Методика обучения волейболу.
методическая разработка по физкультуре

Потешкина Наталья Николаевна

Методика обучения волейболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vol.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения волейболу.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.

Проблемы технической подготовки юных волейболистов в современной методической литературе.

Глава II.

Задачи, методы и организация исследования.

Глава III.

Техника и методика обучения верхней передачи.

  1. Изучить подготовительные упражнения, применяемые при обучении верхней передачи.
  2. Изучить подводящие упражнения, применяемые при обучении верхней передачи.
  3. Упражнения по совершенствованию верхней передачи.

ВЫВОД.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЯ.

ВВЕДЕНИЕ

В системе физического воспитания определенное место занимает вид спорта – волейбол.

Волейбол появился в 1895 году в США и быстро завоевал популярность в других странах. Ныне это самый массовый вид спорта в мире, в волейбол играет свыше 40 млн.человек. В спортивных секциях нашей страны – свыше 5 млн. волейболистов.

В нашей стране волейбольные команды появились вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции. Первые энтузиасты волейбола многое сделали для популяризации этой игры в нашей стране. Показательные матчи и тренировки проводились в парках культуры и отдыха, на площадях больших городов. Сначала этой новой игрой увлеклись в Москве, некоторых городах Украины, Поволжья и Дальневосточного края. Массовое же развитие волейбола, как спортивной игры, начинается с 1928 года. Именно тогда на Всесоюзной спартакиаде впервые был разыгран чемпионат с участием команд Москвы, Украины, Закавказья, Дальневосточного края и Северного Кавказа. С тех пор волейболом начали увлекаться по всей стране.

Видное место в системе физического воспитания школьников принадлежит волейболу. Волейбол включен как самостоятельный раздел в программу по физической культуре для восьмилетних и средних школ.

Глава I.

Проблемы технической подготовки юных волейболистов в современной методической литературе.

Процесс спортивной подготовки волейболистов, направленный на достижение высоких спортивных результатов, неразрывно связан с постоянным улучшением технических приемов игры.

Выдающиеся показатели могут быть достигнуты только в результате правильной всесторонней технической подготовки игроков. Для этого необходимо:

1.Владеть всеми современными техническими приемами игры и уметь выполнять их наиболее совершенными способами (их разновидностями) в различных условиях. Такая необходимость обусловлена тем, что игра стала носить динамический характер, повысилась степень активного сопротивления. Все это требует не только быстрых, но и внезапных действий.

2. Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, чем другим игрокам. В связи с выполнением определенных функций в команде.

Игроки должны пользоваться всеми приемами техники. Однако в острой комбинационной игре максимально используются индивидуальные особенности каждого игрока: его рост, подвижность, тактическое мышление.

3. Постоянно повышать качество выполнения приемов, добиваться свободного и непринужденного выполнения движений, точного выполнения приемов маскировки своих движений, выполнение приемов в различных физиологических и психологических состояний.

Овладение рациональной техникой в наиболее короткие сроки зависит от знания путей развития современной техники и продуманного, планомерного построения всего многолетнего процесса. Этот многолетний процесс можно условно разделить на начальную техническую подготовку (постановку техники) и ее дальнейшее совершенствование.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, которую они выполняют в своей команде. В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона.

Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться разнообразны.

Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

hello_html_4270b52c.gif

Глава II.

Задачи и методы технической подготовки.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить технику верхней передачи.
  2. Изучить подготовительные упражнения приема при обучении техники верхней передачи.
  3. Изучить подводящие упражнения приема при обучении верхней передачи.
  4. Изучить упражнения по совершенствованию верхней передачи.

Поставленные задачи решались следующими методами педагогическими исследованиями:

  1. Метод анализа и обобщения совершенствования научно-методических исследований.
  2. Метод педагогического наблюдения.
  3. Метод анализа и обобщения работы тренеров ДЮСШ Мелекесского района

Первостепенная задача технической подготовки – правильное овладение основой рациональной техники игры в волейбол.

