Главные вкладки

    Обучение лыжным ходам.
    методическая разработка по физкультуре

    Потешкина Наталья Николаевна

    Обучение лыжным ходам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lyzhnye_hody.docx18.05 КБ

    Предварительный просмотр:

                                          Обучение лыжным ходам.

    В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.

    Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.

    Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.

    Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.

    Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.

    Задачи:

    • Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные  ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
    • Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).
    • Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).
    • Развивать выносливость.

    Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:

    • Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
    • Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.

    Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.
    Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.

    Классификация лыжных ходов в школьной программе.

    КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    Попеременные:

    Одновременные:

    Четырехшажный;

    Бесшажный;

    Двухшажный;

    Одношажный:
    – основной вариант;
    – скоростной вариант;

     

    Двухшажный.

    СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

    (коньковые)

    Попеременный

    Одновременные:

    двухшажный.

    Двухшажный;

     

    Одношажный;

     

    Полуконьковый;

    Последовательность обучения лыжным ходам:

    Последовательность обучения лыжным ходам осуществляют, как правило, по следующей схеме:

    • упражнения на месте без лыж (в разминке);
    • упражнения на лыжах на месте;
    •  упражнения при передвижении на лыжах на учебной лыжне.
    • Упражнения при передвижении на лыжах по пересеченной местности.

    ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД

    Имитация без лыж:

    • Стойка лыжника;
    • Пружинистое покачивание ног;
    • Имитация попеременной работы рук в одноопорном скольжении;
    • Имитация работы рук в стойке лыжника;
    • Из стойки лыжника перейти в одноопорное скольжение;
    • Упражнение «маятник»;
    • Упражнение «самокат» (учить отталкиванию с подседанием);
    • Имитация на месте хода в целом;
    • Шаговая имитация;
    • Шаговая имитация с палками за середину;
    • Прыжковая имитация.

    Имитация на снегу:

    • Работа без палок (учить скользящему шагу);
    • Работа с палками за середину (палки горизонтально);
    • Имитация хода держа палки ниже рукоятки;
    • Упражнение «самокат»;
    • Использование хода с палками на различном рельефе.

    ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД

    Учить слитной работе рук и ног. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и свободного скольжения:

    • Имитация хода на месте;
    • Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет наклона туловища.

    ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД

    (скоростной вариант)

    Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага (выполняется на два счета):

    • Выполнение под счет без палок;
    • Выполнение под счет с палками;
    • Выполнение слитно без палок;
    • Выполнение слитно с палками;
    • Использование на пологом подъёме.

    (основной вариант)

    Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:

    • Имитация на три счета;
    • Маятникообразный вынос палок;
    • Слитное выполнение;
    • Использование на различном рельефе.

    ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.

    Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и двух скользящих шагов. Применяется на равнине.

    • Имитация хода с остановкой в граничных позах;
    • Выполнение хода на три счета;
    • Имитация хода слитно;
    • Использование на различном рельефе.

    ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД

    (на лыжах)

    • Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
    • Перенос центра тяжести;
    • То же с отведением носка;
    • На повороте: влево – переступание левой ногой, правая  – скользящим  упором; вправо – переступание правой ногой, левая – скользящим упором;
    • По восьмерке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка "Содержание и методика обучения лыжным ходам"

    данная разработка "Содержание и методика обучения лыжным ходам"   может быть использована при подготовке к занятиям   начинающими педагогами физической культуры...

    Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов"

    Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов" для учащихся 5 класса....

    Урок по лыжной подготовке "Обучение коньковому ходу"

    Урок разработан для учащихся 7 класса. Данная работа может применятся учителями физической культуры, а также тренерами-преподавателями при обучении коньковому ходу....

    Методика обучения лыжным ходам

    Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний – вот основные задачи...

    Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в школе

    Данная работа отражает систему обучения лыжными ходами в средней школе, основанную на предварительной базовой подготовке (школа лыжника)....

    Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"

    Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....

    ОУД.06 Физическая культура . ЛПЗ№1 Раздел. Лыжная подготовка. Обучение технике классических лыжных ходов.

    Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей,  является лыжная подготовка...