«Развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по физкультуре

овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_sots.adapt_.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы. Стратегическая цель в данном случае заключается в том, чтобы по возможности заменить родителей.  Современные данные и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация — это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество. Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, играя в различные игры, имитирующие окружающую их жизнь и события, получая информацию по интернету и телевидению. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Кроме того, обучение в школе вооружает подростков необходимым запасом сведений, привычек, навыков. Дети с ОВЗ( умственно отсталые ) в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. У них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. В связи с этим особенно велика роль целенаправленной коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в детском доме-интернате. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на воспитанников. В нашей школе ее составляют общеобразовательные предметы, обучение труду, воспитательная работа, осуществляемая на занятиях и в свободное от занятий время.

Ведущим звеном системы является курс по социально-бытовой ориентировке воспитанников. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей с нарушением интеллекта  к элементарному труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия направлены на развитие и совершенствование у воспитанников навыков самообслуживания, ориентировки в окружающей их жизни, формирование морально-этических норм поведения, выработки навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Необходимо помнить, что воспитанники могут овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаясь в практическую деятельность.

Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т. д. Опыт показывает, что старшие воспитанники далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Ставлю пред собой задачу, чтобы каждый ребенок, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления не сложной пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не  сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры (библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта .Организация условий, побуждающих воспитанников обращаться в  эти учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать входит в число обязательных задач, решаемых на занятиях по социально-бытовой ориентировке.К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные, например, с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.

Необходимые знания дети усваивают во время занятий, бесед, проводимых мною, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений.

В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:

*Беседы

*Практические работы

*Экскурсии

*Сюжетно-ролевые игры

*Моделирование реальных ситуаций

*Упражнения

Успешному решению поставленных задач способствуют рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации воспитанников требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в детском доме-интернате. Необходима организация межпредметных связей, когда занятия по социально-бытовой ориентировке связываются с другими занятиями и трудовой подготовкой воспитанников.

Коррекционно-развивающие занятия в младших классах по каждому программному предмету дают детям определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, способствуют воспитанию морально-этических норм поведения. Каждое занятие должно иметь свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Например, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром сообщаются сведения об охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке в более старшем возрасте.

Проводимая во внеурочное время воспитательная работа не копирует занятий по социально-бытовой ориентировке. Ее задачи достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Однако, в процессе повседневной жизни детей в детском доме-интернате осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях по социально-бытовой ориентировке, автоматизация умений, навыков и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям. Все это необходимо для успешной  социальной адаптации, общения с окружающим миром. Главное же условие успешности решения поставленных задач — ежедневная разнообразная практическая деятельность воспитанников. Имея карманные деньги, воспитанники не умеют их разумно расходовать; не могут организовать досуг; не относят к числу необходимых качеств личности человека бережливость, экономность, деловитость, нередко превратно толкуя эти понятия.

Чтобы воспитанники овладели знаниями , умениям и навыками по всем разделам сбо, требуется серьезная и разносторонняя работа. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, например, покупке некоторых предметов, подсчету сделанных затрат. Полезны упражнения в выборе предметов гардероба с учетом нравственных и эстетических сторон вопроса и т. д.

Большое место должны занимать экскурсии в магазины, на предприятия службы быта. Цель экскурсий в закреплении знаний (о видах продовольственных и промышленных товаров; о видах услуг предприятий бытового обслуживания), умений воспитанников выбирать необходимый товар, заполнять различные простые бланки.

Чтобы дети могли расширить знания, научиться действовать в новых условиях, используя имеющийся опыт, необходимо их вовлекать во внеклассную работу: кружки по домоводству, проводить конкурсы, праздники, беседы, устные журналы с соответствующей тематикой, встречи с работниками  разных служб , оформлять выставки детских работ, стенды, книжки –раскладушки.

Важным моментом в расширении социальных понятий и представлений являются экскурсии. Помимо тех, которые проводились на занятиях по социально-бытовой ориентировке, это могут быть, например, экскурсии в мастерские, где производится ремонт обуви, бытовых электроприборов, на предприятия общественного питания и т. д. Значение таких экскурсий значительно возрастает, если с детьми во время посещения предприятия побеседуют работники службы.

Общественно полезный труд также в значительной мере может способствовать социально-бытовой ориентировке воспитанников. В ходе занятий общественно полезным трудом воспитанники приобретают ряд знаний и умений, которые не заложены в программу по социально-бытовой ориентировке. В частности, это умения осуществлять ремонт помещений, убирать и закладывать на хранение овощи и фрукты, сажать кусты и деревья. Воспитанники имеют возможность применить полученные знания и умения в новых условиях, если примут на себя обязанность помогать более слабым воспитанникам в самообслуживании, в уборке комнаты и т.д.

Весьма полезно специально организованное общение с работниками детского дома-интерната при посещении различных служб детского дома (медицинского кабинета, мастерских, кухни и т. д.). Необходимо использовать встречи с приглашенными в детский дом работниками различных сфер производства, парикмахером, фотографом и др.

Главное место должны занимать экскурсии в жилищные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные предприятия, службы быта. Экскурсии эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что воспитанникам даются разного рода практические задания, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции. Это способствует овладению детьми некоторыми практическими навыками общения в условиях новой для них обстановки. Следует постоянно использовать для закрепления умений общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в несколько человек) выполнение тех ли иных работ, тем самым, ставя их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками детского дома-интерната. Нужно заметить, что в ходе работы в данном направлении у воспитанников закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Кроме того, следует широко использовать посещение ими различных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты воспитанников с их работниками, другими детьми, формирование элементарного общения можно начинать и в младших группах, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые игры.(Пример парк.6кл.С детьми общались из 2 -й школы.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на занятиях и вне их, зависит от согласованности действий всех педагогов школы, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Есть тесное взаимодействие.(Все воспитатели знакомы с программой по сбо. Мною(учителем сбо)  были разработаны рекомендации,которые  помогают выстраивать воспитательскую работу) .Сегодня представлю рекомендации по взаимодействию работы воспитателей с детьми 3,4группы.( Педагогическая дифференциация учащихся с ОВЗ специальной (коррекционной) школы VIII вида по Н.П.Павловой  на уроках сбо Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.Воспитатели  и преподаватели других предметов проводит экскурсии, беседы, собирают вместе с воспитанниками различный материал по отдельным темам, готовя таким образом воспитанников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта воспитанников, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.Ежегодно проводятся недели сбо.

Программа  по сбо также  служит для  воспитателей ориентиром при отборе материала, определении его объема и последовательности его изучения.Все взрослые,работающие с нашими детьми должны придерживаться одного и того же уровня требований к самостоятельности воспитанников при выполнении хозяйственно-бытовых и других заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умении, т. е. они организуют повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к воспитанникам. В противном случае будет происходить не совершенствование хозяйственно-бытовых,социальных и других навыков воспитанников, а их разрушение, возникнет представление о необязательности соблюдения усваиваемых умений. Например, на занятиях в классе воспитанники приучаются правильно накрывать на стол, аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой. Но если в столовой об этих правилах забывают и дети, и учитель или воспитатель, они никогда не будут усвоены. Вставка

Как конкретно я работаю по развитию навыков социальной адаптации.

Что же я учитываю,составляя конспекты и планирование занятий  по сбо.Формирование социально-бытовых знаний и умений,навыков представляет собой целенаправленную систему работы.  Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений. Ведь цель  моей педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

Стараюсь  чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, учитываю социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.  см. по Павловой Н.П.

Прикладываю усилия ,чтобы  сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использую  натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы(Кто присутствовал на моих открытых уроках и внеклассных мероприятиях всё это могли наблюдать). Стараюсь формировать  представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.Провожу экскурсии:магазины,на почту,в аптеку,на рынок,на автовокзал,в больницу,на.хлебзавод,ЦЗН,в административное здание и т.д.Разработан блок моделирования реальных ситуаций и проблемных жизненных ситуации, ситуации из жизни на противопожарную тему. Имеется набор плакатов по большинству тем сбо.Почти ежедневно использую компьютерные технологии. Собран презентационный материал по очень многим разделам и конкретно по урокам..Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ:уборка помещений,стирка,ремонт одежды,приготовление разных блюд, и т .п; многократное применение новых слов, фраз.. Применяю разнообразные  формы,методы и  приёмы,чтобы обеспечить понимание детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.(см.дидактический материал).. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Всячески стараюсь  развить умения- выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Уделяю большое внимание формированию  общетрудовых умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности,  анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности. От выполняемой деятельности  ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.  Отношение к деятельности во многом  зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности  утверждает у детей веру в себя. Поэтому стараюсь поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание. Хвалю,ставлю в пример.. Игровые методы и приёмы  позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной  и привлекательной для них  игровой форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название  :  «Поработаем санитарками»( «Уход забольным»,.9кл.), «Сделаем покупку»(5кл. «Торговля»), «Выбери подходящий транспорт»(5кл . «Транспорт») и т.п. навыка бытовой адаптации.

Заключение. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.  В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают  устойчивость внимания.

 Решение.

Систематически  проводить планирование воспитательной  работы   разнообразных форм, способов и приёмов по программе сбо, рекомендуемых учителем сбо. Учителю сбо рекомендовать внеклассные мероприятий проводить  вместе с воспитателями.

                                Литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Под

 Ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

2.  Выгодский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.5. – М., 1983

3.Виткаускайте Д.А. Работа воспитателя по формированию социально – бытовых знаний и умений у умственно – отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №2

4. Гладкая В. В  Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Мет. пособие. – М. 2003

5. Павлова Н. П.  Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально – бытовой ориентировке // Дефектология. -1987.- №2. – С.26-33.

6. Павлова Н. П.  Организация  и методика проведения занятий

по СБО // Дефектология. - 1985.- №1. – С.40-45.

7. Павлова Н. П.  Система социально – бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1991.- №1. – С.53-58.

8. Певзднер М. С.  Дети олигофрены. – М.: АПН РСФСР, 1959

[(Г.К.Селевко, В.П.Лебедева, М.И.Махмутова, И.Я.Лернера

9. Специальная педегогика / /Под ред. Н.М.Назаровой.–М.,2000 –С.132.

10. Стариченко Т. Н. Формирование экономико – бытовых знаний и умений  у старшеклассников вспомогательной школы (на материале социально- бытовой ориентировки): Дис. канд.пед. наук. – М.,1988. – 199 с.

11. Стариченко Т. Н. Экономический практикум в выпускнрм классе вспомогательной школы: Пособие для учителей. Екатеринбург:                      УрО РАН, 2001. – 384с.

12. Махмутов М.И. Проблемное обучение и его особенности // Вопросы проблемного обучения в школе. – Казань, 1970. – С.3 – 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства повышения эффективности и качества урока

Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников....

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»

Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?Эта одна из важных задач администрации и методического совет...

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"

Цель данного педсовета:  выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....

Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры

Применение нестандартного спортивного оборудования-  важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры...