Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе
методическая разработка по истории на тему

Зайцева О.И.

 

: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память народа веками свято хранит имена отважных воинов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 14

Разработка урока учителя истории

Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 14

Зайцевой Ольги Ивановны

2012 г.

Урок: Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе.

Задачи урока: 1.Воссоздать панораму героического прошлого восточных славян, русского и других народов нашего Отечества.

2. Обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками.

3. Пробудить интерес у учащихся к истории своего края, перелистывая ряд героических страниц боевого прошлого.

Основные понятия и термины: иноземные захватчики; военное искусство; интервенция.

План: 1 страница. Борьба славянских племён против кочевников и Византии. Значение этой борьбы.

2 страница. Величие подвига народа в период борьбы с монголо-татарским нашествием.

3 страница. Борьба с польско-шведской интервенцией. Хроника событий, в которых принимали участие клинчане.

4 страница. «За землю русскую».

5 страница. «Вопрос - ответ» - игра, цель которой повторить и закрепить пройденный материал.

Эпиграф: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память народа веками свято хранит имена отважных воинов»

(А. Митяев).

Задание: 1. Оцените значение эпиграфа.

Вопросы: 1. Почему в народе жива память о подвигах борцов против иноземных захватчиков?

Вступительное слово учителя: Все народы гордятся воинской славой предков. Мы имеем особенное право на такую гордость. Средневековые летописцы нередко называли Москву «Третьим Римом», указывая на её историческую роль в судьбах не только славян, но и соседних народов Европы и Азии: сила и слава Рима и Константинополя, «Второго Рима», приобретались в ходе захватнического наступления на соседей, в то время как сила Москвы, её слава и авторитет добывались в безмерно тяжкой, кровавой борьбе с самыми сильными и жестокими поработителями своего времени, и борьба эта длилась на протяжении веков. Восточные славяне уже в V – VIII веках вели непрерывную и суровую борьбу, отстаивая своё право на существование в войнах с кочевыми племенами. На приазовские, прикаспийские, причерноморские степи нападали орды кочевников. Они доходили до лесостепей Приднепровья, Подонья и далее до лесных районов. Историки подсчитали, что во II половине XI – начале XIII века было отражено почти 5 десятков набегов и походов половцев. Как минимум, раз в три года пылали русские города, а жители брались за оружие, в борьбе против кочевников закалялось мужество воинов, росло воинское искусство.

Задание: 1. По карте « Киевская Русь в IX -  начале XIIв.в.» определить какая опасность вторжения угрожала славянским племенам в IX–Xв.в.?

2. Какова роль в защите славянских племён-земель от набегов печенегов князей Святослава и Владимира?

3. Как боролся с половцами Владимир Мономах. Рассмотрите старинный герб древнего Киева –крылатый воин символизирует необходимость постоянной военной готовности.

4. Почему ослабла оборона Руси от натиска степных кочевников в XII в.? Какие уроки извлекли летописцы, автор «Слова о полку Игореве» из поражения войск князя Игоря?

Более 750 лет минуло с той поры, когда бесчисленное войско Батыя подступило к дубовым стенам Москвы. К тому времени более 700 племён и народов были покорены монголо-татарскими завоевателями. Многие и них бесследно исчезли с земли. В развалинах и пепле лежали многочисленные империи Китая, перестал существовать Великий Хорезм, разграблены были Иран, Индия, Восточный Халифат. Слезами, кровью и огнём захлебнулись ВолжскаяБулгария, Великое рязанское княжество. Однако в эти чёрные годы поля и дороги Руси стелились гладкой скатертью под коптами ордынских коней. Гудели набатные колола Твери и Ростова, собирались тысячные отряды, Русь сдерживала беспощадных завоевателей-кочевников.

Задание: На основе сообщений заполните таблицу: «Летопись борьбы г. Клина и иноземными захватчиками.»

Период борьбы

С какими врагами воевали

Итоги

Не обошли эти события стороной и Клинскую землю. Запустели сёла и деревни; крестьяне и ремесленники стонали под непосильным гнётом иноземных поработителей. Повсюду вспыхивали восстания против ненасытных боскаков – татарских сборщиков дани 1238г. Батый проходит через Дмитров-Клин на Тверь. «Иные взяли городец и по Волге все города разорили доТалина Московского: другие Юрьев взяли, Переславль, Дмитров, Тверь, Кашин и Волок и всё разорили до Торжка, так что не было нигде места, где бы не воевали, и за один только месяц февраль взяли 14 городов, в том числе и Клин.»

До конца первой четверти XIIIвКлину был расположен на территории Ростово-Суздальской Руси. С образованием Тверского самостоятельного княжества, стал пограничным городом этого княжества. Примерно 1241-1243гг. с укреплением Московского и Тверского княжеств усиливается соперничество между ними. Ожесточённая борьба доходила до открытых войн: оба княжества были сильнейшими из русских княжеств. Прикрытые со стороны Золотой Орды окраинными русскими землями, они меньше других страдали от татарских набегов. Оба занимали выгодное географическое положение – в центре важнейших речных и сухопутных дорог. В Клину, стоящем на пути из Москвы в Тверь, часто происходили кровавые столкновения. Об этом свидетельствуют летописи. В 1317г. через Клин на Тверь вёл своё войско князь Московский Георгий Данилович и Клин был разорён. Спустя два года проходили войска Юрия Милославского – князя Суздальского, город был сожжён. Летописец писал: «В лето 1317 до зимы князь великий Юрий Данилович Московский с Кавгадыем и со многими татары и со князи Суздальскими и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переславлю, и от Переславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину» (П. с русских летописей, т. 10 с. 180-181).

В течение 3-х месяцев Юрий с Суздальскими князьями и татарами грабили и опустошали весь край, а 1918 году в Вертявине (ныне с. Городня) была подписана грамота князем Тверским Михаилом Ярославовичем с князем Московским Юрием Даниловичем после разгрома войск Юрия тверского ратыо при селе Бортянове. Наступает время правления Московского князя Ивана Калиты. Воспользовавшись восстанием в Твери против татар в 1317г. с большим татарским войском, Калита вторгся в пределы Тверского княжества, наказав Клин в числе других городов «за непосмираение». Сёла и города Тверской земли были переданы огню и мечу. Взяты Тверь и Кашин. Вообще Иван Данилович и рать хана «грады полостипусты сотворила». После княжения Калиты, которое для Москвы было началом первых крупных успехов в истории её возвышения и «собирания» русских земель под властью Московских князей, важнейшим этапом в процессе объединения разорённой Руси Москвою, явилось время великого Московского князя Дмитрия Донского.

Уже не на далекой окраине, не в стороне от этих событий стоял Клин. В августе 1370г. посланная князем Донским в Тверскую землю рать всё предала огню и мечу и возвратилась в Москву с большими трофеями и пленными. В 1375 году войско Дмитрия Донского, вновь на Тверь, не обошло Клина. Поход,  в котором участвовало 17 русских князей закончился тем, что Тверь- старая соперница Москвы, подчинилась ей. Тверской князь Михаил признал себя «братом малодшим » московского князя. Долго ещё «пришлось нашему народу вести борьбу за своё » освобождение. После смерти Тимура Эмир Едыгей объединил значительную часть Золотой Орды. В 1408 году Едыгей внезапно появился у стен Москвы. Хотя татары и не смогли овладеть городом, однако подвергли жестокому опустошению его окрестности и сожгли ряд городов. Не взяв Москвы, Едыгей вынужден был  зимовать у её стен. Он вызвал к Москве тверского князя с пушками, стенобитными орудиями, тюфяками и самострелами. Иван Михайлович с тверским войском медленно двигался к Москве. Дойдя до Клина, отправил сопровождавших его татарских посланцев, а сам возвратился в Тверь. Так он поступил «дабы ни Едыгеяразгневати, ниже великом князю(московскому) погрубити, и обоим обоеваизбежа, премудра бо сна сотвори…». Отступив от Москвы «тое же зимы Едыгея рать» вторглась в Тверскую землю. «Взяла волость Клинскую», много жителей убили, а иных увезли в невомо.(П. с русских летописей, т. 34, с. 157.). Отдельные отряды татарские – «загоны» - подходили к Клину, город взять не могли. «Государь всея Руси великий Московкий князь Ивана III дважды водил войска на Великий Новгород в 1471 и 1478 гг., принудив его признать свою власть и полностью лишив его прежней независимости.» В 1478г., оставив своего сына Ивана, он выступил в поход на новгородцев «за их преступление казнити войною». В этом походе принимал участие татарский царевич Данзяр, который шёл на Новгород через Клин и Тверь к Торжку на соединение с Иваном III. Подавив выступление новгородцев, 5 марта 1478г. увёз вечевой колокол-символ свободы Великого Новгорода и установил его в Успенском соборе Московского кремля. Толпа горожан наблюдала, как везли этот Иванов трофей через Клин. В 1480 г. Русь окончательно сбросила монголо-татарское иго, почти два с половиной столетия тяготившее над нею. В 1485г.  Тверское княжество, а вместе с ним и Клин, было окончательно присоединено к Москве. Клин вместе с другими городами был описан на Великом княжении Московском, а земли разделены на «сохи», для платежа казённых податей.

Событиями глубокого драматизма вступило молодое централизованное государство в XVII век. Правящие круги Польши и Швеции предприняли интервенцию в нашу землю. Не последнее место борьбе русского народа с интервентами занимали клинчане, вложившие свою лепту в народную борьбу с иноземными захватчиками. Вот краткая хроника тех событий, в которых клинчане принимали самое активное участие. 1609г. М.В. Скопин-Шуйский с русскими и шведскими отрядами вышел из Новгорода в Тверь, Переславль-Залесский. Отряд двигался по районам, охваченным народным движением, что облегчало и ускоряло их окончательное освобождение от польских интервентов.1610г. интервенты под командованием Я.Сапеги с польской конницей в 1000 человек подступило под с. Капилово в 3 верстах от Троицкой лавры, куда Скопин прибыл раньше. Поляки отказались от нападения и Сапога вернулся в Дмитров. Войска И.Куракина 20 февраля вели сражение с отрядами за Дмитров. Сражение закончилось поражением поляков. Сапега поджог крепость, уничтожил тяжёлые пушки и отступил от Дмитрова по направлению к Смоленску, по пути захватил Иосиф монастырь, где оставил свой гарнизон, преследуя противника; один из отрядов И.Куракина совершил поход на лыжах от Дмитрова к Клину. Освобождение Дмитрова войсками Скопина усилило разногласие и разброд в Тушинском лагере. Группа русских бояр и дворян встала на путь национальной измены. В этом же году был заключён договор между тушинскими верхами и польским королём Сигизмундом о становлении на русский престол польского королевича Владислава.

1611г. Есть основания полагать, что после распада тушинского лагеря «русских тушинцев», войско в этом году находилось в Клину. Современная улица Гагарина, бывшая до Октябрьской революции 1917г. Воскресенской, ранее называлась Тушинка – там стояли лагери войска Лжедмитрия II. Тушинский вор был убит в Калуге в декабре 1610г. (Карамзин. История государства Российского, т.12, гл. 4).

1612г. во многих областях русской земли хозяйничают отряды польских интервентов им помогают бояре-изменники. Но в русском народе нашлись силы, которые смогли отравить наших врагов. В народное ополчение влились и наши земляки-клинчане, и общими усилиями 26 октября ополченцы вступили в Московский Кремль, Москва была полностью освобождена.

1618г. Пришёл в те поры на Клин пан Соколовский со многими людьми. Клин успешно выдержал осаду войск интервентов пана Соколовского. Для отпора захватчиков князь Д. Пожарский, вотчина которого была близ Клина, состоящая из деревень Декушино, Золино, Ясенево, Мальцево, послал своего ближайшего родственника – племянника Д.П. Пожарского – Лопату в района Клина, где его внезапно атаковали поляки и он вынужден был укрыться в Клинской крепости. Русские залпы успешно отбили атаку интервентов и вывезли царские запасы в Тверь. После безуспешных попыток овладеть городом, интервенты вынуждены были снять осаду. По народному приданию, клинчане мужественно сражались с поляками близ местечка Вражий стан.

Задание: По карте проследить ход борьбы и назвать места основных сражений с польско-шведскими феодалами.

Учитель: Часто приходилось отбиваться русскому государству то с юга, то с востока, то с запада, то с северо-запада. И выросли на границах крепости: Корела, Орешек, Копорье и Ивангород, Изборск и Пеков, Смоленск и Свияжеск. (работа с картой).

Задание: Прослушайте отрывки и определите, о каких событиях говорится, когда они происходили?

1. «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от того возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, дворы свои продавать, всё отдать… чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

(Речь Кузьмы Миника о созыве народного ополчения.)

2. «Всё глуше и диче становится лес!

-Куда ты завёл нас?- лях старынно вскричал.

- Туда, куда нужно,- крестьянин сказал. -Предателя, мним, вы во мне нашли, их нет и не будет на русской земли. В ней каждый отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит!»

(Из поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»).

3. «И была тут страшная сеча. И тут обратились враги в бегство, и никуда им было не убежать, и убивали их на семи верстах по льду, и пало рыцарей 500, а в плен взяли 50 знатных немецких воевод.»

(«Невская битва», 5 апреля 1242г.)

В заключении урока с целью повторения и закрепления материала проводится игра «вопрос - ответ».

Игра «вопрос - ответ» состоит из двух этапов:

«Вопрос» - эта часть игры требует от учащихся умение навыки принимать решения, рассуждать, знать о проблемах, задачах, связанных с изученным историческим материалом.

«Ответ» - формирует умение выражать свою точку зрения, высказывать суждение, положение по данному вопросу, эта часть игры базируется на знании пройденного материала.

Таким образом, игра имеет важное значение для углубления знаний учащихся об исторических деятелях, для формирования исторического мышления, для понимания главного и существенного.

1. Игра поводится в конце урока, 5 минут.

2. Проводится письменно, на листках.

Действия участников игры:

Учитель перед началом игры выбирает 3-х ассистентов, каждый из которых отвечает за работу указанного ряда.

Ассистенты раздают всем учащимся чистые листы.

Учащиеся по команде учителя записывают свою фамилию и любой вопрос по пройденному материалу в течении 1,5 минут.

Ассистенты по истечению времени забирают у учащихся их листочки, но уже с вопросами. После этого они перемешивают все собранные листочки и раздают их вновь ученикам.

Учащиеся, получив листок с вопросом, пишут уже под вопросом свою фамилию и отвечают на вопрос в течении 1, 5 минут.

Ассистенты по окончанию времени собирают листочки, садятся за последнюю парту и оценивают работы учащихся.

Контроль: Правильные ответы откладываются в сторону. Подводится общий итог.

Итог: Часть неправильных и правильных ответов зачитываются и анализируются учащимися и учителем.

Условия игры:

1. Вопросы задаются только по пройденному материалу.

2. Вопрос должен быть содержательным(например: какое событие произошло в 1242г.? Кто такой Александр Невский?)

3. Не искажать исторические понятия при составлении текста вопроса и ответа.

4. Соблюдать игровое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ

  Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества....

Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны» тема: «Мы – большая семья»

             Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны»...

«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс

Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс                                          ...

«Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом»

Урок на тему: " Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом" нацелен на то, чтобы формировать у учащихся гражданскую идентичность, ценностное отношен...