УРОКИ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
статья по физкультуре
КОЗЛОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
УРОКИ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
ДИСЦИПЛИНА
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)
2020 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
1 Гимнастика в педагогической системе физического воспитания……..3
2 Разновидности урока и его структура…………………………………...5
3 Способы организации учебно-воспитательного процесса…………….12
Заключение………………………………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………..19
Введение
Эффективность учебно-воспитательного процесса в гимнастике зависит от организации и методики проведения занятий. Ведущее место в практике физического воспитания отводиться уроку - основной форме организации занятий. Он провидится под руководством преподавателя, который может квалифицированно обеспечить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процесса путем:
1. Правильной постановки педагогических задач (на основании учебного плана, программы и других документов).
2. Рационального подбора средств для решения задач, как отдельного занятия, так и всего учебно-воспитательного процесса.
3. Правильной методики обучения упражнениям (хороший показ, доступное объяснение техники изучаемых упражнений; применение различных методических приемов, облегчающих их усвоение; обеспечение исправления ошибок и т.д.). Коллективное участие занимающихся в овладении программным материалом - одним из весомых достоинств урока. Находясь в группе, занимающимся легче анализировать технику упражнений, сравнивать свои действия с действиями товарищей. Кроме того, занятия в коллективе способствуют воспитанию организованности, дисциплинированности, чувства ответственности и других нравственно этических качеств. [8]
1 Гимнастика в педагогической системе физического воспитания
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствованы из жизни людей, а искусственно созданы для более целенаправленного и эффективного решения различного рода задач). Как учебно-педагогическая дисциплина гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований, направленная на формирование целостной системы знаний, способностей и качеств; создание соответствующей системы «преподавание–обучение–оценивание»; формирование педагогического мастерства у школьников. [3]
Гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования связаны с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся, выявлением закономерностей выполнения упражнений и их зависимости от системы свойств и качеств человека и т.д. [5]
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности. [2]
В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:
– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Согласно гуманистической концепции культурологического подхода к образовательной сфере «Физическая культура» и идее «человекотворческой сущности физической культуры» (Ю.М. Николаев) расширяется сфера применения гимнастических упражнений в направлении:
– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;
– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребенка, подростка, взрослого, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.
Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач, которые могут быть разделены на три группы.[9]
2 Разновидности урока и его структура
Разнообразие видов гимнастики с характерными для них задачами, средствами, организационно-методическими подходами обуславливает различие в содержании урока. Если при этом учесть и особенности контингента, с которым они проводятся (пол, возраст, степень подготовленности и т.д.), становится понятной необходимость разнообразия форм урока по содержанию и целевому назначению.
Принято различать:
1. Урок усвоения нового материала.
2. Урок закрепления пройденного материала.
3. Контрольный урок, на котором определяется исходный уровень подготовленности занимающихся, оценивать степень освоения пройденного материала.
4. Комбинированный урок, в котором могут решаться задачи обучения новым упражнениям, совершенствования ранее сформированных навыков и контроля качества учебно-тренировочной работы.
Перечисленные выше основные формы урока могут иметь общность в последовательности решения педагогических задач, в порядке чередования гимнастических упражнений, что обуславливается сходством анато-физиологических и психологических особенностей занимающихся, проявляющихся в процессе урока. Занимающиеся не могут без соответствующей подготовки органов и систем организма выполнять трудные физические упражнения, требующие большого мышечного напряжения, максимальной скорости и амплитуды. Чтобы подготовить к такой деятельности СС, дыхательную системы, мышечно-связочный аппарат, чтобы достичь оптимального возбуждения ЦНС, требуется определенное время. Этот период времени, связанный с фазой врабатываемости именуется разминкой. Он характерен для любого занятия и соответствует подготовительной части урока. [10]
В основной части урока решаются главные задачи. Используемые для этого упражнения требуют большого напряжения сил и высокого уровня работоспособности.
После интенсивной работы необходимо привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние, ускорить восстановительные процессы. С этой целью предусматривается заключительная часть урока. [11]
Содержание и методика проведения отдельных частей урока.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз. В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй - проводится основная работа, а в третьей - работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной.
