Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
материал по теме

Ничков Николай Викторович

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sot.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса

на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической деятельности по организации кружковой работы я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет  применение новых методов и элементов  современных образовательных  технологий: проектного обучения, исследовательской направленности, технология поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающая, игрового обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные. В своей работе я также использую творческий метод и системно-деятельностный  подход, что позволяет решать поставленные цели и задачи, способствует усвоению содержания и установлению целостности процесса обучения основам работы с проволокой, древесиной, бумагой  то есть осуществляются регулятивная, познавательная и коммуникативная функции организации уроков и занятий кружка.

        Разработанные мной программы дополнительного образования содержат электронное приложение. Я   активно вовлекаю обучающихся в исследовательскую деятельность.  Создан личный мини-сайт.

        Знания, полученные в процессе обучения, а также использование современных образовательных технологий и наличие разработанных мною программ  позволяют добиваться высоких и стабильных результатов обучения, данные мониторинга свидетельствуют о позитивной динамике не только в уровне усвоения обучающимися теоретической части программы, но и личностном развитии.

Учебный год

Технология проектного обучения

Технология поддерживающего обучения (традиционного)

Технология игрового обучения

Здоровьесберегающая технология

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Технология исследовательской направленности

ИКТ

2007-2008

-

+

+

+

+

-

-

2008-2009

+

В урочной и во внеурочной деятельности

+

+

+

+

-

+

2009-2010

+

+

+

+

+

+

2010-2011

+

+

+

+

+

+

2011-2012

+

+

+

+

+

+

2012-2013

+

+

+

+

+

+

- Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

- Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с  изучаемым материалом, применимы  для учащихся разного возраста и используются при организации занятий  по многим направлениям деятельности.

- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала строится на основе применения в учебном процессе таблиц, схем, знаковых моделей подачи учебного материала.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов обучения.

Принцип  обучения в ходе личностного общения. Общение – ведущий вид деятельности подростков. Поэтому обучение  следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, ученики чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги.

Принцип  обучения   на доступном для ученика уровне и оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путём реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)

Принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса школьников  к изучаемому материалу и процессу обучения.

        Эффективность занятий по технологии в коррекционных классах во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Для себя наиболее приемлемой считаю классификацию методов по способам деятельности учащихся и учителя, так как в трудовом обучении наиболее ярко выступают два взаимосвязанных процесса — самостоятельная практическая деятельность учащихся и руководящая деятельность учителя. Соответственно и методы можно разделить на две группы: методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и методы преподавания (изложение учебного материала, демонстрация изучаемых объектов, процессов выполнения изделий и их изображений, руководство работой учащихся).

Деятельность учащихся на уроках технологии состоит в восприятии, запоминании, обработке и применении поступающей информации. Процесс получения информации учащимися на уроках слесарного и столярного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием, выявлять смысловые связи информации.

Методы преподавания:

Вербальные методы — это передача и восприятие устной информации: рассказа, беседы, объяснения, лекции, магнитофонной записи. К вербальным методам обучения относятся также книги, учебники, справочники, инструкции, карточки.

Беседа — наиболее распространенный метод. Однако на уроках слесарного дела беседа не может рассматриваться как основной и единственный источник сообщения знаний. Она должна сопровождаться наглядными пособиями. Вопросы ставятся в строго определенной последовательности. Они должны быть краткими и нацеливать ученика на однозначный ответ. Продолжительность беседы в 4 классе не более 10 мин, в старших классах — до 15 мин.

Использую и рассказ как метод сообщения знаний об устройстве и принципах действия инструментов, приборов, станков, механизмов и оборудования, а также о технологических процессах. Рассказ строится в определенной логической последовательности. Он должен быть эмоциональным, предельно ясным, простым и содержать выводы. Темп рассказа спокойный.

Большое внимание на занятиях  уделяю работе учащихся с дидактическим материалом. Это обусловлено тем, что задание по слесарному и столярному делу на дом не задается и весь объем теоретического материала усваивается школьниками на занятии. В связи с отсутствием учебников у учащихся,  теоретический материал даю в форме карточек.  Работа с текстовым материалом различна. Это и чтение текста вслух, и про себя, и чтение учителем. Наиболее распространен способ чтения текста про себя. Однако следует помнить, что любой работе предшествует подготовительный этап. Это может быть беседа или рассказ учителя о содержании материала, предлагаемого для прочтения учащимися, постановка контрольных вопросов. В процессе объяснения обращаю внимание детей на иллюстрации, картины, таблицы, справочные материалы и чертежи, содержащиеся в данном тексте.

Наглядные методы — это наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или их плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, макетов, рисунков, таблиц, диафильмов, кинофильмов, телепередач и т. д.). Источник информации — сами натуральные объекты, явления, процессы или их образы.

Их реализация  зависит от вида демонстрации наглядных пособий. На занятиях слесарного и столярного дела часто использую графические наглядные пособия (чертежи, технологические карты, плакаты) и натуральные предметы (образцы изделий, инструменты, оборудование, станки и приспособления, находящиеся в мастерской). Демонстрируя тот или иной изучаемый объект, я предлагаю не только его рассмотреть, но и потрогать руками. При этом объясняю функциональное назначение данного предмета, более подробно останавливаюсь на рассмотрении  внешнего вида, формы, цвета, величины, материала и устройства. Предметы, выбранные для демонстрации, должны отвечать следующим требованиям:

—  отражать учебную цель, которую ставит учитель на данном занятии;

— быть доступными для понимания учащихся, т. е. соответствовать уровню их трудовой и образовательной подготовки;

—    быть производственно типовыми и соответствовать современному уровню развития техники;

—    выглядеть эстетично;

—    быть технически исправными.

К наглядным методам обучения относятся также и технические средства обучения. На занятиях слесарного и столярного дела использую учебное кино, тематические слайды. Учебное кино используется в том случае, если нет возможности непосредственно наблюдать изучаемый предмет. При подборе фильмов  учитываю особенности умственного развития и уровень знаний данной группы учащихся. Специальных учебных фильмов по слесарному и столярному делу для коррекционных классов нет, поэтому  показываю лишь отдельные фрагменты кинофильма, при этом выключаю звук и сопровождаю показ своим рассказом. Показ учебного кино целесообразно проводить с целью закрепления и повторения изучаемого материала, а также при знакомстве с новым объектом. До начала показа фильма  кратко рассказываю  его содержание и даю указания, на что следует обратить внимание. После просмотра фильма  проводится обобщающая беседа.

К практическим методам относятся упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. На занятиях по технологии особо следует выделить упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с приемами выполнения той или иной работы. Источник информации — практическая деятельность учителя и учащихся.

На занятиях по слесарному и столярному делу большое значение имеет правильно организованный инструктаж учащихся. Документами письменного инструктажа являются рабочие чертежи, эскизы, карточки-задания, инструкционные и технологические карты, которые учащиеся используют для упражнений по овладению различными приемами и операциями, при выполнении производственных заданий по изготовлению изделий. Инструктаж как совокупность различных методов представляет собой объяснение цели, задач и техники выполнения задания и отдельных операций, сопровождающееся показом действий и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся на занятии.

Учитываю в своей работе и принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои, действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия.

Также для активизации деятельности учащихся при запоминания технических терминов я использую кроссворды, что повышает интерес учащихся к учебе. Усвоение материала осуществляется в форме игры и способствует развитию памяти у детей, эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания технических терминов, развивает пространственную ориентировку при заполнении кроссвордов, воспитывает усидчивость.

Вывод:  организованный мною учебно-воспитательный процесс – достаточно эффективен, так как он не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания.

Информационные технологии - это применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную позицию в современном информатизированном обществе.

 В настоящее время в рамках урочной и внеурочной работы по преподаваемым предметам активно внедряю два направления компьютеризации обучения.

Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую теперь нередко называют «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни — неотъемлемая часть багажа современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.

Второе направление - компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.

В зависимости от дидактических целей, специфики темы и формы занятия можно выделить такие виды компьютерных программ (схема 1).

 

Начиная с 2007-2008 учебного года, применяю элементы информационно-коммуникационных технологий, позволяющих  выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.

1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенному к программированному обучению с разветвленной программой.

2. Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал  учащимися уже усвоен.

3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Это тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.

4.  Демонстрационные программы — это материалы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу также можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использования для творческой работы учащихся.

5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. Информационно-справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники - это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе ряд новых функций, среди которых:

* информационная (обеспечение усвоения учебного материала);

* мотивационная (ярко, необычно представленный материал способствует повышению интереса к предмету);

* контролирующая  (в разделах «Тесты»  и  «Практика» помещены  задания для проверки знаний в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок);

* корректирующая (я как педагог имею возможность отслеживать результаты учащихся, осуществлять «Обратную связь», корректировать свою деятельность с учеником, учитывая его индивидуальные особенности).

Применение современных электронных учебников позволяет учащимся мобильно работать на уроках русского языка и литературы, лучше запоминать материал. В своей работе я использую образовательные компакт-диски, в каждый из которых входят иллюстрированные учебные материалы, учебно-справочный текст, практические упражнения, закрепление теоретический знаний, тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний, имеются ссылки на сайты сети Интернет, краткий справочник.

Активизировал работу по использованию на уроках компьютерных программ: Power Point, Publisher.  

Используемые ресурсы:

  1. Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
  2. Серия «Семейный наставник»
  3. Серия «Радионяня. Веселая грамматика»
  4. Серия «1 С: Репетитор»
  5. Серия «Говорящая книга»

Таким образом, благодаря разнообразию функций, выполняемых мультимедиа учебником, на практике  их можно применять по нескольким направлениям.

 

Опыт работы по применению информационных технологий.

1 этап. Овладение компьютерной грамотностью.

Результат: умею пользоваться текстовым и графическим редактором, составлять презентации.

2 этап. Внедрение информационной технологии в образовательный процесс.

Результат: приобретение учащимися навыков работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.

3 этап. Выход за рамки образовательных программ - участие в творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах.

Результат: высокая результативность участия учащихся в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах различного уровня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...