: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

1этапурока
Обобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев в Новгородскую землю, отвечают на вопрос «Почему люди воюют?», написав ответы на чистом листе электронного учебника.

2 этап урока.

 Первичное закрепление пройденного материала  при фронтальной работе учащихся: решение тестов (в виде раздаточного материала), ученики отвечают на чистом листе учебника, первые три ученика, ответившие быстрее других, подходят к учителю для проверки. Затем ответы зачитываются, ученики делают пометки в учебниках и ставят друг другу отметки.

3 этап урока.

Работа учеников по исследованию причин победы русских на Чудском озере (заполнить таблицу на чистой странице электронного учебника). Таблица показывается на слайде в презентации к уроку. Учитель называет правильные ответы, ученики сравнивают свои ответы и делают выводы, которые представляют-классу.
Затем учитель подводит итог данного этапа, приводя комментарии.
4этапурока.
Учитель ставит перед учениками проблему: "Кто изображен на картине? О каком событии идет речь? Опишите его".
5 этап урока.

 Осуществляется промежуточный контроль полученных знаний:

1.Работа с источником. Отрывок из «Жития Сергия Радонежского» давался ученикам на дом вместе с вопросами по источнику, используя закладки, ученики сдают листы с ответами учителю для проверки.
2.Тестирование, учащиеся выполняют самостоятельно.

   6 этап урока.

Ученики подводят итоги Куликовской битвы, которые они сделали ,        готовясь к уроку обобщения, дома.

 7 этап урока.

Ученикам на дом было дано задание: ответить на вопрос «Почему имя России – Александр Невский», используя закладки

Ученики зачитывают свои ответы. Затем учитель делает общий вывод.   Результаты заносятся в электронный журнал

  8этапурока.
Домашнее задание: творческая работа -  создать презентации по темам: "Александр Невский - имя России", "Куликовская битва".  Работа по группам . Она будет оцениваться и классом, и учителем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeu.docx20.59 КБ
Файл meropriyatie_6_klassy.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Название работы:  На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
Предмет-история
Класс - учащиеся 6 класса

Цели,задачи:
модель организации учебного процесса с применением средств ИКТ- один ученик-один компьютер;+компьютер на столе учителя + проектор+экран
. Повторительно-обобщающий урок: организационный момент; вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изученных тем, сообщается цель и план урока; организация коллективной работы учеников с электронными ресурсами коллекции и ИМЭУ. Проверка результатов работы. Цели, связанные у учащихся  с развитием информационно- технологических компетенций. Способствовать использованию и совершенствованию средств и способов получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (работа с текстом, определение понятия, решение тестов и др.); обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (работе с источником, заполнении таблиц, и др.); обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты. Роль ученика на уроке- принять участие в работе с электронными ресурсами ИМЭУ, выполнить поставленные учителем задачи. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом .

Методические приемы использования ИМЭУ, которые были использованы на уроке:

  1. фронтальный опрос, при котором ответы учащиеся пишут на чистом листе учебника и показывают учителю и классу,
  2. использование заметок в учебнике, которые делали на прошлых уроках, для быстрого поиска нужного материала,
  3. работа с учебником при изучении нового материала: поиск ответов на вопросы учителя, отметки в тексте, составление заметок,
  4. работа со словарем учебника с использование закладок, 
  5. работа с документами-источниками в учебнике ИМЭУ.

 планируемые результаты- освоение тем, формирование познавательной и коммуникативной  компетенции в процессе решения проблемных задач, поставленной проблемы.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. 6 класс.

Поурочные разработки к учебнику История России с древнейших времен до конца 16 века. Данилов А.А.

Пчелов Е.В. История России. 6 класс.

 Электронный атлас «История с древнейших времен до 16 века»

Ссылка на ЭОР в ЕОК http://collektion/edu.ru/catalog/res/00000c76-2000-4ddd-1a4d-4400

/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/789f1429-0ea8-47b3-80ef-a4e82fdc1361/view/

Схема «Потомки Александра Невского

http://fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

http://fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

http://fcior.edu.ru/card/514/kontrol-aleksandr-nevskiy-voin-i-diplomat.html

Александр Невский. Борьба с экспансией с Запада

http://fcior.edu.ru/card/11770/borba-protiv-ordynskogo-iga-kulikovskaya-bitva.html

Куликовская битва

ключевые слова: иноземные захватчики, рыцари- крестоносцы, летопись, иго, выкуп, дань

автор:   Хуснутдинова Гулсара Хасановна                                                                 (e-mail:gulsarahasanovna@mail.ru)

место работы: РеспубликаТатарстан, г. Арск, МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» (МБОУ «АСОШ №1»)


1этапурока

Обобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев в Новгородскую землю, отвечают на вопрос «Почему люди воюют?», написав ответы на чистом листе электронного учебника:1. Желание присвоить чужие богатства. 2. Желание завладеть чужой территорией. 3. Желание иметь власть над людьми. 4. Желание заставить людей другой страны работать на себя.

Затем ученикам демонстрируются высказывания, те должны определить, кому они принадлежат: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!», «Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». Ученики записывают и отвечают , в связи с чем они были сказаны. Делается общий вывод.
2 этап урока.

 Первичное закрепление пройденного материала  при фронтальной работе учащихся: решение тестов (в виде раздаточного материала), ученики отвечают на чистом листе учебника, первые три ученика, ответившие быстрее других, подходят к учителю для проверки. Затем ответы зачитываются, ученики делают пометки в учебниках и ставят друг другу отметки.

  1. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп   б) дань  в) налог

2.  Первый удар в 1240 году на Северо – Западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы   б) шведы  в) рыцари-крестоносцы

3.  Укажите имя, выпадающее из общего ряда:

Князь Иван Калита, князь Дмитрий Иванович, Мамай, Дмитрий Боброк, Сергий Радонежский.

4. В каком году произошла Невская битва?

а) 1242     б) 1240   в)  1643

5. С кем была битва на Чудском озере?

а)  немецкими рыцарями   б)  монголо - татарами  в) шведскими рыцарями

6. Какое прозвище получил князь Александр Ярославович после битвы?

а) Донской  б) Невский  в) Красное Солнышко

7. В чем причина победы русских воинов?

а) лучшее вооружение   б)  численное превосходство  в) талант полководца  
3 этап урока.

Работа учеников по исследованию причин победы русских на Чудском озере (заполнить таблицу на чистой странице электронного учебника). Таблица показывается на слайде в презентации к уроку. Учитель называет правильные ответы, ученики сравнивают свои ответы и делают выводы, которые представляют классу.
Затем учитель подводит итог данного этапа, приводя комментарии.
4этапурока.
Учитель ставит перед учениками проблему: "Кто изображен на картине? О каком событии идет речь? Опишите его".
5 этап урока.

 Осуществляется промежуточный контроль полученных знаний:

1.Работа с источником. Отрывок из «Жития Сергия Радонежского» давался ученикам на дом вместе с вопросами по источнику, используя закладки  [странице 160], ученики сдают листы с ответами учителю для проверки.
2.Тестирование, учащиеся выполняют самостоятельно:

Какие пары из указанных были современниками?

  1. Князь Александр Невский и Батый
  2. Князь Александр Невский и Тохтамыш
  3. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
  4. Князь Дмитрий Донской и Александр Невский
  5. Князь Александр Невский и Дмитрий Донской
  6. Князь Дмитрий Донской и Мамай  

Ответы оформляются в виде пометок в учебнике

  6 этап урока.

   Ученики подводят итоги Куликовской битвы, которые они сделали ,        готовясь к уроку обобщения, дома.

  1. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской
  2. Выросло значение Москвы и московского князя
  3. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной
  4. Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

   7 этап урока.

Ученикам на дом было дано задание: ответить на вопрос «Почему имя России – Александр Невский», используя закладки                       [страницы 116;117;118;121].

Ученики зачитывают свои ответы. Затем учитель делает общий вывод.