Методические рекомендации к проведению подготовительной части урока.
Назначение подготовительной части урока - подготовить организм занимающихся к большим физическим нагрузкам и выполнению технически сложных упражнений основной его части.
В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В подготовительной части урока гимнастики, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейке, игры. Слишком интенсивные упражнения могут снизить работоспособность занимающихся в основной части урока. В связи с этим в подготовительной части урока не следует специально развивать у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость и даже гибкость.
В подготовительной части урока решаются следующие задачи:
1. Подготовка ЦНС, вегетативных функций, сенсорных систем к интенсивной работе.
2. Разогревание мышц, связок, повышение подвижности в суставах, т.е. подготовка двигательного аппарата к освоению сложных упражнений.
3. Формирование умений выполнять сравнительно несложные двигательные действия с требуемой пространственно-временной точностью и должной степенью усилий.
4. Формирование правильной осанки. Овладение навыками соблюдения гимнастического стиля движений.
Подготовительная часть урока начинается с построения группы, ее организации, создания определенной настройки.
Проводить ее надо живо и увлекательно. Эмоционально проведенная разминка в определенной мере задает тон всего урока. Особенно, если проводится под музыкальное сопровождение. В целях рациональной траты времени при сообщении задач урока следует подчеркнуть главное, самое важное, избегая деталей, о которых придется говорить в основной части урока. Иное дело, когда занимающимся сообщается, что на данном уроке начинается разучивание упражнений, которые учащиеся будут сдавать в конце четверти или, что данный урок посвящается, главным образом физических качеств и т.п. [4]
Следует вносить разнообразие в начало урока, избегая шаблона. Это активизирует внимание занимающихся. Обычно с этой целью используют заранее подготовленный перечень различных заданий.
Решая оздоровительные задачи средствами общего воздействия, следует чаще использовать в уроке соединения из 2-3 вариантов ходьбы, бега или прыжков. Они могут выполняться на заданное количество счетов. Можно чередовать различные виды ходьбы или бега, двигаясь вдоль каждой из четырех сторон зала или разнообразить движение «змейкой», передвигаясь в одном направлении обычным шагом , а в противоположном - скрестным шагом на носках.
С большим успехом в подготовительной части урока проходят упражнения аэробики, которые отличаются большой динамичностью и создают хорошие предпосылки развитию вегетативных функций занимающихся. Небольшой комплекс таких упражнений на 5-6 минут по энергетическим затратам не уступает бегу трусцой равной продолжительности, а по эмоциональному заряду значительно превосходит.
ОРУ - основное средство подготовительной части. Они лучше других средств способствуют решению задач разностороннего физического развития, совершенствования способностей соразмерять движения по направлению, скорости, ритму и тем самым закладывать основы общедвигательной подготовки занимающихся; вырабатывать гимнастический стиль, а в широком смысле - двигательную культуру.
ОРУ проводятся в виде комплексов, включающих 6-10 упражнений. Их количество диктуется как характером упражнений, так и дозировкой, временем отведенным на разминку, особенностями предстоящей на уроке работы, температурой воздуха в зале и т.д.
Выбор упражнений для подготовительной части урока зависит прежде всего от задач урока, контингента занимающихся и от условий, которыми располагает преподаватель. [4]
Даже в рамках одного урока занимающиеся выполняют большой объем разнообразных упражнений с воздействием на разные звенья опорно-двигательного аппарата. Это обогащает двигательный опыт, создающий благоприятные условия для позитивного переноса качеств и навыков, которые формируются в основной части урока.
Подготовительно часть урока не должна сводиться только к разминке. Это сужает ее педагогическую значимость и уменьшает ее продолжительность. Если занятия проводятся с детьми - длительность подготовительной части в пределах 7-10 минут может быть достаточной для разминки и решения других важных задач. В работе со взрослыми людьми требуется больше времени - от 12 до 15 минут.
Постановка образовательных задач обусловливает видоизменение содержания и количества упражнений, что потребует увеличение продолжительности подготовительной части урока.
С методической точки зрения весь комплекс действий, используемых преподавателем в начальной части урока, направлен на то, чтобы:
1. Добиться от занимающихся точного выполнения упражнений. В этом кроется суть успеха в овладении программным материалом в кратчайшие сроки и при минимальных затратах времени.
2. Обеспечить и поддержать интерес занимающихся к упражнениям. Отсутствие такого - верный признак формального выполнения движения с низким коэффициентом полезного действия.
3. Развить самостоятельность мышления и самостоятельность действий. Образовательная ценность воспитания и обучения возрастет, если преподаватель продумает организацию и построение работы так, чтобы занимающиеся могли проявить себя. В этой связи как нельзя лучше подходят упражнения в парах, планирование индивидуальных заданий, практика постоянной смены направляющего (возможность каждому испытать себя в роли лидера, на которого равняются остальные).
Методические рекомендации к проведению основной части урока.
Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого в основной части урока применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные упражнения, обще развивающие упражнения повышенной интенсивности, игры и эстафеты.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Формирование разнообразных двигательных умений и навыков, которые могут быть использованы в повседневной жизни, в профессиональной деятельности.
2. Развитие физических, волевых качеств и функциональных возможностей организма.
3. Воспитание у занимающихся осознанного отношения к занятиям, любви к учебе, труду, чувства собственного достоинства, доброжелательного отношения к окружающим.
Эти задачи решаются параллельно на каждом уроке с помощью широкого круга используемых в гимнастике средств.
Обучаемые должны понимать смысл предлагаемых им упражнений, видеть положительные результаты своих занятий. Им нужен успех, вселяющий уверенность в своих силах, побуждающий их к дальнейшему совершенствованию.
В основной части урока используются упражнения на снарядах, прыжки вольные и акробатические, ОРУ и прикладные упражнения, упражнения художественной гимнастики, аэробики, на батуте. Строевые упражнения применяются в служебных целях, главным образом для организованного передвижения занимающихся от одного вида упражнений к другому.
Характерной особенностью урока гимнастики является его многотемность. Количество разнообразных умений и навыков, которые требуется формировать параллельно или последовательно, достаточно велика. Это заставляет преподавателя тщательно продумывать объем включаемого в урок теоретического и практического материала, его чередование на каждом уроке. Урок не должен быть перегружен и учебным материалом.
В зависимости от сложности изучаемых упражнений целесообразно планировать не более 1-2 новых элементов или соединений в уроке, распределяя их так, чтобы координационно сложные, требующие большой точности и нервного напряжения изучались в начале основной части, на свежие силы.
Упражнения повышенной интенсивности, связанные с преодолением препятствий, переноской груза, а также специальные ОРУ для развития физических качеств нужно планировать на вторую половину основной части. Следует чередовать виды занятий с таким расчетом, чтобы упражнения в висе чередовались с упражнениями в упоре, а однотипные по характеру упражнения не следовали одно за другим.
Важную роль в организации учебного процесса играет четкость действий занимающихся при подготовке мест занятий для основной части урока, а также уборке снарядов после занятий. Все это важно для экономного использования времени урока. Важно это и в воспитательном отношении.
Методические рекомендации к проведению основной части урока.
Задачи заключительной части урока:
1. Снижение физической и психической нагрузки.
2. Подведение итогов урока и домашнее задания для самостоятельных занятий.
Содержание заключительной части зависит от содержания урока, от характера нагрузки, полученной в основной части.
Обычно в этой части урока применяются успокаивающие упражнения: ходьба с различным положением рук, упражнения на дыхание, на расслабление.
После упражнений основной части, вызвавших повышенное эмоциональное состояние, целесообразно проводить отвлекающие упражнения - спокойные игры на внимание, упражнения с музыкальным сопровождением. Если в конце основной части проводились упражнения с большой физической нагрузкой, например, круговая тренировка, в заключительную часть стоит включить упражнения, создающие бодрое, жизнерадостное настроение. Это могут быть те же игры и танцевальные упражнения, но иного характера.
Заканчивается урок построением группы, кратким подведением итогов занятий, установкой на последующий урок. [6]
3 Способы организации учебно-воспитательного процесса
В зависимости от задач урока, от содержания, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.
Групповой способ. При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений. Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени они меняются местами.
