Картотека "Игры с мячом"
картотека по физкультуре
Картотека игр с мячом для детей 3 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 320.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Актуальность……………………………………………………………………
Картотека № 1 «Игры по расширению словарного запаса и грамматического строя речи»………………………………………………………………………
Картотека № 2 «Игры на пространственную ориентацию и практическое использование предлогов и развитие связной речи»…………………………
Картотека № 3 «Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа»……………………………………………………………………
Картотека № 4 «Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов»……………….
Актуальность
Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.
Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.
Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так - же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года), несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Возможные варианты игр с мячом:
- перебрасывание мяча друг другу;
- прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Игры по расширению словарного запаса и грамматического строя речи | «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход. «В мячик дружно мы играем, Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – …(дождик или дождичек). |
«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Ход. «Мы волшебники немного: Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – …(дожди). | «Мебель для мишутки» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице |
«Лилипуты и великаны» Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом. Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…» Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – …(дождище). | «Из чего сделано?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные. Ход. «Вот предмет, а из чего Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: шкаф из дерева – …(деревянный шкаф). |
«Скажи наоборот» Цель: закрепление слов – антонимов. Ход. «Мы сейчас откроем рот, Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -…(холодный). | «Чья голова? Чей хвост?» Цель: расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных. Ход. «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова», или «Чей у зверя этот хвост? Отвечай-ка на вопрос». Взрослый бросает ребёнку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья? Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья. |
«Какое что бывает?» Цель: развитие памяти и внимания, активизация словаря. Ход. «Тут, конечно, каждый знает, Что бывает круглым? – … (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня). Что бывает длинным? –… (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур). Что бывает высоким? – … (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф). Что бывает зеленым? – … (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье). Что бывает холодным? – … (вода, снег, лед, иней, камень, ночь). Что бывает гладким? – … (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко). Что бывает сладким? – … (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли). Что бывает легким? – … (пух, перо, вата, снежинка). | «Кто как разговаривает» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: |
«Кто что делает?» Цель: подбор глаголов к названиям профессий. Ход. «Никогда мы не забудем, Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – …(строит), повар – …(варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча. | «Жадины» Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имён существительных. Ход. «Дети «жадинами» стали, Взрослый начинает фразу, ребёнок её заканчивает с опорой на вопросительное слово, например: чей стол? - … (мой стол). |
«Животные и их детеныши» Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы). Ход. «Человеческие дети, Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – …(тигрёнок), у льва – …(львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча. | «Лови да бросай - цвета называй» Цель: согласование имён существительных с прилагательными. Ход. «Что у нас какого цвета, Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например: красный – …(помидор), жёлтая - …(репа), голубое - …(облако). |
«Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход. Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: | «Весёлый повар» Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Ход. «Приготовим угощенье, «Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?» Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из ананаса - …(ананасовый сок), варенье из клюквы - …(клюквенное варенье), пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча. |
«Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход. Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. | «Кто где живет? » Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход. Прочитать стихотворение: «Медведь живёт в берлоге, Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живёт?», например: медведь - …(в берлоге). Игра сопровождается перекидыванием мяча. |
«Составь предложение» Цель: развитие умения согласовывать слова в предложениях. Ход. «Мячик прыгать я заставлю, Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом деформированную фразу, например: «девочка, играть, в, мячик». Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например: «Девочка играет в мячик», и возвращает мяч обратно». | «Что происходит в природе?» Человек легко находит, что в природе происходит. Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Взрослый: Дети Солнце — что делает? Светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат. Снег — что делает? Темнеет, тает. Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель— что делает? Звенит. Медведь — что делает? |
«Спрячь мячик» Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Ход. Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их. | |
«Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире. Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. Ход. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. | «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет. Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. Ход. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы Ползают Змеи, гусеницы, черви Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы . |
«Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. Ход. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Взрослый: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д. Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец). | «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи? Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. Ход. Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Взрослый: Собака – Дети: Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает). |
Игра «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит, Ходит, плавает, лежит? Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Взрослый: Идет - Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако). | Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его? Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом. Ход. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает: «Кожаные». Взрослый: Рукавички из меха... Дети: Меховые (Тазик из меди... медный; Медвежонок из плюша... плюшевый; Рукавички из шерсти... шерстяные; Стакан из стекла... стеклянный; Ваза из хрусталя... хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка. |
Игры на пространственную ориентацию и практическое использование предлогов и развитие связной речи. | «Послушный мяч»: Дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …» Какие маленькие слова мы использовали? (взрослый произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к, от) |
«Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход. Дети выполняют задания по инструкции взрослого. Взрослый: В правую руку свой мячик возьми, над головою его подними и перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот — не запутаться б мне. Предлагается взять в руки мячик, и немного с ним поиграть, закрепляя правильное употребление предлогов, выполняя соответствующие движения и проговаривая текст стихотворения | Тема: предлог (С) Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты дружишь? (С Колей). Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.) Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой. «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком. «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты. |
Тема: предлог (НА) Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…) Для детей характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Все эти игры не требуют большого пространства. | «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Логопед: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри! |
«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики. Ход. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе. | «Попади в ворота» Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики. Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков. Ход. По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). От ворот — поворот вправо и наоборот. |
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!» | «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи. Ход. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой. |
«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец» Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве, развитие речи. Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи. Ход. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д. | |
«Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа» | «Мячик — об пол и поймай — да смотри же, не роняй» Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги. |
Выполняется сидя на стульчике.
Вариант 1. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все повторяет всегда. Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты катаешь мяч? Обе ноги мы на мячик поставим, Взад и вперед покататься заставим Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч? Круг на полу нарисуем мячом, только ногами — не лбом, не плечом. | «Вот стоит из стульев ряд. Я ударить в каждый рад» Три-четыре стульчика выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стульчику, ударяет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по его сиденью и т. д. Задания: • Ударяем мячом в каждый стульчик. • Ударяем мячом в первый стульчик один раз, во второй - два раза и т. д. |
«Прыгает и скачет по сиденью мячик» Ребенок обходит вокруг стульчика, производя удары мячом по сиденью. | |
«Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!» Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева — два: Не запутался едва. | «Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!» Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции логопеда, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах. |
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов | Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные взрослым гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно. |
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Педагог: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У | Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу и по мячику стучу Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия. Ход. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ЭЭЭ ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ |
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э | Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу. Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. Ход. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука. |
Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ! Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Ход. Вариант 1. Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. | Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там. Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Оборудование: малые мячи. Ход. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу. |
Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй» Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. Ход. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. | Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова... |
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой» Цель: развитие фонематических представлений, воображения. Ход. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч педагогу, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки. | Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!» Ход. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец |
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. Ход. Педагог говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Ход. Педагог бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок | Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки. Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния. Оборудование: красные и синие(зелёные) мячи из «Даров Фрёбеля» с прикреплёнными буквами( Воскобович), обозначающими гласные и согласные звуки. Ход. Педагог вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается. |
Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас. Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными. Ход. Педагог бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его. | Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй» Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход. Педагог бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР. |
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Ход. Педагог бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. | Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход. Педагог бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65043.jpg)
План-конспект урока по теме: "Ловля и передача мяча. Бросок мяча в кольцо".
Тема урока: Ловля и передача мяча. Бросок мяча в кольцо.Задачи урока:1. Совершенствовать ловлю и передачу мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча...
История развития мяча, упражнений и игр с мячом.
Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств учащихся. Игры и уп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769130-1458148215.jpg)
Открытый урок по физической культуре: "Совершенствование ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведение мяча, бросок мяча после двух шагов"
Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведение мяча, бросок мяча после двух шагов. Цели: Образовательные: Совершенствование техники передачи, ведение, броска ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127255-1350593775.jpg)
Закрепление навыка ведения мяча без зрительного контроля; совершенствование раннее изученных элементов баскетбола (ведение,передачи,ловля мяча, броски мяча в корзину).
Закрепление и совершенствование изученного материала....
Технологическая карта урока.Раздел:Волейбол 8 класс.Тема:Совершенствование технических приемов игры в волейбол (передача мяча, прием мяча, нападающий удар, блокирование, подача мяча)
Технологическая карта урока.Раздел:Волейбол 8 класс.Тема:Совершенствование технических приемов игры в волейбол (передача мяча, прием мяча, нападающий удар, блокирование, подача мяча)...
Конспект урока: Передача мяча, отбор мяча с помощью выбивания мяча
Закрепить комплекс общеразвивающих упражнений с мячами...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-1225597-1583774938.jpg)
Конспект урока "Баскетбол. Ловля и передачи мяча. Ведение мяча с сопротивлением и без сопротивления. Броски мяча в кольцо".
Цель: Создание условий для закрепления техники ведения мяча в движении. Взаимодействие игроков в нападении. Задачи:Образовательные: совершенствовать технику ведения мяча в движени...