Разработка открытого урока по волейболу в 5 классе
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс)
Тема урока: «Приём и передача мяча. Развитие координационных способностей».
Дата проведения: 07.02.2018 года
Раздел: волейбол
Инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи по количеству занимающихся.
Цель урока: Провести комплекс общеразвивающих упражнений в движении; повторить комбинации из освоенных элементов техники перемещений; разучить технику приёма и передачи мяча снизу двумя руками; выполнить задания с использованием подвижных игр.
Формируемые УУД:
предметные: иметь первоначальные представления о технике приёма и передачи мяча снизу двумя руками; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении и подвижных игр;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;
умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Задачи:
1. Знакомство с историей и правилами игры в волейбол.
2. Формирование навыков техники верхней и нижней передачи.
3. Освоение техники приёма и передачи мяча снизу в волейболе
4. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры: "Мяч среднему"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_voleybolu_v_5_klasse.docx | 25.68 КБ |
basketbol-rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5-8kl.docx | 48.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса
Тема урока: «Приём и передача мяча. Развитие координационных способностей».
Дата проведения: 07.02.2018 года
Раздел: волейбол
Инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи по количеству занимающихся.
Цель урока: Провести комплекс общеразвивающих упражнений в движении; повторить комбинации из освоенных элементов техники перемещений; разучить технику приёма и передачи мяча снизу двумя руками; выполнить задания с использованием подвижных игр.
Формируемые УУД:
предметные: иметь первоначальные представления о технике приёма и передачи мяча снизу двумя руками; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений в движении и подвижных игр;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;
умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Задачи:
1. Знакомство с историей и правилами игры в волейбол.
2. Формирование навыков техники верхней и нижней передачи.
3. Освоение техники приёма и передачи мяча снизу в волейболе
4. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры: "Мяч среднему"
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 5-8 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г..
Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 140 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю.
Актуальность программы
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы (5-8 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
- обучение технике и тактике игры в баскетбол;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-15 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
1. Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
2. Техническая подготовка;
3. Тактическая подготовка
4. Физическая подготовка;
5. Подвижные игры и эстафеты;
6. Судейская практика
В образовательном процессе используются технологии:
- Игровые;
- Здоровьесберегающие
Основные формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ
Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 136 часов для детей 12-15 лет.
Сроки реализации программы. 5 класс 1 час в неделю - 35 часа, 6 класс 1 час в неделю - 35 часа,
7 класс 1 час в неделю - 35 часа, 8 класс 1 час в неделю - 35 часа.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
• двумя руками на уровне груди;
• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | ||||||||
5кл(35ч) | 6кл(35ч) | 7кл(35ч) | 8кл(35ч) | |||||||
140ч | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | ||
1 | Основы знаний | |||||||||
2 | Передвижения и остановки без мяча | 13 | 6 | 3 | 2 | 2 | ||||
3 | Ловля мяча | 11 | 4 | 3 | 3 | 1 | ||||
4 | Передача мяча | 11 | 4 | 3 | 3 | 1 | ||||
5 | Ведение мяча | 28 | 9 | 7 | 6 | 6 | ||||
6 | Броски мяча | 23 | 5 | 6 | 6 | 6 | ||||
7 | Отбор мяча | 7 | - | 2 | 2 | 3 | ||||
8 | Отвлекающие приемы (финты) | 7 | - | 2 | 2 | 3 | ||||
9 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 8 | 4 | 2 | 2 | - | ||||
10 | Тактика игры | 27 | 3 | 6 | 8 | 10 | ||||
11. | Подвижные игры и эстафеты | - | ||||||||
12. | Физическая подготовка | - | ||||||||
13. | Судейская практика | 5 | - | 1 | 1 | 3 | ||||
Всего: | 140 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Распределение учебного материала по баскетболу по классам
№ п/п | Учебный материал | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | ||||
2 | Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов | ||||
3 | Тактические действия в баскетболе | ||||
4 | Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. | ||||
1 | Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Р | З | З | С |