Формировать отделения нужно прежде всего по полу. Желательно
также более подготовленных и менее подготовленных разводить по
соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.
Проводя урок групповым способом, преподаватель обязан предусмотреть меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются с помощниками методические приемы, обеспечивающие решение педагогических задач и мер безопасности.
Фронтальный способ. Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении ОРУ, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.
Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя,
фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель не применит использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.
Поточный способ успешно применяется при проведении некоторых акробатических упражнений (кувырки, перевороты), хорошо изученных прыжков, прикладных упражнений. При этом занимающиеся выполняют упражнения один за другим с минимальным интервалом, быстро возвращаются в и.п. и снова включаются в выполнение. Такой способ проведения занятий очень эмоционален, нагрузочен, но требует точного и быстрого расчета действий, поскольку от этого зависит успешное выполнение упражнения всеми занимающимися.
Обеспечение достаточной функциональной нагрузки - одна из важнейших задач занятий физическими упражнениями. Говоря об эффективности урока, с точки зрения воздействия на функциональную сферу, следует иметь в виду не столько общую плотность, сколько моторную плотность.
Высокие показатели моторной плотности подготовительной части урока означают проведение упражнений с минимальными простоями. В основной части урока показатели моторной плоскости не постоянны и меняются в зависимости от формы организации работы.
Индивидуальный способ. Индивидуальный способ организации учебного труда на уроке чаще всего предусматривает индивидуальные задания. Их дает учитель, если чувствует отстаивание ученика от класса в освоении учебного материала, связанное с пропуском по причине болезни, недостаточного функционального состояния и уровня развития отдельных физических качеств. В отдельных случаях этот вид подготовки учащегося может быть связан с выполнением поручения педагога, готовящего себе ассистента, помощника из числа учащихся, имеющих высокие спортивные результаты в том или ином виде гимнастики.
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений - круговая тренировка.
Фронтальная форма организации - это выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса.
Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом, поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком. Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.
Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом. Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех, под общим руководством учителя.
Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, поддерживать рабочую дисциплину.
Положительная сторона данной формы организации заключается в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная - здесь ограничены возможности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, постоянно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма особенно рациональна на уроках физической культуры в I-IV классах, поскольку младшие школьники отличаются большей подвижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состоянии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности данного контингента учащихся.
Групповая форма организации - временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.
Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости, что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.
По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнений.
Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их.
Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности.
На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Индивидуальная форма организации - каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.
Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи.
Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов. Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения.
Круговая тренировка - наиболее развитая ступень групповой формы организации. Занятия физической культурой и спортом проходят одновременно в группе и как индивидуальная форма организации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимающихся.
Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую популярность, что она рекомендована для систематического использования на школьных уроках физической культуры с IV-V классов. Круговая тренировка дает возможность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.
В зависимости от конкретных задач урока круговая форма организации уместна во всех трех его частях.
Включение круговой формы во вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интенсивная работа в его основной части, требующая большего напряжения в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает учащихся к предстоящей работе. [7]
Заключение
Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. На уроках, желательно, чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.
Наиболее оптимальные формы проведения урока гимнастики: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.
Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.
Литература
- Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС, 2006. 368 с.
- Васильков В.Г. Методика преподавания гимнастики в 5–8 классах. М., 1963.
- Гимнастика / Под общ. ред. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: Физическая культура и спорт, 1977.
- Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. – Тирасполь, 2006.
- Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры /Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физическая культура и спорт, 1987.
- Гимнастика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.
- Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е. Любомирского. М., 1989.
- Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2004.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Полыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_gimnastiki_v_shkole.docx | 48.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЗЛОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
УРОКИ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
ДИСЦИПЛИНА
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)
2020 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
1 Гимнастика в педагогической системе физического воспитания……..3
2 Разновидности урока и его структура…………………………………...5
3 Способы организации учебно-воспитательного процесса…………….12
Заключение………………………………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………..19
Введение
Эффективность учебно-воспитательного процесса в гимнастике зависит от организации и методики проведения занятий. Ведущее место в практике физического воспитания отводиться уроку - основной форме организации занятий. Он провидится под руководством преподавателя, который может квалифицированно обеспечить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процесса путем:
1. Правильной постановки педагогических задач (на основании учебного плана, программы и других документов).