Важное значение имеет выявление тенденций развития техники игры и прогнозирование рациональной техники, позволяющие более полно разработать модельные характеристики команды и отдельного спортсмена. Основой рациональной техники овладевают все начинающие, Они должны прочно освоить технику основных приемов игры.

Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального исследования положительных индивидуальных особенностей спортсменов, во-вторых, для определения игровой инструкции волейболиста. После определения игровой инструкции технику совершенствуют также с учетом этой функции.

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на первый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов т.к. в обычных игровых условий и в особенно более трудных условиях соревнований.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесторонней технической подготовки волейболиста. Это предполагает прочную координационную основу технических приемов, устойчивую высокую надежность основных приемов игры каждого спортсмена и, техническое мастерство применительно к игровой функции каждого спортсмена в команде.

Итак, рациональная техника с учетом требований игры и тенденций ее развития; широкий арсенал, обеспечивающий высокий уровень игры, специализация, надежность.

МЕТОДЫ:

Методы, применяемые в процессе технической подготовке, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап – ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют показ и объяснение. Личный показ тренер дополняет демонстрацией наглядных пособий:

кинограмм, кинокольцовок, схем, макетов площадки и т.д.Объяснение должно быть образным, кратким. Обычно показ чередуется объяснением. Кроме того, занимающиеся пытаются прочно выполнить технический прием.

Второй этап – изучение приема в упрощенных условиях.

  1. Метод целостного обучения

При целостном разучивании занимающиеся выполняют технический прием полностью. Этот метод применяют при разучивании простых технических приемов несложных по структуре.

  1. Метод обучения по частям.

Метод подводящих упражнений. Технический прием разделяют на составные части, выделяя основное звено, или то, что трудно дается занимающимся. Успех в обучении на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по структуре они должны быть близки к техническому приему, а по степени упрощения соответствовать силам и возможностям занимающихся.

  1. Методы управления.

К ним относятся команда, распоряжение световое и звуковое лидирование (ритм шагов в нападающем ударе), зрительные и звуковые сигналы, зрительные ориентиры

(направление разбега при нападающем ударе, место отталкивания при блокировании).

  1. Методы двигательной наглядности.

Сюда входит непосредственная помощь преподавателя занимающемуся, а также применение специального оборудования (обучающее устройство, тренажеры и т.п.)

  1. Методы информации.

Очень важно довести до сведения занимающихся результаты выполнения технического приема.

Третий этап – изучение приема в усложненных условиях.

  1. Повторный метод.

Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление навыков и знаний, стабильность и надежность техники.

  1. Применение усложнений

(введение нескольких мячей, усиление сопротивления на блоке, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т.п.)

  1. Выполнение приемов игры на фоне утомления (в конце занятий, после интенсивных упражнений).
  1. Игровой и соревновательный методы.

  1. Сопряженный метод. Он позволяет одновременно решать задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также технической подготовки и тактических умений.

  1. Круговая тренировка. Совершенствование отдельных частей и приема в целом

Четвертый этап- закрепление приема в игре.

  1. Анализ выполненных движений.

Для этого применяют различные записи игры

( киносъемку, видеозапись и т.п.)

  1. Специальные задания в учебной игре, тесно связанные с задачами которые решаются в данном занятии по технической подготовке. Более высокой степенью здесь служат задания – установки в контрольных играх.

  1. Игровой метод.

Проведение усложненных заданий по выполнению отдельных технических приемов или их сочетаний в виде игры (например : подачи на точность попадания мячом в мишени на площадке и т.п.)

  1. Соревновательный метод.

Выполнений сложных заданий по технике в форме соревнования отдельных игроков или групп (команд) между собой учитывая количественные и качественные показатели.

ГЛАВА III

Техника и методика обучения верхней передачи.

Техника верхней передачи является основным при организации нападающих действий. С него начинается овладение действиями с мячом. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания, а для связующих игроков совершенствование навыков верхней передачи составляет основу всех тренировочных занятий.

Техника передачи включает, во-первых тонкий расчет движений игрока в соответствии с направлением и скоростью полета мяча, что важно для того, чтобы своевременно принять исходное положение, во-вторых собственно передачи т.е. воздействие рук на мяч. Это и следует учитывать данному техническому приему в процессе обучения.

