Плоскостопие и борьба с ним
методическая разработка по физкультуре

Методическая разработка  Тема. Плоскостопие и борьба с ним в условиях учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploskostopie_i_borba_s_nim.doc114.89 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Методическая разработка  

Тема. Плоскостопие и борьба с ним в условиях учебного процесса.

                Руководитель физического воспитания

 

                                                  Чистяков Е.И.

        

2020

ПЛОСКОСТОПИЕ  И  БОРЬБА С НИМ

Если внимательно посмотреть  на стоящих — на ули це, в транспорте, в  колледже и даже дома — большинство подрост ков, молодых и пожилых людей опираются на одну ногу, а другая по лусогнута в коленном суставе. Долго в такой позе не продержаться, поэто му через две-пять минут стоящий меняет ноги: переносит тяжесть тела с одной на другую. Причем обычно более длительный срок человек привыкает стоять на какой-нибудь од ной ноге, предположим, на правой — пять минут, а на левой — одну.

Что же происходит из-за этого в организме? Прежде всего возникает асимметрия уровня рельефа шеи, од но плечо опускается вниз, смещается уровень лопаток, гребешков под вздошных костей, мышцы всей поло вины тела со стороны полусогнутой ноги расслабляются, а мышцы другой половины тела перенапрягаются. В ре зультате нарушения осанки искривляется позвоночник, растягивается связочный аппарат позвонков (осо бенно в поясничном отделе), на ступают изменения краевой части тела позвонков — развивается остеохонд роз с болевым синдромом, а воз можно, и с выпадением межпозво ночных дисков.

Дети, как правило, подражают родителям, и если родители не сле дят за собой, последствия особенно опасны для детей: у них настолько нарушается осанка, что это приводит не только к искривлению позвоноч ника, но и к реберному выпячи ванию — у детей появляется горб. Мой опыт работы с учащимися показывает, что современные подростки очень часто имеют нарушения осанки, вплоть до патологий. Особенно часто студенты имеют плоскостопие, на которое, к сожалению даже родители не обращают должного внимания.

Ноги и позвоночник человека со ставляют основу опорно-двигатель ного аппарата; от их функциональ ного состояния зависят правильная осанка, изящная походка, грациоз ность и ловкость, а в конечном сче те — красота.

Обратите внимание на девушек, женщин, идущих в сапогах или туфлях на каблуках. У многих одна нога, а то и обе пяткой повернуты вовнутрь под углом 5—15°, то есть искривлены в голеностопном суставе. Это настолько распространенное явле ние, что мы уже не замечаем такую «косолапинку». Избавиться от нее не сложно: стоит обратиться в ортопеди ческую мастерскую и вложить внутрь обуви индивидуально сделан ный супинатор, как дефект исчезнет. Если же не сделать этого вовремя, наступит стойкая деформация стопы, будет расти пяточная «шпора», де формируется свод стопы и пальцев, появится расширение вен и отложе ние солей в суставах. Таковы серьез ные последствия, казалось бы, мелко го дефекта.

Особенно опасно легкомыслен ное отношение к плоскостопию. А ведь гораздо легче предупредить его развитие, чем впоследствии бо роться с ним. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное.

Врожденное плоскостопие требует особого внимания матери, заниматься с ребенком надо уже через две неде ли после рождения. При каждом пеле нании 10—12 раз в день осторожно прогибайте свод стопы, держа одной рукой за пятку и голень, а другой — за свод стопы и пальцы (6—8 раз на каждой ноге); после этого масси руйте подошвенную сторону стопы. Держать стопу надо двумя руками, а большими пальцами рук от пятки к пальцам глубоко массировать по дошву (10—12 раз каждую ногу). В ползунки вкладывайте плотно сло женный ватный валик (такой, как вкла дывают зубные врачи в рот). Распола гайте его поперек стопы, под сводом, чтобы он немного прогибался.

Когда ребенок научится сидеть, под стопы подкладывайте круглую палку (диаметром 1,5—2 см) и учите его прокатывать эту палку по полу. Как только ребенок начнет вставать, в обувь поперек свода стопы также вкладывайте плотный ватный валик.

Когда ребенок начнет ходить, сле дует заказать ему супинаторы и при ступить к регулярному выполнению упражнений, рекомендуемых при

плоскостопии. В летнее время обя зательна ходьба босиком по песку. Пассивное выгибание свода стопы, мас саж и упражнения при плоскостопии, ношение супинаторов продолжаются до 3—5 лет, пока не восстановится нормальный свод стопы. Специальные упражнения нужно продолжать как профилактическую меру.

Приобретенное плоскостопие мо жет развиться по разным причинам, например в результате травм, но чаще всего оно появляется с воз растом. Начиная с 40 лет — особен но для женщин — в целях профи лактики возрастного плоскостопия рекомендуется ношение во всякой обуви (сапоги, туфли, тапочки, кеды, кроссовки) индивидуальных супина торов. Возрастное плоскостопие ве дет к расширению сосудов ног, отеч ности, деформации пальцев стоп (особенно большого пальца) и пяточ ных костей (пяточные «шпоры»), су дорогам в икроножных мышцах, бо левому синдрому ног. Возрастное плоскостопие, особенно у женщин, приводит к болям в поясничной об ласти; оно меняет осанку, походку, мешает легкости передвижения.

Опасность такого дефекта осанки как плоскостопие, и его широкое распространение среди студентов требует от меня применение мер профилактики и борьбы с ним. Ниже я предлагаю комплекс  наиболее эффективных физических упражнений для профилактики  и лечения плоскостопия, используемый мной в преподавательской практике.

  1.  Исходное    положение   (и.    п.):
    сидя, ноги согнуты в коленях под пря мым   углом, руки   опущены.   Поднять носки    стоп    и    опустить.    Повторить  10—20   раз.   Темп   средний.   Дыхание свободное.
  2.  И.   п.   то  же.   Поднять  пятки   и опустить. Повторить 10—20 раз. Темп средний.    Дыхание    свободное.
  3.  И.   п.   то  же,   ноги   соединены. Развести носки ног в стороны и свести, не   отрывая   ног   от   пола.   Повторить 10—20   раз.   Темп   средний.   Дыхание свободное.
  4.  И.   п.  то же.   Развести  пятки   и свести, не отрывая ног от пола. Повто рить 10—20 раз. Темп средний. Дыха ние свободное.
  1.  И.п.     то     же.     Одновременно поднять   носок   правой   ноги   и   пятку левой    ноги    и    наоборот.    Повторить 10—20   раз.   Темп   быстрый.   Дыхание свободное.
  2.  И.п. то же. Не отрывая от пола стоп, одновременно развести носки в
    стороны,     затем     пятки,     передвигая таким  образом   ноги   на  6—8  счетов.
    Так   же   вернуться   в   и.п.   Повторить 4—6  раз.  Темп   медленный.   Дыхание свободное.
  3.  И.п.  то  же,   под  стопами   гим настическая   или   любая  другая   палка диаметром     5—8     см.     Прокатывать палку стопами  от  носков  до  пяток  и обратно в течение 1  мин. Прокатывая, стараться,   чтобы   палка   была   плотно прижата подошвой стопы. Темп сред ний. Дыхание свободное.
  4.  И.п.   то  же,   стопы   ног  соеди нены,    под    сводом    палка.    Развести стопы    (стараясь    не    оторваться    от палки) и свести. Повторить 10—20 раз. Темп   средний.   Дыхание   свободное.
  5.  И.п. то же,  под стопами  рези новый  мяч.  Прокатить  мяч  от  носков до  пяток   и   обратно   в   течение  0,5—1    мин.    Прокатывая    мяч,    стараться, чтобы    стопы     плотно     прижимались к  мячу.  Темп  средний.  Дыхание  сво бодное.
  1.  И.п. то же, стопы ног на полу. Подогнуть пальцы и,  не отрываясь от
    пола, передвинуть вперед пятки;  про двинуться   на  6—8  счетов   и   так  же, подгибая пальцы, вернуться в и.п. Пов торить    10—20    раз.    Темп    средний. Дыхание свободное.
  2.  И.п. то же.  Ходьба на месте с подогнутыми  пальцами   15—20 с.   За тем  с  подогнутыми  пальцами  ходьба на    наружном    крае   стоп    15—20   с; разогнув   пальцы,    ходьба   на    пятках 15—20 с и на носках 15—20 с. Закон чить упражнение ходьбой на месте на полной стопе (10—20 с). Темп медлен ный. Дыхание равномерное.
  3.  И.п. то же,  правая нога лежит на колене левой  ноги.  Круговые движения  в   голеностопном  суставе  пра вой ногой  по часовой стрелке и  про тив нее по 10 раз в каждую сторону.  Темп средний. Дыхание равномерное. То  же   повторить   левой   ногой.
  1.  И.п.:  стоя, руки свободно опу щены  вдоль тела.  Ходьба с  подогнутыми пальцами стоп 0,5 мин; ходьба с подогнутыми   пальцами   на   наружном крае стопы 0,5 мин; ходьба на пятках 0,5   мин;   ходьба   на   носках   0,5   мин; ходьба   на   полной   стопе  0,5   мин.
  2. И.п.:   нога,   согнутая   в   колене, в упоре о край табуретки.  1.  Правой рукой    опустить    мизинец    вниз,    ле вой — поднять     безымянный      палец вверх, затем наоборот. Таким образом проработать все пальцы по 5 раз каж дый.   2.   Держа   левой   рукой    пятку,
    правой рукой поднять и опустить паль цы вверх  и вниз  4—6  раз;  растирать подошву и тыльную поверхность сто пы    от    пальцев    до    голеностопного сустава   15—20  с.   3.  Пальцами   обеих рук   разминать    и   растирать   основа ния  пальцев  ног  с  подошвенной  сто роны 0,5 мин,  разминать и растирать пятку    0,5    мин,    затем    массировать двумя  руками   стопу  со   всех   сторон от   носка   к   голеностопному   суставу 0,5   мин.   4.   Обхватить   кистями   рук
    правую    ногу    в    области    лодыжки, производить    глубокие    массирующие поглаживания   от   голеностопного   до коленного   сустава,   затем   разминать и   снова   поглаживать,   повторяя   каждый  прием по  10 раз. Так же масси ровать   бедро   от   коленного   сустава до   паховой   области,   повторяя   каж дый    прием    10    раз.    В    заключение  массировать    всю    ногу    от    голеностопного  сустава  до  паховой  области 10 раз. То же повторить на левой ноге.

Если плоскостопие развилось в результате травматических повреж дений лодыжек, голеностопного суста ва, костей стопы, после снятия гипсовой повязки предписывается обязательное ношение супинаторов и выполнение всех описанных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе

: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...

Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом

Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Статья "О роли бурятской национальной борьбы в развитии спортивной борьбы"

О роли национальной борьбы в развитии спортивной борьбы...

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»...

Консультация "Что такое плоскостопие. Причины плоскостопия"

Плоскостопие — что это такое? Разговор об этом заболевании надо начинать с рассказа о том, что вообще представляет из себя стопа....