Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы
рабочая программа по физкультуре

Бабаков Евгений Валерьевич

Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_1-3kl.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» (далее – Программа) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МБОУ Сулхаринская СОШ.

Программа адресована обучающимся 1-3 классов.

Цель данной Программы:

          формировать культуру здорового образа жизни обучающихся, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны,

          донести до обучающихся национальный колорит обычаев народов России с помощью игр;

          удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Задачи Программы:

          укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

          развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

          развитие сообразительности, творческого воображения;

          развитие коммуникативных умений;

          воспитание внимания, культуры поведения;

          создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

          обучение умению работать индивидуально и в группе,

          развитие природных задатков и способностей обучающихся;

          развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

          развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Актуальность Программы состоит в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

Образовательный процесс в образовательном учреждении (организации) постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Новизна Программы заключается в том, что игровые формы, связанные с физическим компонентом совмещаются со знакомством обучающихся с национальным колоритом народов России, позволяют решить целый комплекс вопросов в работе с детьми, удовлетворить их потребность в движении, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные, творческие способности. Эмоциональный подъем во время игры создаёт у детей повышенный тонус всего организма. В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры широко применяются подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху. Данные игры проводятся как на свежем воздухе, так и в спортзале.


 


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

 

Содержание Программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В Программу вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ценностными ориентирами содержания данной Программы являются:

          формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

          формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

          развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

          привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках спортивно-оздоровительного направления, всего 165 часов. Из них – 33 часа (первый год обучения) в 1 классе и по 34 часа – (второй – четвёртый года обучения) во 2-4 классах.

Тематическое планирование

Разделы

Количество часов в год

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвёртый год обучения

Русские народные игры

8

11

11

19

Подвижные игры

17

8

0

0

Эстафеты

8

8

6

8

Игры народов России

0

7

17

34

ИТОГО

33

34

34

34

Основное содержание курса внеурочной деятельности

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  1. 2.Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

 

  1. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Разделы Программы:

№ п/п

Название раздела

Сроки усвоения программных разделов/года обучения

Цель

       

Русские народные игры

1-4

Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности обучающихся, координацию движений, силу и ловкость, воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

       

Подвижные игры

1-2

Совершенствовать координацию движений, развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе, воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

       

Эстафеты

1-4

Познакомить с правилами эстафет, развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения, воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

       

Игры народов России

2-4

Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России, развивать силу, ловкость и физические способности, воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Такое распределение изучения игр позволяет педагогу следовать от простого к сложному, а обучающимся - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.

Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении.

Для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение обучающимися Программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» формируются следующие УУД:

                    личностные УУД

оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

                    метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

        определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

        проговаривать последовательность действий во время занятия;

        учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

        умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

        планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

        постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

        управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

        формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения Программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «Портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, различные игры,

школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

         Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).

Учебно-практическое оборудование

1

Козел гимнастический

П

2

Канат для лазанья

П

3

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

4

Стенка гимнастическая

П

5

Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)

П

6

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

П

7

Скакалка детская

П

8

Мат гимнастический

П

9

Гимнастический подкидной мостик

Д

10

Кегли

П

11

Обруч детский

П

12

Рулетка измерительная

Д

13

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

14

Щит баскетбольный тренировочный

Д

15

Сетка волейбольная

Д


 

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1.

Гуси-лебеди

1

 

2.

У медведя во бору

1

 

3.

Филин и пташки

1

 

4.

Палочка- выручалочка

1

 

5.

Блуждающий мяч

1

 

6.

Классики

1

 

7.

Ловишка в кругу

1

 

8.

Пчелки и ласточки

1

 

9.

К своим флажкам

1

 

10.

Кот идет

1

 

11.

Северный и южный ветер

1

 

12.

Соревнования скороходов

1

 

13.

Колдунчики

1

 

14.

Аисты

1

 

15.

Пчелы и медведи

1

 

16.

Хитрая лиса

1

 

17.

Ловишки с приседаниями

1

 

18.

Переправа с досками

1

 

19.

Туннель

1

 

20.

Собери урожай

1

 

21.

На погрузке арбузов

1

 

22.

Принеси мяч

1

 

23.

Успей перебежать

1

 

24.

С мячом

1

 

25.

Весёлые старты

1

 

26.

Совушка

1

 

27.

Мышеловка

1

 

28.

Пустое место

1

 

29.

Карусель

1

 

30.

Кто быстрее?

1

 

31.

Конники-спортсмены

1

 

32.

Лягушата и цыплята

1

 

33.

Карлики и великаны

1

 

Итого

33 часа

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Второй год обучения

2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1.

Русская народная игра «Жмурки»

1

 

2.

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

 

3.

Русская народная игра «Горелки»

1

 

4.

Русская народная игра «Салки»

1

 

5.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

 

6.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

 

7.

Русская народная игра «Фанты»

1

 

8.

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

 

9.

Русская народная игра «Волк»

1

 

10.

Русская народная игра «Птицелов»

1

 

11.

Подвижная игра «Совушка»

1

 

12.

Подвижная игра «Мышеловка»

1

 

13.

Подвижная игра «Пустое место»

1

 

14.

Подвижная игра «Карусель»

1

 

15.

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

 

16.

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

 

17.

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

1

 

18.

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

 

19.

Эстафета «Передача мяча»

1

 

20.

Эстафета «С мячом»

1

 

21.

Эстафета зверей

1

 

22.

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

 

23.

Эстафета «Вызов номеров»

1

 

24.

Эстафета по кругу

1

 

25.

Эстафета с обручем

1

 

26.

Эстафета со скакалкой

1

 

27.

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

 

28.

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

 

29.

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

 

30.

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

 

31.

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

 

32.

Татарская народная игра «Серый волк»

1

 

33.

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

 

34.

Чувашская игра «Рыбки

1

 

ИТОГО

34 часа


Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Третий год обучения

3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Русская народная игра «Краски»

1

 

2.

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

 

3.

Русская народная игра «Ляпка»

1

 

4.

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

 

5.

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

 

6.

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

 

7.

Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»

1

 

8.

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»

1

 

9.

Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»

1

 

10.

Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»

1

 

11.

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

 

12.

Татарская народная игра «Серый волк»

1

 

13.

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

 

14.

Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»

1

 

15.

Чечено-ингушская игра «Чиж»

1

 

16.

Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»

1

 

17.

Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»

1

 

18.

Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»

1

 

19.

Чувашская игра «Рыбки»

1

 

20.

Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»

1

 

21.

Эстафета «Вызов номеров»

1

 

22.

Эстафета по кругу

1

 

23.

Эстафета с обручем

1

 

24.

Эстафета с мячом

1

 

25.

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

 

26.

Эстафета «Встречная»

1

 

27.

Русская народная игра «Салки»

1

 

28.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

 

29.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

 

30.

Русская народная игра «Фанты»

1

 

31.

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

 

32.

Русская народная игра «Волк»

1

 

33.

Русская народная игра «Птицелов»

1

 

34.

Русская народная игра «Горелки»

1

 

ИТОГО

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

рабочая программа по внеурочке 5 класс

рабочая программа по внеурочке 5 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

"Копилка доброты" (рабочая программа по внеурочке).

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа по внеурочке Краеведение

Рабочая программа по внеурочке Краеведение...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...