Сначала надо обучить стойке волейболиста и правильному положению рук и кистей. Объяснив и показав занимающимся существующие стойки волейболистов, необходимо потребовать, чтобы они приняли основную стойку волейболиста. Проверить качество выполнения. Затем показать и проверить положение рук при выполнении передачи. При обучении передачам, необходимо обращать серьезное внимание на воспитание у занимающихся правильного отношения к верхним передачам и применению их в игре.

От успешного обучения приему и передаче мяча руками сверху во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий и совершенствование ее в той или иной форме проводится на всех занятиях, за исключением тех, которые полностью посвящаются О.Ф.П.

Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Не овладев этим невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе.

Обязательным условием правильного выполнения передачи являются своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно обхватывают мяч, образуя своеобразную воронку (момент приема).

Основная нагрузка при передаче (собственно передача) падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются разгибанием в лучезапястных суставах, и эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление. Передача вперед выполняется в стойке (опорное положение) и в прыжке (в безопорном положении). При выполнении передачи в стойке активную роль играют мышцы ног, туловища и рук. В прыжке передача выполняется за счет активного разгибания рук в локтевых и лучезапястных суставах. Прием передача должна выполняться только в конечной фазе подъема или «мертвой» точке прыжка.hello_html_6a9c0a27.gif

При передачах над собой больше сгибается сзади стоящая нога, за счет чего таз подается вперед и туловище откланяется назад. Создаются условия для передачи таким же движением рук, как и для передачи вперед: руки разгибаются только в локтевых суставах вверх: кисти остаются открытыми.

При передаче назад плечи больше отводятся назад за счет прогиба в поясничной части туловища, руки разгибаются вверх назад. Чем больше расстояние для передачи, тем энергичнее прогиб в пояснице и выпрямление ног в коленных суставах.

Передача в прыжке с имитацией нападающего удара названная откидка – эффективный тактический приём. После прыжка и замаха рука опускается до головы, таким образом, создаётся И.П. для передаче в прыжке.

Передача одной рукой сверху применяется редко. Главным образом для короткой передачи мяча вдоль сетки и над собой. При выполнении передачи одной рукой кисть разворачивается ладонью вперед. Мяч ложится на первую и второю фаланге трёх средних пальцев большой и мизинец поддерживают мяч с обоих сторон.

3.1. Подготовительные упражнения, применяемые при обучении верхней передачи.

Особое внимание перед непосредственным изучением верхней передачи надо уделять упражнениям с набивными мячами (вес 1,5- 2кг).

  1. Ловля набивного мяча в средней и низкой стойке. Очень важно чтобы дети ловили мяч у лица (над головой) и по возможности пальцами и момент ловли слегка приседали. Из этого положения одновременно разгибая ноги и руки нужно бросить мяч партнёру. Главное в этом движении заключительное движении кистями и пальцами рук а также согласованное движении рук и ног.
  1. Построение 2 колоны в одной колоне набивные мячи, вторая без мячей передвигаясь приставными шагами правым (левым) боком в средней стойки выполняем передачу сверху набивного мяча в движении.

  1. Броски набивного мяча над собой и ловля. Ловить мяч на пальцы. После ловли мяч вниз не опускать, при ловле не приседать. Держа мяч у лица, и выпрямляя ноги, бросить мяч над собой.

  1. Броски набивного мяча назад из положения низкой стойки, мяч перед лицом. Надо следить за тем, чтобы занимающиеся бросали мяч за счет разгибания рук в локтевых суставах, заключительного движения кистями и пальцами рук, а также разгибания ног.

  1. Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с бросками мяча вперед-вверх, над собой назад.

  1. Разбиваемся в колонну по три. Два человека с правой стороны зала, третий в 3-4 шагах напротив них. У двух человек один набивной мяч, выполняется передача сверху и бежит следом за мячом, туда, где стоит один человек (передача с перебежкой).

  1. Подводящие упражнения, применяемые при обучении верхней передачи.

