Главные вкладки

    Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    статья по физкультуре

    Меткина Ирина Борисовна

    Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкультурой, а также как коррекционная  работа дошкольников с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gimnastika_mozga_v_sostave_fizkulturnyh_zanyatiy.docx30.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кинезиологические упражнения как средство развития  и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Меткина Ирина Борисовна,

                                                                          инструктор по физической культуре

     МДОУ №25 компенсирующего вида

    г. Орехово-Зуево Московская область

    Современные исследования(работы С.П Евсеева,Н.А. Астафьева и др) доказывают,что именно физическая культура, адаптированная к особенностям лиц с различными нарушениями здоровья(ОВЗ) является одним из важнейших культурных факторов, способствует социализации и повышает качественный уровень жизни. Законодательство нашей страны гарантирует инвалидам наряду с другими гражданами равные права и возможности в реализации своих гражданских и других прав, которые представлены в Конституции Российской Федерации, согласно принципам и нормам международного права[Конвенция о правах ребенка (ООН,1989).Ст 28, ст 29].( Всемирная программа действий в отношении инвалидов(ООН,1982).Конвенция о правах инвалидов(ООН,2006) По состоянию на 01 января 2019 г. согласно официальным статистическим данным, в РФ общее число детей с ОВЗв России составило 636 тыс.человек тыс. человек [Федеральные реестр инвалидов].

    Для организации независимой жизни инвалидов требуются особые условия развития, начиная с  самого раннего возраста. Согласно новым стандартам дошкольного образования ( ФГОС ДО 17 октября 2013 г ) Детям с ОВЗ необходимо находиться в обществе здоровых детей для полноценного развития –  так называемая инклюзия, которая декларирует социальный подход( закреплен в Конвенции о правах инвалидов(2006)

    Учитывая специфику работы  детей с ОВЗ, для усвоения нового материала важная роль отводится методам, активизирующим двигательную  эмоциональную активность. Включение в традиционные комплексы упражнений на занятиях физической культурой специальных движений из гимнастики мозга позволяет решать эти задачи более   эффективно.

    Как известно, мозг человека имеет два полушария.

    Для левого полушария характерна обработка  и систематизация информации, точность восприятия времени и пространства. Правое полушарие

    осуществляет целостное восприятие, сравнивает объекты по параметрам;

    - контролирует сенсорные процессы; контролирует изменения эмоционального состояния. Каждое полушарие контролирует противоположную часть тела. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного полушария в другое. При возникновении какой-либо проблемы с мозолистым теломполушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому,что блокированное полушарие останавливается в развитии.
    Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. Он разработал простые и эффективные упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий и облегчают, т.е. ускоряют процесс обучения. Эти 26 упражнений Пол Деннисон назвал BrainGym (Гимнастика Мозга).

    В муниципальном образовательном учреждении  детский сад №25 компенсирующего вида,(г. Орехово-Зуево Московской области) внедряется практика использовании гимнастики мозга на занятиях, в том числе и на занятиях физической культурой. Упражнения гимнастики мозга делятся на несколько групп:

    1) упражнения для растягивания мышц («дерево», «сорви яблоко»);

    2) упражнения для развития мелкой моторики  («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»);

    3) глазодвигательные движения («глаз-путешественник»);

    4) дыхательная гимнастика(«свеча», «ныряльщик»);

    5) упражнения для расслабления  мышц («облако»).        

            Для результативности коррекционно-развивающей работы учитываются возрастные особенности детей.  Все упражнения даются с учетом принципа  «от простого к сложному». Для малышей используются пальчиковые игры: («колечко», «ухо-нос»,) Для деток постарше вводятся разнонаправленные перекрестные движения(локоть правой руки-колено левой ноги, и соответсвенно, локоть левой руки достает до колена правой ноги) «кулак-ребро-ладонь»).. Старшие дети вполне готовы для того, чтобы соединять дыхательные или глазодвигательные упражнения с упражнениями для крупных мышц. Радость от осознания момента, когда получается то или иное движение, является для ребенка ценнейшим опытом познавательной деятельности. Для достижения наибольшего эффекта , упражнения   проводятся с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

    Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, память и внимание, развивают творческую деятельность ребенка, приобретают умения и навыки, которые ранее были недоступны.

    Использование  гимнастики мозга в игровом варианте помогает обучению и оздоровлению, которое  происходит с лёгкостью, упражнения и игры остаются в памяти ребёнка надолго.

    Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк,( Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. ) 

    -Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.

    -Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.

    1. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.

    - Когда упражнение хорошо освоено, можно предложить ребенку,нарисоватькрупными мазками воображаемую картину, при этом глаза двигаются вверх-вниз, вправо-влево.

    Вставлять в основной комплекс гимнастики упражнения из гимнастики мозга можно постепенно, чередуя их с основными упражнениями. Например, выбор упражнений для конкретного занятияв первую очередь зависит от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

    Примерная  структура занятия с включением упражнений из гимнастики мозга:

    1.Подготовительная часть урок для подготовительной группы(3-4 мин): Ходьба,бег, разогрев мышц ходьбой на пятках, носках, внешней и внутренней поверхности подошвы. Можно включить глазодвигательные упражнения  в движении. В упражнениях на равновесие, стоя на одной ноге, попросить детей глазами нарисовать круг  или другую геометрическую фигуру.

    1. Основные развивающие упражнения (5-8 мин) проводятся на первой неделе каждого месяца без предмета,  вторая,третья,четвертая недели – с мячом,обручем и т.д. Здесь можно включить упражнения «ухо-нос», «слоненок», «восьмерка-кольцо».
    2. Основные виды движения(15-20 мин)  Развитие основных скоростно-силовых характеристик физической активности ребенка: бег, прыжки, лазание,ловкость,равновесие и т.д. Кинезиологические упражнения не включаются.
    3. Заключительная часть включает игры малой подвижности (4-5 мин) Можно включить упражнения на релаксацию и растягивание.

    Интересно наблюдать за детьми во время занятия, иногда они, сами того не ведая, подсказывают педагогу новые элементы, штрихи. Наблюдая за детьми, педагог сам учится новому, получает неоценимый опыт и радость от общения и творческого процесса.

    Упражнения, разработанные инструктором по физической культуре МДОУ 25  компенсирующего вида ( МДОУ ) Меткиной И.Б.

    Взяв за основу принцип разнонаправленных движений( одна рука рисует «свои» фигуры, вторая «свои», придумала и используя несколько упражнений не отдельным блоком, а используя их вставляя в комплекс традиционного занятия физической культурой( блок ОРУ- общеразвивающих упражнений).

    Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.  Вставляю кинезиологиеские упражнения «ухо-нос»

    1. Упражнения для шеи. Вставляю кинезиологическое упражнение «кольцо» «кулак-ребро-ладонь»

    2Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений. Вставляю кинезиологические упражнения «восьмерки, круги, геометрические разнонаправленные фигуры» Прошу и деетй участвовать в сотворческом процессе-они называют мне любые геометрические фигуры-линии, волны, круги, треугольники, восьмерки и т.д. и я прошу рисовать одной рукой круг-второй-линию и т.д. Например:

     -Правой рукой рисуем восьмерку, начиная от середины вверх, а левой – одновременно, восьмерку от середины вниз.

    Одновременно рисуем правой рукой восьмерку, а левой – круг. Последнее упражнение стоит давать детям в случае их успешного освоения предыдущих , более легких упражнений.  Попробуем  одновременно рисовать двумя руками разные фигуры при этом глаза двигаются верх-вниз или вправо-влево. Начиная с легких-например, одной рукой-линию, другой- круг, постепенно усложняя задания. Квадрат и треугольник, зигзаг и восьмерка.

    3 Последними в комплексе используются упражнения где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

    В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. Вставляю кинезиологические упражнения на растяжку мышц .

                                            Список литературы

    1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинезиология для детей». М., 1984, – С. 307стр

    2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001, – С.128 стр

     3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999, – С.238стр

    4. учебное пособие Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]:/

    5 Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с.

    6.Евсеев С.П Теория и организация адаптивной физической культуры(Электронный ресурс)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

    Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

    Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

    Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

    Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

    laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...