2 | Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений | Р | З | З | С |
3 | Остановки: двумя шагами, прыжком | Р | З | С | + |
4 | Прыжки, повороты вперед, назад | Р | З | С | + |
5 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | + | + | + | + |
Ловля мяча
| Р | З | З | С Р | |
1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Р | З | З | С |
2 | Передача мяча одной рукой от плеча | Р | З | ||
3 | Передача мяча двумя руками сверху | ||||
1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Р | З | З | С |
2 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | Р | З | С | |
3 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Р | З | З | С |
4 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | Р | З | ||
5 | Ведение мяча с изменением направления движения | Р | З | З | З |
6 | Ведение мяча с обводкой препятствий | Р | З | ||
1 | Бросок мяча двумя руками от груди с места | Р | З | З | З |
2 | Бросок мяча одной рукой от плеча с места | Р | З | З | З |
3 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения | Р | З | З | |
4 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | ||||
5 | Штрафной бросок | Р | Р | ||
1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | Р | З | С | |
2 | Вырывание мяча из рук соперника | Р | З | ||
3 | Накрывание мяча при броске | Р | |||
1 | Финты без мяча | Р | З | С | |
2 | Финты с мячом | Р | Р | ||
1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | + | + | + | + |
2 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | + | + | + | + |
1 | Индивидуальные действия в нападении и защите | Р | Р | З | |
2 | Групповые действия в нападении и защите: | ||||
| Р | З | С | ||
| Р | З | |||
| Р | ||||
| Р | ||||
| Р | ||||
| Р | З | З | ||
| |||||
| |||||
Двусторонняя учебная игра | + | + | + | + | |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + | + | + | + |
2 | Игры, развивающие физические способности | + | + | + | + |
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + | + | + | + | |
Судейство игры в баскетбол | + |
Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
1 | Библиотечный фонд | ||
1.1. | Федеральный государственный стандарт основого общего образования | Д | В составе кабинета по физической культуре |
1.2. | Учебная научная, научно-популярная литература по баскетболу | Д | В составе библиотечного фонда |
1.3. | Методические издания по баскетболу для учителей 1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» 2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984 4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001 5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998. 6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997, 7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000 8.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003» 9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008 10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум». | Д | В составе кабинета по физической культуре. В составе библиотечного фонда |
2 | Технические средства обучения | ||
2.1 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки | Д | В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения |
2.2 | Мегафон | Д | |
2.3 | Радиомикрофон | Д | |
2.4 | Сканер | Д | |
2.5 | Принтер | Д | |
2.6 | Мультимедиапроектор | Д | |
2.7 | Экран | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиозаписи | Д | Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников. |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
4.1 | Кабинет для проведения аудиторных занятий | Г | |
4.2 | Спортивный зал | Г | |
4.3 | Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе | Г | |
4.4 | Медицинская аптечка | Д | В составе кабинета по физической культуре. |
4.5 | Мячи баскетбольные | К | |
4.6 | Насос с иглой для надувания мячей | Д | |
4.7 | Щиты баскетбольный | Г | В составе кабинета по физической культуре. |
4.8 | Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой | Г | |
4.9 | Стойки для обводки | Г |
Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по волейболу 7 класс
Конспект открытого урока "Совершенствование элементов волейбола" для 7 класса...
Конспект открытого урока по волейболу 11 класс (дев.)
Конспект открытого урока по волейболу в гимнизии для обучающихся 11 класса (девушки)....
Открытый урок по волейболу 11 класс
Открытый урок...
Конспект открытого урока по волейболу 9 класс
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/22/konspekt_po_voleybolu_9_klass.docx...
Открытый урок по волейболу 5 класс
Открытый урок для 5 классов по ФГОС по теме волейбол...
Конспект открытого урока по волейболу 6 класс
Технологическая катра урока по волейболу. Тема урока "Передача мяча сверху" подбор упражнений для обучения приему "передача мяча сверху двумя руками"....
Анализ открытого урока по волейболу 9 класс
В работе представлен план конспект открытого урока и анализ для него...