Детям вначале трудно рассчитывать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи. Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема мяча и передачу, и предупреждают появление целого ряда ошибок. На подводящих упражнениях долго задерживаться не надо, как только занимающиеся освоят основу движения, надо переходить к упражнениям по технике. Однако тем детям, которым трудно дается освоение передач, не нужно спешить с переходом к упражнениям по технике, а надо продолжить выполнение подводящих упражнений.

Подводящие упражнения для приема и передачи мяча сверху таковы:

  1. Прием и передача мяча сверху двумя руками волейбольного мяча подвешенного на шнуре. Передача выполняется стоя на месте вперед-вверх, над собой и назад.

  1. Прием и передача подвешенного мяча сверху после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

  1. Прием сверху и первая передача подвешенного мяча из зоны 6 в направлении зон 3, 2, 4.

  1. Верхняя вторая передача подвешенного мяча из зоны 3, 2 в направлении зоны 4, а из зоны 3 в зоны 2 и 4 стоя спиной в направлении передачи.

  1. В парах. Один занимающийся подбрасывает мяч вверх и верхней передачей посылает его партнеру, тот ловит мяч и делает тоже самое. Надо следить чтобы после подбрасывания мяча занимающийся принял стойку и согласованно выполнил все необходимые движения и правильно отбил мяч пальцами на уровне лица, так как это очень важный момент в обучении передачам.
  2. В парах. Один занимающийся подбрасывает мяч партнеру, второй верхней передачей посылает мяч обратно.

3.3.Упражнения по совершенствованию

верхней передачи.

  1. Занимающиеся строятся в 2 шеренги друг против друга на расстоянии 3-4 м. Выполняются верхние передачи в парах на различные расстояния, разные по высоте и скорости. Партнер может искусственно затруднять выполнение передачи занимающемуся, направляя мяч несколько вперед в сторону за него. Это будет способствовать совершенствованию выполнения передачи с предварительным перемещением.

  1. Построение тоже. Чередование передач над собой с передачами партнеру. Передачу партнеру можно выполнять из различных исходных положений- лицом к партнеру, боком и спиной к нему.

  1. Три игрока становятся в колонну. 1 игрок делает передачу 2, тот передает мяч за голову игроку 3, а игрок 3 длинной передачей направляет игроку 1.

  1. Занимающиеся построены в 2 шеренги на расстоянии 8-9м друг от друга. Один занимающийся ударяет мячом о пол, второй перемещается, как только мяч отскочил от пола, передает его партнеру, из различных исходных положений.

  1. Занимающиеся располагаются в зонах 6, 3 и 4(2). Мяч передают из зоны 6 в зону 3, из зоны 3 в зону 4, из зоны 4 в зону 5, из зоны 5 в зону 6. Занимающиеся перемещаются по уходу передачи.

  1. Занимающиеся располагаются в зонах 5, 2, 4 или 1, 4, 2 выполняются длинные передачи 5-2-4-5 или 1-4-2-1 перемещение по ходу мяча.

  1. Занимающийся располагается в 2 шеренги напротив друг друга на расстоянии 1,5-2м. Занимающийся выполняет передачу в прыжке. После овладения передачей в прыжке можно давать упражнение у сетки с выполнением откидки.

ВЫВОД:

Использование волейбола в физическом воспитании молодежи имеет по сравнению с использованием других спортивных игр ряд преимуществ. В волейбол можно играть и на улице, игра не требует большой территории для площадки, не предъявляет больших требований к оборудованию, можно играть с различным числом игроков или же смешанными командами. Правила игры легко доступны для понимания, их можно приспособить в зависимости от условий.

Включение игр с мячом в физическое воспитание молодежи даёт возможность ещё в раннем детстве знакомиться с мячом. Они учатся правильно предугадывать направление полета мяча и принимать соответствующее положение в нужном направлении, овладевают необходимой координацией и упражняются при броске и ловле мяча.

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне её.

Физические упражнения – это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.

Приобщение к физической культуре – одна из важнейших программных задач воспитания. Успешному разрешению её в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни.