Главные вкладки

    Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
    статья по физкультуре

    Снятковская Галина Анатольевна

    В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических духовных и материальных ценностей, в том числе и в системе физического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_snyatkovskaya.doc92.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г.А. Снятковская МБОУ СОШ №5,

    г. Муравленко

    Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

    В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических духовных и материальных ценностей, в том числе и в системе физического воспитания.

    Основной целью политики государства в области физической культуры является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения. Между тем, традиционная система физического воспитания на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной обеспеченности, разнообразии форм и методов работы.

    Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Все это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

    Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями (координационные способности). Наконец, высокий уровень развития физических способностей - это важный компонент состояния здоровья. Из этого далеко не полного перечня видно, насколько важно учителю заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

    Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям «группы риска». При работе с этой категорией детей педагоги сталкиваются с целым рядом проблем. Во-первых, это вопросы диагностики и структурного анализа расстройств, выявление симптомов, связанных с болезнью; во-вторых, это вопросы комплектования (отбор детей с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики); в- третьих, один из основных аспектов педагогической работы - это вопросы подготовки (переподготовки) педагогов для работы с этой категорией детей.

    К «группе риска» специалисты относят детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно хуже, чем у других сверстников качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок. Именно эти дети, уже с первого класса испытывают систематические трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности трудновоспитуемости, школьной дезадаптации.

    Все возрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы риска», осознание необходимости усиления роли педагогики и педагогов в охране их физического и нравственного здоровья обеспечение полноценного образования диктуют необходимость изменения сложившейся ситуации. В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения и коррекционные классы VII вида.

    Организация работы классов компенсирующего обучения рассматривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения даст возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым большую эффективность учебного процесса.

    Положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных учреждениях. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

    Психо-коррекционные паузы на уроках и коррекционно-развивающих занятиях, проводимые в виде небольших занятий, игр, соревнованиях, направленных на развитие функций внимания, мышления, повышения работоспособности, а также виды кратковременных аутогенных тренингов, направленных на восстановление сил, способствуют развитию психических процессов и эмоционально-психологической разрядки учащихся.

    Однако ведущее место в системе коррекционно-развивающей работы отводится уроку физической культуры, оздоровительная значимость которого усиливается благодаря следующим факторам:

    • увеличению количества часов, отводимых на физическую культуру;
    • разделению учащихся на уроках физической культуры по половому признаку, начиная с 1 класса;
    • включение элементов гимнастики, эстафетных заданий, подвижных или спортивных игр;
    • обучению детей самостоятельному контролю за частотой сердечных сокращений.

    Уроки физической культуры проводятся одновременно отдельно с мальчиками и девочками одной параллели классов. Такое нововведение позволяет с одной стороны, обогащать содержание занятий упражнениями видами деятельности, отвечающими физиологическим особенностям детей, использовать индивидуальный подход, учитывая их возрастные и индивидуально-типологические особенности, развивать двигательные личностные качества каждого ребенка, а с другой, менять отношения учащихся (особенно слабо подготовленных или имеющих те или иные физиологические недостатки) к урокам прививать любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями в урочное и внеурочное время.

    Оптимальная двигательная плотность урока обеспечивается благодаря разработанной В.А. Караковским, В.В. Костюковым системы организации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры в условиях коррекционно-развивающей направленности образования. Стержнем системы является комплексный урок, проводимый методом «круговой тренировки». Комплексная структура урока позволяет в течение 40 минут максимально использовать возможности двух спортивных залов. Как правило, одна половин» учебного времени на уроке отводится обучению умениям и навыкам, а вторая развитию физических учащихся, то есть практически на каждом уроке учащимся предоставляется возможность приобретать навыки в спортивных играх, гимнастике, а также развивать такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, сила, гибкость. Обязательным элементом урока является дыхательная гимнастика, упражнения на осанку, координацию движений, развитие пространственной ориентации. В урок также искусно вплетаются освоенные учащимися упражнения по различным видам заболеваний.

    Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха. Правильное дозирование нагрузки - обязательное условие каждого урока физической культуры. Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц. Физическая культура дозируется за счет изменения числа повторений темпа выполнения каждого упражнения.

    Таким образом, занятия физической культурой в режиме учебного дня повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность детей. Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование жизненно необходимых двигательных навыков и качеств, физическое воспитание связано со всеми другими сторонами воспитания. Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность. Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации и проведения уроков физической культуры в начальной школе.

    При проведении уроков физической культуры  нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны ...

    Особенности проведения уроков физической культуры в ГБОУ СКОШ VII вида

    В статье освещены особенности проведения уроков физкультуры в школе VII вида, трудности, формы работы с детьми с ЗПР на уроках для учащихся начальной школы. В приложении даны упражнения на релаксацию,...

    Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"

    Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...

    Особенности проведения уроков физической культуры с женскими группами

    ВЫСТУПЛЕНИЕ на методическом объединении  преподавателей общеобразовательных дисциплин с докладом  «Особенности проведения уроков  физической культуры с женскими группами»...

    Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе

    Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает шко...

    Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

    Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...