«Методика обучения волейболу, средствами подвижных игр, с учетом дидактических требований в группах СОГ 7 лет и НП 1 г.о.»
методическая разработка по теме

Астанина Наталья Валерьевна

В методической разработке представлены подвижные игры при обучении игре волейбол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Методика обучения волейболу, средствами подвижных игр, с учетом дидактических требований в группах СОГ 7 лет и НП 1 г.о.»

                                              Подготовила:

                                                             Тренер-преподаватель

                                                Астанина Н.В.

2011 год

  Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.

    Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что ученик сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят, независимо от возраста, способностей и подготовки. Всемирно известный «король футбола» бразилец Пеле в одном из интервью сказал: «тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге, они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».

    Всегда есть игры, которые особенно любимы ребятами. Они обычно не очень сложны, играть в них можно без присмотра старших. Не требуют они сложного инвентаря или вовсе в нём не нуждаются. Это салки, прятки, игры со скакалкой, палкой, верёвкой, мячом. Групповые игры с водящим сменяются играми, где действуют команды. Если в групповых играх при выборе водящего в силу вступает жребий (например: считалка), то команды для игр составляются обычно по желанию. В этом случае капитаны команд по очереди выбирают себе игроков из сговаривающихся пар. Иной раз желающие играть встают в шеренгу, и капитаны по очереди (через одного)набирают свои команды. А могут сформироваться команды просто, по уже привычному, разделению.

  Наблюдая за играми детей, тренер не должен быть назойливым наставником. Его задача сводится к наблюдению, чтобы правила соблюдались одинаково всеми, и не унижалось достоинство отдельных игроков.

  Тренер может предложить новую игру, которую ребята ещё не знают. Но в этом случае надо умело рассказать о ней, соблюдая следующую последовательность: назвать игру, описать границы площадки и те роли, которые принимают на себя игроки. После этого сообщается ход игры (можно показать отдельный фрагмент игры). Затем надо сказать о том, кто будет считаться победителем, какие правила надо соблюдать.

    Замечено, что многие учителя видят свою задачу лишь в том, чтобы вызвать дух соревнования, а потом успокаивать страсти, не допускать конфликтов, и, наконец, даже прерывать игру. Здесь надо помнить, что многие социальные чувства и нормы поведения, такие, как товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоистических инстинктов, честность и справедливость, будут более надёжно закреплены, если по окончании игры провести разбор конфликтов, обсудить поведение отдельных игроков. Поэтому, если игрой ребят руководит тренер, его задача состоит не только в том, чтобы сдерживать эмоции детей, сколько в управлении групповым мышлением в ходе игры и после её окончания.          Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга.

   В подвижных играх, где в отличие от других  выражена роль движений. Именно поэтому они широко используются как средство физического воспитания. Содержание такой игры составляет сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность, ограниченная правилами. Организация действий участников в подвижных играх представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и потому, что как объект информации она не представляет для них неопределённости. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяема, не похожа на предыдущие варианты, действия участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предлагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

     Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, украшать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. Игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Всё это очень важно для развития личности.

     В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определённым признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач. Подвижные игры, можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.

     К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником.

  Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Карась и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др.) Такие игры имеют, как правило, определённое сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанных двигательных навыков, применяемых в различных условиях и сочетаниях.

1. «Салки»

Содержание: любая ограниченная площадка (границы устанавливает преподаватель, в зависимости от количества участников игры). Выбирается или назначается "Салка", задача которого догнать любого игрока и запятнать (коснуться) его, если он не принял (не успел принять) заданную тренером стойку. Запрещено игрокам выходить за пределы площадки. Осаленный игрок становится "Салкой» и игра продолжается. Варианты игр:

    а) можно одновременно играть на нескольких площадках, разделив учащихся на несколько групп (по полу, по подготовленности и др.);

   б)  в игре 2-3 "Салки";

   в)  осаливание не рукой, а волейбольным мячом.

2. «Охотники и утки»:

   Содержание: игроки делятся на две команды. Одна – располагается по кругу (квадрату или в две встречные шеренги) на расстоянии 6-8 метров. Вторая команда произвольно располагается внутри круга, квадрата, шеренг. Задача первой – используя волейбольный прием выбить мячом игроков второй команды. Задача второй — увернуться от осаливания или принять мяч и передать своему же игроку.

   Правила: осаленные игроки выбывают из игры; при правильном приеме мяча командой, стоящей внутри круга - смена мест; игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется 1 игрок, затем команды - меняются местами. – Отработка нападающего удара.

      Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновения с командой противника. Участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного прямого влияния на действия игроков другой команды, например, игры на площадке, разделённой средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка».

1.1. «Пионербол».

Правила игры

   Игра ведётся с волейбольным мячом на волейбольной площадке. В каждой команде — от шести до семи человек. Первый игрок делает бросок с дальней окраины своей половины поля через сетку на половину поля команды противника. Один из игроков последней должен поймать мяч и, сделав не более трёх шагов на своей половине площадки, перебросить его через сетку обратно на половину поля первой команды. Один из игроков первой команды также должен поймать мяч и, сделав не более трёх шагов, перебросить его на половину поля команды соперника. И так далее до тех пор, пока мяч не упадёт на землю, тогда бросившей мяч команде засчитывается одно очко. После 15 очков команды меняются сторонами поля и разыгрывается вторая партия. Если по результат двух партий 1-1, назначается третья партия.

Варианты

   Иногда действует «правило трёх передач», в этом случае игроки одной команды должны два раза перебросить мяч между собой, а третий бросок должен быть на половину поля соперника. Кроме того, как и в волейболе, может применяться правило "потери подачи". В этом случае пропустившая мяч команда, которая была подающей, только теряет подачу, но не отдаёт очков соперникам. Таким образом, за одну подачу очки могут начисляться только подающей команде.

1.2. «Пионербол с двумя мячами».

Играют две команды, от шести до восьми игроков в каждой. Игрок первой команды получает один мяч, а игрок второй команды получает второй мяч. Они располагаются в углах, каждый — своей половины поля, и готовятся к подаче (броску мяча на половину поля противника) по свистку судьи. После свистка задача каждой из команд — чтобы оба мяча одновременно не оказались на её половине поля: если оба мяча одновременно коснутся рук или земли на половине поля команды, команде соперника засчитывается очко. В остальном правила схожи с основным вариантом пионербола.

2. Игра «Перестрелка»

       Цель: развитие ловкости и быстроты.

       Инвентарь и оборудование: волейбольный мяч, гимнастическая

скамейка.

       Подготовка: на двух противоположных сторонах площадки,

параллельно средней линии проводятся линии плена (или ставятся скамейки)

на расстоянии от 1 до 1,5 м от стены, образуя коридор плена. От средней

линии коридор плена находится на расстоянии от 6 до 10 м. Играющие

делятся на 2 равные команды, и каждая свободно размещается на своем поле

от средней линии до линии плена. В каждой команде выбираются капитаны.

       Описание игры. Тренер подбрасывает мяч над средней линией

между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам.

Получив мяч, игрок стремиться попасть им в противника, не заходя за

среднюю линию. Осаленный игрок отправляется в плен, до тех пор пока

игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого он

возвращается в свою команду).

       Правила игры:

       1) играют от 10 до 15 минут, после чего подсчитывают пленных;

       2) побеждает команда, у которой больше пленных.

  Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определённых заданий. Действия производятся в порядке очерёдности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.

 1. «Передал – садись»:

Эстафета: в игре участвуют несколько команд, которые выстраиваются в колонны на расстоянии 1,5-2 м. Капитаны команд становятся напротив своей колонны на определенное расстояние (2-3 м). По команде капитан начинает выполнять передачи своим игрокам по очереди, а игроки, выполнив обратную передачу, садятся на пол или приседают. Игра заканчивается тогда, когда все игроки выполняют заданную передачу. Правила: при потере мяча, игра возобновляется с игрока потерявшего мяч. – Отработка передачи.

2. «Эстафета – не потеряй мяч!»:

 Играет любое количество команд. Команды стоят в колоннах по одному, по сигналу направляющие начинают передачу над собой с перемещением вперед до определенного места, а возвращаются, перемещаясь спиной вперед. Передачу мяча следующему игроку выполнять передачей без ловли. В случае потери мяча возобновлять игру с места потери. – Отработка передачи мяча, перемещение, ориентация на поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС  для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...

Методика обучения гребле на ялах с учетом особенностей подросткового возраста в первый год обучения

Задачи:Адаптировать методику обучения гребле к возможностям и интересам воспитанников определенной возрастной категорииПовысить качество успешного проведения тренировокПовысить уровень учебной мотивац...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

В презентации  описаны  методы  и  формы  работы  с  обучающимися. Показаны  основные  приёмы  работы  с  обучающимися....

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Данный материал представлен с презентацией и будет полезен педагогам для создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах....

Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...

Методика обучения волейболу.

Методика обучения волейболу....