Главные вкладки

    Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик
    статья на тему

    Елисеева  Ирина  Петровна

    Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с  детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped.chtenie_-2014g.docx31.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ школа – интернат ООО г. Татарска

            

            Доклад по теме

    "Эффективный  урок  как  основная  форма  обучения  и  воспитания  обучающихся  через  использование  инновационных  дидактических   средств, образовательных  технологий  и  методик"

    Подготовила:

    Елисеева  Ирина  Петровна,

    МБОУ школа-интернат

    учитель  биологии  и химии,

    I  квалификационная  категория

    Достучаться до каждого сердца
    Тех, кого ты решился учить,
    И откроется тайная дверца
    К душам тех, кого смог полюбить!

    Марк Львовский

    Вводная часть. Актуальность.

    В настоящее время перед учителем стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.

     Школа - важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации образовательной  работы. Она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, создание условий для его индивидуального развития.

    Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающиеся проявить свои таланты и весь творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. А воплотить в жизнь данную стратегию позволяет адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

    Таким образом, особая позиция школы состоит в том, что ребенок в ней - не просто ученик, он – личность. Главный акцент в своей деятельности школа делает на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, так как контингент обучающиеся школы неоднороден; поэтому содержание образовательного процесса, подбор технологий осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечён в активную учебную и воспитательную деятельность в зоне своего ближайшего развития. Передо  мной,   учителем биологии встала проблема создания таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

    Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию. Наиболее значимыми качествами «нового типа личности» являются: высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, способность осуществлять совместную коллективную деятельность, умение находить, анализировать, применять информацию.

    Сегодня привычные представления о качестве образования, как о высоком проценте четверок и пятерок, не удовлетворяют не только нас, но и родителей как определяющих социальный заказ нашего времени. Поэтому сегодня главное для ребенка — не сумма знаний, умений и навыков, которые получает он в стенах школы, а умение применять полученные знания и опыт совместной работы и личных достижений при строительстве собственной судьбы. Именно поэтому важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания обучающихся.

    Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы  создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

    Профессия учителя, педагога - творческая профессия. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он  преподаёт, но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Учитель – это личность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Но ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются различные технологии.

    В настоящее время насчитывается более 100 образовательных технологий. Какие - то из них годятся для однихобучающиеся, другие - для других. Приступая к использованию в практике своей работы образовательных технологий, необходимо настраиваться не на механический труд, а на творчество. Использование технологий требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика – напряжённого труда. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

    Основная часть.

    С переходом на новые  образовательные  стандарты, работая с обучающимися, анализируя свои наблюдения, выводы, диагностические исследования, я заметила, что некоторые обучающиеся не умеют или с трудом сравнивают, классифицируют, обобщают, делают выводы, а отсюда слабая успеваемость, не желание учиться. Полагаю, одной из причин слабой успеваемости и отсутствие мотивации является наследственная предрасположенность к определенному типу мышления. Второй причиной является неустойчивая нервная система, слабое здоровье обучающихся. Дети, обучающиеся в школе-интернате из разных социальных групп: многодетные, неполные, неблагополучные семьи, дети, проживающие с опекунами и в детском доме.

    Поэтому, для достижения максимального результативного осуществления развивающего обучения на уроках биологии и во внеклассной работе я работаю по следующим направлениям:

    • активация познавательной деятельности обучающиеся;
    • обучение приемам мышления;
    • активация коммуникативности;
    • требовательное и уважительное отношение с учениками;
    • исключение принуждения в обучении и воспитании за счет дифференциации материала и свободного выбора учащимися уровня сложности заданий;
    • развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений;
    • приоритет активным формам обучения.

    Перечисленные выше направления реализуются через многочисленные формы и методы развития  креативного мышления учащихся на уроках биологии.  Основным системо-образующем  методом в моей практике является эвристический метод, так как

    • метод развивающего обучения, является опорой для формирования креативного мышления;
    • ведущая деятельность учащихся носит поисковый характер, развивающий креативное мышление.

    Творческая деятельность обучающихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замыселобучающихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
    В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого я на уроках  биологии использую нестандартные задания, а также иллюстрированный материалы.

    Более точно раскрыть эвристический метод позволяет следующие конструктивные формы работы:

    • деловая игра на уроках обобщения и систематизации знаний;
    • интеллектуальные турниры по предмету;
    • внеклассная работа: факультативные занятия, предметные недели, вечера, конкурсы, викторины, кружок « Зелёная  планета».
    • нестандартные уроки: урок- путешествия, уроки-консультации, урок- творчества, урок-игра, интегрированные.

    В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

    К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся.

    Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

    За 13  лет работы в школе-интернате  поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков обучающихся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала!  На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое. В этом мне помог Синквейн. 

    Сначала работа вызывает затруднения. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Каждый обучающийся может обсудить свой синквейн с соседом и вдвоём из двух синквейнов они могут составить один, который устраивает обоих. Потом все знакомятся с синквейнами в своей группе. В результате очень часто возникает дискуссия, и рождаются новые, более усовершенствованные синквейны. Это даёт возможность рассуждать обучающимся  и критически рассматривать ту или иную тему. В дальнейшем обучающиеся пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Обучающихся  с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи. 

    Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность. Это достигается практическими, самостоятельными  методами и приемами.Хотелось бы поделится с Вами несколькими  из  них.

    Приём № 1 « Работа  с  пластилином     (пластилинография)»

    Приём  № 2  « Творческие  задание»

    А) Составление  кроссвордов

    Б) Написание  стихов

    В) Написание  сказок

    Г)  Изготовление  книжки –малышки ( растения, грибы, животные, птиц)

    Д) Придумывание  загадок

    Приём № 3  « Дизайн  пришкольной   территории»

    Приём № 4 « Мини – проект"    ( использование  ИКТ)

    •  « Памятка  садоводу-огороднику»
    •  « Выращивание  комнатных  растений»
    •  « Забота  о  домашних  животных»
    •  « Дизайн пришкольной  территории»

    Заключение.

    Оценивая качество своей педагогической деятельности, хотелось бы отметить следующие достижения моих учеников:

    -Результаты проводимых районных мониторингов соответствуют базовому уровню;

    - участие  в  Всероссийской  эколого - биологической  викторине;

    - участие  во  Всероссийском  конкурсе «ТопСлайд»;

    - районный  конкурс  ландшафтных   проектов  ( 1 место);

    -районный  конкурс  "Юннат -2013" ( 1 место);

    -районный  конкурс  юных  исследователей  окружающей  среды  2013 (1 место);

    -районный  конкурс -выставка  учебно-производственных  бригад (2  место);

    -международный  конкурс  "Мосты   дружбы" ( участие);

    -районный  конкурс  "Птичья  столовая"  (благодарность)

    Результаты деятельности выражаю в следующем:

    • Ребята с удовольствием занимаются внеклассной работой по предмету (неделя биологии  и  химии, олимпиады, конкурсы, исследовательские  работы, районные мероприятия) и занимают призовые места.
    • Высокая творческая активность учащихся (создание проектов, создание презентаций, созданных совместно с учителем, составляют  кроссворды, ребусы, пишут  стихи)

    Биология - очень интересный предмет, который полон тайн и загадок. Учебные занятия с использованием современных образовательных технологий увлекают обучающихся своей необычностью проведения, приносят радость, успех и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку, познавательный интерес.

    Здесь проявляется инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию. Когда обучающимсявсё понятно, когда не возникает трудностей в выполнении заданий, когда успешно усваивается тема, тогда и повышается познавательная активность. Обучающиеся  с удовольствием отвечают на уроках, стремятся показать, чему они научились, хотят узнать ещё больше.  

    Таким образом, ситуации успеха способствуют открытию перед обучающимисяперспективы их роста, помогают добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.

    Список используемой литературы:

    1. Ким Е. Н. Философия независимой жизни. − М., 2002 .
    2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. − М.,2002.
    3. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А. Р., Кучма В. Р., Степанова М. И. и др. – М.: Пробел-2000, 2010.
    4. Тестовый контроль  знаний  учащихся  по  биологии. Пособие  для   учителя. М., «Просвещение» 2003г.

    Список   интернет –ресурсов:

    1.Газета «Биология» - http://bio.1september.ru

    2.Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru

    3.Изучаем  биологию – http://Iearnbiology.narod.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты

    В доступной форме изложен материал по индивидуальным средствам защиты органов дыхания, кожи и медицинским СЗ....

    Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы

    Практическая работа: "Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы"...

    Угадаешь? Знаешь? Тест Microsoft Excel Электронное контролирующее средство для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет (контролирующее средство

    Данный тест является контролирующим средством для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет....

    АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.

    Дистанционное образование детей-инвалидов в России набирает всё большие обороты, так как позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность пер...

    Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

    Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

    Средства и мимика как невербальные средства общения

    Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...