Обучение лыжным ходам.
методическая разработка по физкультуре

Потешкина Наталья Николаевна

Обучение лыжным ходам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyzhnye_hody.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Обучение лыжным ходам.

В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.

Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.

Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.

Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.

Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.

Задачи:

  • Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные  ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
  • Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).
  • Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).
  • Развивать выносливость.

Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:

  • Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
  • Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.

Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.

Классификация лыжных ходов в школьной программе.

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Попеременные:

Одновременные:

Четырехшажный;

Бесшажный;

Двухшажный;

Одношажный:
– основной вариант;
– скоростной вариант;

 

Двухшажный.

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

(коньковые)

Попеременный

Одновременные:

двухшажный.

Двухшажный;

 

Одношажный;

 

Полуконьковый;

Последовательность обучения лыжным ходам:

Последовательность обучения лыжным ходам осуществляют, как правило, по следующей схеме:

  • упражнения на месте без лыж (в разминке);
  • упражнения на лыжах на месте;
  •  упражнения при передвижении на лыжах на учебной лыжне.
  • Упражнения при передвижении на лыжах по пересеченной местности.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД

Имитация без лыж:

  • Стойка лыжника;
  • Пружинистое покачивание ног;
  • Имитация попеременной работы рук в одноопорном скольжении;
  • Имитация работы рук в стойке лыжника;
  • Из стойки лыжника перейти в одноопорное скольжение;
  • Упражнение «маятник»;
  • Упражнение «самокат» (учить отталкиванию с подседанием);
  • Имитация на месте хода в целом;
  • Шаговая имитация;
  • Шаговая имитация с палками за середину;
  • Прыжковая имитация.

Имитация на снегу:

  • Работа без палок (учить скользящему шагу);
  • Работа с палками за середину (палки горизонтально);
  • Имитация хода держа палки ниже рукоятки;
  • Упражнение «самокат»;
  • Использование хода с палками на различном рельефе.

ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД

Учить слитной работе рук и ног. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и свободного скольжения:

  • Имитация хода на месте;
  • Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет наклона туловища.

ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД

(скоростной вариант)

Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага (выполняется на два счета):

  • Выполнение под счет без палок;
  • Выполнение под счет с палками;
  • Выполнение слитно без палок;
  • Выполнение слитно с палками;
  • Использование на пологом подъёме.

(основной вариант)

Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:

  • Имитация на три счета;
  • Маятникообразный вынос палок;
  • Слитное выполнение;
  • Использование на различном рельефе.

ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.

Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и двух скользящих шагов. Применяется на равнине.

  • Имитация хода с остановкой в граничных позах;
  • Выполнение хода на три счета;
  • Имитация хода слитно;
  • Использование на различном рельефе.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД

(на лыжах)

  • Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
  • Перенос центра тяжести;
  • То же с отведением носка;
  • На повороте: влево – переступание левой ногой, правая  – скользящим  упором; вправо – переступание правой ногой, левая – скользящим упором;
  • По восьмерке.