2. Рационального подбора средств для решения задач, как отдельного занятия, так и всего учебно-воспитательного процесса.
3. Правильной методики обучения упражнениям (хороший показ, доступное объяснение техники изучаемых упражнений; применение различных методических приемов, облегчающих их усвоение; обеспечение исправления ошибок и т.д.). Коллективное участие занимающихся в овладении программным материалом - одним из весомых достоинств урока. Находясь в группе, занимающимся легче анализировать технику упражнений, сравнивать свои действия с действиями товарищей. Кроме того, занятия в коллективе способствуют воспитанию организованности, дисциплинированности, чувства ответственности и других нравственно этических качеств. [8]
1 Гимнастика в педагогической системе физического воспитания
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствованы из жизни людей, а искусственно созданы для более целенаправленного и эффективного решения различного рода задач). Как учебно-педагогическая дисциплина гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований, направленная на формирование целостной системы знаний, способностей и качеств; создание соответствующей системы «преподавание–обучение–оценивание»; формирование педагогического мастерства у школьников. [3]
Гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования связаны с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся, выявлением закономерностей выполнения упражнений и их зависимости от системы свойств и качеств человека и т.д. [5]
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности. [2]
В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:
– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Согласно гуманистической концепции культурологического подхода к образовательной сфере «Физическая культура» и идее «человекотворческой сущности физической культуры» (Ю.М. Николаев) расширяется сфера применения гимнастических упражнений в направлении:
– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;
– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребенка, подростка, взрослого, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.
Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач, которые могут быть разделены на три группы.[9]
2 Разновидности урока и его структура
Разнообразие видов гимнастики с характерными для них задачами, средствами, организационно-методическими подходами обуславливает различие в содержании урока. Если при этом учесть и особенности контингента, с которым они проводятся (пол, возраст, степень подготовленности и т.д.), становится понятной необходимость разнообразия форм урока по содержанию и целевому назначению.
Принято различать:
1. Урок усвоения нового материала.
2. Урок закрепления пройденного материала.
3. Контрольный урок, на котором определяется исходный уровень подготовленности занимающихся, оценивать степень освоения пройденного материала.
4. Комбинированный урок, в котором могут решаться задачи обучения новым упражнениям, совершенствования ранее сформированных навыков и контроля качества учебно-тренировочной работы.
Перечисленные выше основные формы урока могут иметь общность в последовательности решения педагогических задач, в порядке чередования гимнастических упражнений, что обуславливается сходством анато-физиологических и психологических особенностей занимающихся, проявляющихся в процессе урока. Занимающиеся не могут без соответствующей подготовки органов и систем организма выполнять трудные физические упражнения, требующие большого мышечного напряжения, максимальной скорости и амплитуды. Чтобы подготовить к такой деятельности СС, дыхательную системы, мышечно-связочный аппарат, чтобы достичь оптимального возбуждения ЦНС, требуется определенное время. Этот период времени, связанный с фазой врабатываемости именуется разминкой. Он характерен для любого занятия и соответствует подготовительной части урока. [10]
В основной части урока решаются главные задачи. Используемые для этого упражнения требуют большого напряжения сил и высокого уровня работоспособности.
После интенсивной работы необходимо привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние, ускорить восстановительные процессы. С этой целью предусматривается заключительная часть урока. [11]
Содержание и методика проведения отдельных частей урока.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз. В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй - проводится основная работа, а в третьей - работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной.
Методические рекомендации к проведению подготовительной части урока.
Назначение подготовительной части урока - подготовить организм занимающихся к большим физическим нагрузкам и выполнению технически сложных упражнений основной его части.
В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В подготовительной части урока гимнастики, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейке, игры. Слишком интенсивные упражнения могут снизить работоспособность занимающихся в основной части урока. В связи с этим в подготовительной части урока не следует специально развивать у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость и даже гибкость.
В подготовительной части урока решаются следующие задачи:
1. Подготовка ЦНС, вегетативных функций, сенсорных систем к интенсивной работе.
2. Разогревание мышц, связок, повышение подвижности в суставах, т.е. подготовка двигательного аппарата к освоению сложных упражнений.
3. Формирование умений выполнять сравнительно несложные двигательные действия с требуемой пространственно-временной точностью и должной степенью усилий.
4. Формирование правильной осанки. Овладение навыками соблюдения гимнастического стиля движений.
Подготовительная часть урока начинается с построения группы, ее организации, создания определенной настройки.
Проводить ее надо живо и увлекательно. Эмоционально проведенная разминка в определенной мере задает тон всего урока. Особенно, если проводится под музыкальное сопровождение. В целях рациональной траты времени при сообщении задач урока следует подчеркнуть главное, самое важное, избегая деталей, о которых придется говорить в основной части урока. Иное дело, когда занимающимся сообщается, что на данном уроке начинается разучивание упражнений, которые учащиеся будут сдавать в конце четверти или, что данный урок посвящается, главным образом физических качеств и т.п. [4]
Следует вносить разнообразие в начало урока, избегая шаблона. Это активизирует внимание занимающихся. Обычно с этой целью используют заранее подготовленный перечень различных заданий.
Решая оздоровительные задачи средствами общего воздействия, следует чаще использовать в уроке соединения из 2-3 вариантов ходьбы, бега или прыжков. Они могут выполняться на заданное количество счетов. Можно чередовать различные виды ходьбы или бега, двигаясь вдоль каждой из четырех сторон зала или разнообразить движение «змейкой», передвигаясь в одном направлении обычным шагом , а в противоположном - скрестным шагом на носках.
С большим успехом в подготовительной части урока проходят упражнения аэробики, которые отличаются большой динамичностью и создают хорошие предпосылки развитию вегетативных функций занимающихся. Небольшой комплекс таких упражнений на 5-6 минут по энергетическим затратам не уступает бегу трусцой равной продолжительности, а по эмоциональному заряду значительно превосходит.
ОРУ - основное средство подготовительной части. Они лучше других средств способствуют решению задач разностороннего физического развития, совершенствования способностей соразмерять движения по направлению, скорости, ритму и тем самым закладывать основы общедвигательной подготовки занимающихся; вырабатывать гимнастический стиль, а в широком смысле - двигательную культуру.
ОРУ проводятся в виде комплексов, включающих 6-10 упражнений. Их количество диктуется как характером упражнений, так и дозировкой, временем отведенным на разминку, особенностями предстоящей на уроке работы, температурой воздуха в зале и т.д.
Выбор упражнений для подготовительной части урока зависит прежде всего от задач урока, контингента занимающихся и от условий, которыми располагает преподаватель. [4]
Даже в рамках одного урока занимающиеся выполняют большой объем разнообразных упражнений с воздействием на разные звенья опорно-двигательного аппарата. Это обогащает двигательный опыт, создающий благоприятные условия для позитивного переноса качеств и навыков, которые формируются в основной части урока.
Подготовительно часть урока не должна сводиться только к разминке. Это сужает ее педагогическую значимость и уменьшает ее продолжительность. Если занятия проводятся с детьми - длительность подготовительной части в пределах 7-10 минут может быть достаточной для разминки и решения других важных задач. В работе со взрослыми людьми требуется больше времени - от 12 до 15 минут.
Постановка образовательных задач обусловливает видоизменение содержания и количества упражнений, что потребует увеличение продолжительности подготовительной части урока.
С методической точки зрения весь комплекс действий, используемых преподавателем в начальной части урока, направлен на то, чтобы:
1. Добиться от занимающихся точного выполнения упражнений. В этом кроется суть успеха в овладении программным материалом в кратчайшие сроки и при минимальных затратах времени.
2. Обеспечить и поддержать интерес занимающихся к упражнениям. Отсутствие такого - верный признак формального выполнения движения с низким коэффициентом полезного действия.
3. Развить самостоятельность мышления и самостоятельность действий. Образовательная ценность воспитания и обучения возрастет, если преподаватель продумает организацию и построение работы так, чтобы занимающиеся могли проявить себя. В этой связи как нельзя лучше подходят упражнения в парах, планирование индивидуальных заданий, практика постоянной смены направляющего (возможность каждому испытать себя в роли лидера, на которого равняются остальные).
Методические рекомендации к проведению основной части урока.
Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого в основной части урока применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные упражнения, обще развивающие упражнения повышенной интенсивности, игры и эстафеты.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Формирование разнообразных двигательных умений и навыков, которые могут быть использованы в повседневной жизни, в профессиональной деятельности.
2. Развитие физических, волевых качеств и функциональных возможностей организма.
3. Воспитание у занимающихся осознанного отношения к занятиям, любви к учебе, труду, чувства собственного достоинства, доброжелательного отношения к окружающим.
Эти задачи решаются параллельно на каждом уроке с помощью широкого круга используемых в гимнастике средств.
Обучаемые должны понимать смысл предлагаемых им упражнений, видеть положительные результаты своих занятий. Им нужен успех, вселяющий уверенность в своих силах, побуждающий их к дальнейшему совершенствованию.
В основной части урока используются упражнения на снарядах, прыжки вольные и акробатические, ОРУ и прикладные упражнения, упражнения художественной гимнастики, аэробики, на батуте. Строевые упражнения применяются в служебных целях, главным образом для организованного передвижения занимающихся от одного вида упражнений к другому.
Характерной особенностью урока гимнастики является его многотемность. Количество разнообразных умений и навыков, которые требуется формировать параллельно или последовательно, достаточно велика. Это заставляет преподавателя тщательно продумывать объем включаемого в урок теоретического и практического материала, его чередование на каждом уроке. Урок не должен быть перегружен и учебным материалом.
В зависимости от сложности изучаемых упражнений целесообразно планировать не более 1-2 новых элементов или соединений в уроке, распределяя их так, чтобы координационно сложные, требующие большой точности и нервного напряжения изучались в начале основной части, на свежие силы.
Упражнения повышенной интенсивности, связанные с преодолением препятствий, переноской груза, а также специальные ОРУ для развития физических качеств нужно планировать на вторую половину основной части. Следует чередовать виды занятий с таким расчетом, чтобы упражнения в висе чередовались с упражнениями в упоре, а однотипные по характеру упражнения не следовали одно за другим.
Важную роль в организации учебного процесса играет четкость действий занимающихся при подготовке мест занятий для основной части урока, а также уборке снарядов после занятий. Все это важно для экономного использования времени урока. Важно это и в воспитательном отношении.
Методические рекомендации к проведению основной части урока.
Задачи заключительной части урока:
1. Снижение физической и психической нагрузки.
2. Подведение итогов урока и домашнее задания для самостоятельных занятий.
Содержание заключительной части зависит от содержания урока, от характера нагрузки, полученной в основной части.
Обычно в этой части урока применяются успокаивающие упражнения: ходьба с различным положением рук, упражнения на дыхание, на расслабление.
После упражнений основной части, вызвавших повышенное эмоциональное состояние, целесообразно проводить отвлекающие упражнения - спокойные игры на внимание, упражнения с музыкальным сопровождением. Если в конце основной части проводились упражнения с большой физической нагрузкой, например, круговая тренировка, в заключительную часть стоит включить упражнения, создающие бодрое, жизнерадостное настроение. Это могут быть те же игры и танцевальные упражнения, но иного характера.
Заканчивается урок построением группы, кратким подведением итогов занятий, установкой на последующий урок. [6]
3 Способы организации учебно-воспитательного процесса
В зависимости от задач урока, от содержания, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.
Групповой способ. При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений. Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени они меняются местами.
Формировать отделения нужно прежде всего по полу. Желательно
также более подготовленных и менее подготовленных разводить по
соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.
Проводя урок групповым способом, преподаватель обязан предусмотреть меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются с помощниками методические приемы, обеспечивающие решение педагогических задач и мер безопасности.
Фронтальный способ. Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении ОРУ, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.
Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя,
фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель не применит использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.
Поточный способ успешно применяется при проведении некоторых акробатических упражнений (кувырки, перевороты), хорошо изученных прыжков, прикладных упражнений. При этом занимающиеся выполняют упражнения один за другим с минимальным интервалом, быстро возвращаются в и.п. и снова включаются в выполнение. Такой способ проведения занятий очень эмоционален, нагрузочен, но требует точного и быстрого расчета действий, поскольку от этого зависит успешное выполнение упражнения всеми занимающимися.
Обеспечение достаточной функциональной нагрузки - одна из важнейших задач занятий физическими упражнениями. Говоря об эффективности урока, с точки зрения воздействия на функциональную сферу, следует иметь в виду не столько общую плотность, сколько моторную плотность.
Высокие показатели моторной плотности подготовительной части урока означают проведение упражнений с минимальными простоями. В основной части урока показатели моторной плоскости не постоянны и меняются в зависимости от формы организации работы.
Индивидуальный способ. Индивидуальный способ организации учебного труда на уроке чаще всего предусматривает индивидуальные задания. Их дает учитель, если чувствует отстаивание ученика от класса в освоении учебного материала, связанное с пропуском по причине болезни, недостаточного функционального состояния и уровня развития отдельных физических качеств. В отдельных случаях этот вид подготовки учащегося может быть связан с выполнением поручения педагога, готовящего себе ассистента, помощника из числа учащихся, имеющих высокие спортивные результаты в том или ином виде гимнастики.
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений - круговая тренировка.
Фронтальная форма организации - это выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса.
Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом, поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком. Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.
Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом. Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех, под общим руководством учителя.
Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, поддерживать рабочую дисциплину.
Положительная сторона данной формы организации заключается в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная - здесь ограничены возможности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, постоянно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма особенно рациональна на уроках физической культуры в I-IV классах, поскольку младшие школьники отличаются большей подвижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состоянии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности данного контингента учащихся.
Групповая форма организации - временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.
Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости, что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.
По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнений.
Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их.
Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности.
На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Индивидуальная форма организации - каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.
Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи.
Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов. Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения.
Круговая тренировка - наиболее развитая ступень групповой формы организации. Занятия физической культурой и спортом проходят одновременно в группе и как индивидуальная форма организации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимающихся.
Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую популярность, что она рекомендована для систематического использования на школьных уроках физической культуры с IV-V классов. Круговая тренировка дает возможность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.
В зависимости от конкретных задач урока круговая форма организации уместна во всех трех его частях.
Включение круговой формы во вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интенсивная работа в его основной части, требующая большего напряжения в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает учащихся к предстоящей работе. [7]
Заключение
Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. На уроках, желательно, чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.
Наиболее оптимальные формы проведения урока гимнастики: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.
Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.
Литература
- Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС, 2006. 368 с.
- Васильков В.Г. Методика преподавания гимнастики в 5–8 классах. М., 1963.
- Гимнастика / Под общ. ред. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: Физическая культура и спорт, 1977.
- Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. – Тирасполь, 2006.
- Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры /Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физическая культура и спорт, 1987.
- Гимнастика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.
- Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е. Любомирского. М., 1989.
- Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2004.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Полыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- основная форма организации занятий гимнастикой в школе.
Общие требования, задачи, части урока....
ритмическая гимнастика в школе на уроках физической культуры
1. Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован проб...
Подготовительные упражнения на уроках гимнастики для средней школы
Комплекс №1 (к опорным прыжкам) С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе и в темпе толчок двумя ногами – прыжок вверх прогнувшись – устойчивое приземление в полуприсед, руки вперед – наружу (5...
Особенности уроков гимнастики в младшей школе
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с дошкольного и младшего ...
Доклад по физической культуре "Методика проведения урока гимнастики в сельской школе"
Методика проведения урока гимнастики в сельской школе. Из опыта работы....
Развитие пассивной гибкости на уроке гимнастики в школе.
Актуальное всестороннее развитие детей, их культурный и моральный уровень, разносторонние волевые свойства личности, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и л...
Здоровье сберегающие технологии на уроках гимнастики в школе
На уроках физической культуры в школе, детям с ослабленным здоровьем сязаных с опорно двигательным аппаратом, можно подобрать множество простых упражнений. Но из своей пракики могу сказать что особенн...