КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
учебно-методический материал по физкультуре

Лабузова Евгения Викторовна

Цели и задачи Концепции.

 Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития в современном мире.

 

Задачи Концепции:

- модернизировать содержание учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

- совершенствовать учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета;

- обеспечить условия для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития и физической подготовленности;

- расширить базу информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

- развивать кадровый потенциал в сфере физической культуры;

- повысить у обучающихся мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ

преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

  1. Значение учебного предмета в системе общего образования.

 Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

II. Цели и задачи Концепции.

 Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития в современном мире.

Задачи Концепции:

- модернизировать содержание учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

- совершенствовать учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета;

- обеспечить условия для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития и физической подготовленности;

- расширить базу информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

- развивать кадровый потенциал в сфере физической культуры;

- повысить у обучающихся мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

III. Проблемы преподавания физической культуры.

1. Кадровые проблемы, проблемы содержательного характера, проблемы мотивационного характера, и методического характера.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:

- преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

- интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

- системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

- формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

- единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

- механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

- возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы мотивационного характера.

В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:

- несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;

- несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

- неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

1. Кадровые проблемы.

 В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

- системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

- процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;
- механизмам межведомственного сотрудничества по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

4. Проблемы методического характера.

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

- созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры;

- методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

- современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

- развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

- созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

- современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета.

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания.

Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

- реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

- преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

- участие в деятельности школьных спортивных клубов;

- демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

- освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения.

 В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

- совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

- совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

- использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

- разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

- создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

- создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

- создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

- разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурноспортивной инфраструктуры;

- обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

- организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

- обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

- создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

- усовершенствовать контрольные измерительные материалы для промежуточной аттестации с учетом физических качеств и тестирования знаний по физической культуре;

- усовершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

- совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

- регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как форму внеурочной деятельности;

- модернизировать технологии преподавания учебного предмета в соответствии с периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

- обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

- совершенствовать технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

- использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

- в ходе достижения планируемых результатов учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни.

 Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

- обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

- обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

- обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

- разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

3. Развитие информационных ресурсов.

 Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

- форматы организации индивидуальной деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

- банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

- функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала.

 В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

- модернизировать программы подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»);

- обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

- совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения;

- личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития;

- привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

- совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

- разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

- совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

- уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____  КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...

Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях, реализующих федеральные образовательные программы.

С 1 сентября 2023 года школы перешли на новые федеральные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего о...