  Результаты заносятся в электронный журнал

    8этапурока.
Домашнее задание: творческая работа -  создать презентации по темам: "Александр Невский - имя России", "Куликовская битва".  Работа по группам . Она будет оцениваться и классом, и учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На полях русских сражений (повторительно-обобщающий урок) Не в силе бог, а в правде! А. Невский

Слайд 2

Почему люди воюют? Желание присвоить чужие богатства Желание завладеть чужой территорией Желание иметь власть над людьми Желание заставить людей другой страны работать на себя

Слайд 3

Кому принадлежат слова: Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться! В связи с чем они были сказаны?

Слайд 4

Александр Невский (1220 - 1263) С ын князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. был князем Новгородским и возглавлял русские войска в Невской битве и Ледовом побоище. За победу над интервентами получил прозвище «Невский». Александр Невский проявил себя как талантливый полководец, расчетливый и дальновидный политик. После монгольского нашествия он отказался от предложения папы Римского о совместной борьбе с монголами , понимая, что пока Русь слишком слаба. Своей политикой он способствовал сокращению разорительных набегов татар. Александр Ярославич много сделал для укрепления великокняжеской власти и порядка в стране. Умер в Городце, возвр а щаясь из Золотой Орды. Был причислен церковью к лику святых.

Слайд 5

Что выплачивала Русь Золотой Орде? а) выкуп б) дань в) налог Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли: а) монголы б) шведы в) рыцари-крестоносцы Укажите имя, выпадающее из общего ряда: Князь Иван Калита , князь Дмитрий Иванович, Мамай, Д. Боброк , Сергий Радонежский,

Слайд 6

В каком году произошла Невская битва? в 1242 году в 1 240 году в 1613 году С кем была битва на Чудском озере? с немецкими рыцарями с монголо - татарами со шведскими рыцарями А Б В А Б В

Слайд 7

Какое прозвище получил князь Александр Ярославович после битвы? Донской Невский Красное Солнышко В чём причина победы русских воинов? ч лучшее вооружение численное превосходство талант полководца А Б В А Б В

Слайд 8

Исследование причин победы русских на Чудском озере Причины Русские воины Немецкие рыцари 1. Какие цели преследовали 2. Выбор места сражения 3. Расстановка сил 4. Военное снаряжение, доспехи воинов Освободи тельные Захватни ческие Апрель, лёд Чудского озера Лёгкие Тяжёлые Клин («свинья») Усилены фланги, засадный полк

Слайд 9

Сергий Радонежский (1321 – 1391 Один из наиболее почитаемых русских святых. Родился в семье боярина, при крещении получил имя Варфоломей. В 1330 – 1340 гг. основал Троицкий монастырь (совр еменная Троице-Сергиева Лавра). Ввел общежитийный устав, который распространился впоследствии на остальные русские монастыри. Был доверенным лицом московского князя Дмитрия Ивановича Донского, помогал ему в подготовке к Куликовской битве, улаживал конфликты между московским князем и другими русскими князьями.

Слайд 10

Прочитайте отрывок из Жития Сергия Радонежского и ответьте на вопросы: Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь. Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал. Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.

Слайд 11

Вопросы по источнику: Какие черты личности и деятельности Сергия сделали его непререкаемым авторитетом в русских землях? Как вы полагаете, почему Дмитрий Донской пришел накануне сражения с Мамаем за благословением к Сергию, а, например, не к главе Русской Церкви – митрополиту Алексию?

Слайд 12

Какие пары из указанных были современниками? 1. князь Александр Невский и Батый. 2. князь Александр Невский и Тохтамыш . 3. князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. 4. князь Дмитрий Донской и Александр Невский. 5. князь Александр Невский и Дмитрий Боброк . 6. князь Дмитрий Донской и Мамай.

Слайд 13

Итоги Куликовской битвы С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. Выросло значение Москвы и московского князя. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

Слайд 14

Имя России – Александр Невский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс

Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...

Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г.  Руководители:  преподаватель химии Баси...

Материал к уроку по теме "Борьба Руси за независимость. Куликовская битва" 6 класс

Данный материал предназначен для проведения урока в 6 классе. Используя технологию продуктивного чтения, я ориентирую учащихся на самостоятельную работу с текстом и поиск ответов на поставленную задач...

«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс

Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс                                          ...