                                                                             Таким образом,  решаю основную задачу учебного занятия  -   эффективное развитие двигательных качеств в условиях  жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.

Развитие  двигательных  качеств   связываю  с освоением программного материала.  Поэтому в комплексы «круговой тренировки» ввожу физические упражнения из  освоенных  модулей.                                                    

Чтобы  усилить  положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность,  использую  дистанционные информационные технологии, мультимедийные продукты.  

 В рамках  научно-исследовательской  деятельности  применяю  дистанционные информационные технологии: редактирую теоретический материал обучающихся посредством  электронной  связи, что мобилизует и упрощает процесс подготовки и общения. Результативностью могут служить участие и призовые места, полученные во время выступления на конференциях  разного уровня.                                                                  

 Уроки с использованием мультимедийных продуктов: фильмов – презентаций,   интерактивных учебно-методических пособий, учебников по баскетболу, волейболу, адаптивной физической культуре, интерактивных тестов -  расширяют возможности для лучшего  усвоения материала, оптимизируют учебный процесс, создают условия для повышения мотивации на уроках  физической культуры.

Для развития самостоятельности и творческой активности учеников, а также формирования навыка групповой работы,  использую изучение в группах теоретического  учебного материала с последующей презентацией и обсуждением.                                                                                                          

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, видео и анимированный текст. Вместе с учениками  расшифровываем обозначения, терминологию, сравниваем, анализируем, дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы.

Проведение интерактивных экскурсий  с использованием программы «Олимпийское вчера и сегодня»  позволяет  «присутствовать»  на прошедших олимпиадах, составлять прогнозы на будущие, знакомиться с достижениями лучших спортсменов.                                                                        

   Технология «круговая тренировка» позволяет мне в полной мере   реализовывать здоровьесберегающие технологии [1]  (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие, социально адаптирующие, личностно развивающие) :  

  1. эмоционально – психологический климат на уроке физкультуры с применением «круговой тренировки»    отличается доброжелательностью, доверительностью, сотворчеством учителя и ученика, учебным сотрудничеством.
  2. метод «круговой тренировки» предполагает отказ от авторитарной педагогики в пользу  личностно ориентированной. Личностно ориентированное  обучение переводит педагогическую систему на новый уровень: от монолога - к диалогу, от управления - к самоуправлению, от контроля - к развитию.
  3.   организация образовательной деятельности при «круговой тренировке»  позволяет преподавать материал урока  с учётом индивидуальных особенностей школьников, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка, создавать на уроке комфортную атмосферу, избегать стрессовых ситуаций.
  4.    для профилактики    нервно-психической напряжённости на уроке во время «круговой тренировки» использую различные тренинги:

  - задающие ритм всему организму;

  -задействующие механизм самовнушения (самоприказ, самопрограмированние, самоодобрение).

  1. «круговая тренировка» предусматривает  занятия на свежем воздухе.
  2. обязательным элементом «круговой тренировки» является контроль самочувствия.                                    

 Таким образом, на уроках я  стремлюсь  создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Доброжелательная обстановка на уроке, позитивность, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, его действию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной  деятельности - вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка.

 Дети должны входить в спортивный зал  не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний и умений. В процессе такого урока учеба становится интересным делом, открывается пространство для самореализации ребенка, не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее демонстрировать двигательные действия, выражать свою точку зрения.  

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, развития личности ребенка и, в конечном счёте,  снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое,[3] но и физическое здоровье школьников.

 На своих уроках я использую:                                                          

1.методы позитивной психологической поддержки ученика;                                               2.учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;                                                                                                

 3.обеспечение     преемственности       начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования;                                                              

4.разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.  

   Применение  современных образовательных технологий  позволило мне сделать уроки насыщенными,  осуществить индивидуализацию обучения.                

Мои ученики  на уровне возможностей своего возраста  осваивают  способы познавательной, творческой деятельности, овладевают  коммуникативными и информационными умениями,  готовы к продолжению образования.                            

 Я не просто преподаю свой предмет, в первую очередь, я задумываюсь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.  

Результативность внедрения СОТ и уровень  сформированности УУД я отслеживала, используя кодификатор УУД. Проводился мониторинг по предмету «физическая культура»  с целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий  у выпускников  основного начального образования.  См. таблицы ниже.

 Индивидуальный  уровень сформированности  УУД в одном из моих классов представлен в таблице №1:

ученика

п/п

УУД

Кол. баллов

Уровень

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

30

пов

17

пов

2

пов

49

пов

2

28

пов

17

пов

2

пов

47

пов

3

22

баз

8

баз

1

баз

31

баз

4

32

пов

17

пов

2

пов

51

пов

5

29

пов

17

пов

2

пов

48

пов

6

17

баз

8

баз

2

пов

27

баз

7

29

пов

8

баз

2

пов

39

баз

8

29

пов

8

баз

2

пов

39

баз

9

22

баз

17

пов

2

пов

41

баз

10

31

пов

17

пов

2

пов

50

пов

11

21

баз

17

пов

2

пов

40

баз

12

31

пов

17

пов

2

пов

50

пов

13

21

баз

8

баз

1

баз

30

баз

14

23

баз

11

баз

1

баз

35

баз

15

23

баз

11

баз

1

баз

44

пов

16

23

баз

11

баз

1

баз

35

баз

17

30

пов

11

пов

2

пов

43

пов

18

28

пов

17

пов

2

пов

47

пов

19

31

пов

17

пов

2

пов

50

пов

20

29

пов

17

пов

2

пов

48

пов

Таблица № 1.

В таблице № 2 представлены данные об общем уровне сформированности УУД.

Общий уровень сформированности УУД

Описание уровней достижений

Количество обучающихся, достигших определенного уровня

%

обучающихся, достигших определенного уровня

Низкий

0

0

Базовый

все

100

Повышенный

11

55

Таблица № 2.

Результативность моей деятельности подтверждается  не только повышением мотивации к учебе (особенно это отражается на слабых учениках), но и ростом числа участников олимпиад, научно-практических конференций и творческих конкурсов. Это подтверждается стабильностью  высоких результатов обучения: на протяжении 3-х лет мои обучающиеся являются победителями и призерами олимпиад разных уровней.

Итогом педагогической деятельности за эти годы  также является   показатель среднего  балла  по предмету.

 Благодаря технологии «Круговая тренировка» школьники умеют работать в группах, плодотворно взаимодействовать, одновременно совершенствуя  свои индивидуальные достижения.  

Мною выстроен   такой процесс обучения в результате, которого происходит развитие личности, её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М., 2010.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М., 2012.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.; АРКТИ, 2008.

Электронный ресурс  доступа (Internet):

  1. sites.google.comsite/metodichkafgosptz
  2. минобрнауки.рфдокументы/
  3. fgosvo.ruuser.gto.ruuser/register
  4. gto-normativy.ruoficialnye-sajty-po-gto/
  5. Magma-Team.rufizicheskoykrugovoy-trenirovki-na

Бредихина Любовь Владимировна,

учитель физической культуры,

государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»

городского округа Отрадный Самарской области,

lyuba0367@mail.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...