Примерный план обучения. Шахматы.
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Казакова Наталья Николаевна

Очень примерный план обучения шахматам школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_plan_obucheniya_shahmatam_dlya_shkolnikov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план обучения шахматам для школьников

 

 

 Знакомство

 Урок первый- Знакомство.

Шахматная игра

(1 занятие)

 Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках.

111

 Шахматная доска

(2 занятия)

 Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

Шахматная доска — продолжение

(3 занятия)

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма)

 Шахматная нотация- азы

(3 занятия)

Буквы, цифры, поля, клетки, которые они обозначают. Не путать английские буквы и латинские. Практика- рисовать доску и вокруг неё- буквы и цифры. Закрасить чёрные и белые поля. Адреса и цвет клеток. А2, D5  H8  G3 и так далее. повторять постоянно, лучше дома с родителями.  Находить на доске, показывать рукой.

 Шахматные фигуры

(3 занятия)

Познакомить детей с шахматными фигурами. Каждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Рисовать одну под другой, к каждой добавляя значёк фигуры, её обозначение в шахматной нотации. Далее читать соответствующий пост.

 Шахматные фигуры (продолжение)

(3 занятия)

 Ценность шахматных фигур, сколько будет в пешках. два коня против ладьи, что сильнее, ферзь против двух ладей, слон против ладьи. Дети должны научится понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка, взятие на проходе и т.д.)

  Шахматные фигуры — Король

(2 занятия)

 Всё про шахматного короля

  Шахматные фигуры — Ферзь

(2 занятия)

 Всё про шахматного ферзя

 

  Шахматные фигуры — Пешка

(3 занятия)

 Маленькая слабая фигура, но сколько возможностей таит в себе.

Взятие на проходе, пешечный забор , дыры в заборе, изолированные пешки, превращение пешки, ходы и взятие, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть?

  Шахматные фигуры — Ладья

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- ладью

  Шахматные фигуры — Слон

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- слона

  Шахматные фигуры — Конь

(3 занятия)

 Всё про шахматную фигуру- коня

Кто как ходит и бьёт

(3 занятия)

Кто как ходит и бьёт  (по вертикалям, горизонталям, диагоналям и буквой Г)  Учебная игра- «ЗМЕЙКА» Два вида- простая и сложная Змейка.

Шахматные фигуры — как ходят и бьют

(1 занятие)

Для отстающих и плохо воспринимающих.

Советы по установке приложений с зелёными полями.

Расстановка фигур в начале партии

(2 занятия)

Начало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д.

Дебют- начало партии

(4 занятия)

Каким фигурами нужно ходить, какими не рекомендуется, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются.

Стратегия и тактика в шахматах.

КОМБИНАЦИИ

(7 — 10 занятий)

Что такое стратегия и тактика в игре, что такое комбинации зачем они нужны и какие бывают.

В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения  по два- три, включая и решение предложенных задач. Двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, перекрытие и другие.

Лечение от зевков

(5 занятий)

Сложные позиции, проработка и постепенное запоминание.

Стратегия и тактика в шахматах.

Позиционная игра.

(4 — 7 занятий)

Что такое стратегия и тактика в игре, что такое позиционная игра.

Оценка позиции, факторы оценки, что делать дальше, как строить планы на игру, на какую-то её часть, как совмещать позиционную игру с небольшими уколами, наскоками, то есть с комбинациями.

Концентрация внимания, улучшение кратковременной и долговременной памяти

(4 — 5 занятий)

Упражнения на концентрацию.

Чрезвычайно важно для детей.

Реально делает их умными.

 

Начало изучения шахмат.  Дети ПОСЛЕ первого года обучения в итоге должны владеть и представлять себе примерно (не обязательно) следующие шахматные вещи.

1. Шахматная доска, Клетки чёрные и белые, нотация, вертикали горизонтали диагонали, ходы фигур, начальное расположение, как начинать игру, чем можно ходить в дебюте чем нельзя, на что обращать внимание в начале игры, комбинации, зачем они нужны, как их готовить, как ловить противника, ставить ему ловушки.

2. Мат ферзем. Объяснение самых простых методов постановки мата ферзем и королем против короля.
3. Мат ладьей. Объяснение постановки мата ладьей и королем против короля.
4. Элементарный эндшпиль. Король и пешка против короля. Элементарные позиции с королем, ладьей и пешкой против ладьи и короля. Закрепить материал и периодически проверять знания этих окончаний. Можно, как и простейшие маты, тренировать на время.
5. Мат ферзем на время. Этот прием должен быть доведен до автоматизма, поскольку на данном этапе развития шахматисты применяют такой основной метод игры на выигрыш: съедают все фигуры противника и ставят мат оставшимися у них фигурами. Поэтому мат ферзем (или ладьей) встречается очень часто, и важно, чтобы дети могли ставить его без ошибок, в том числе и при недостатке времени.
6. Мат ладьей на время. Аналогично пункт}5 — необходимо довести мат ладьей до автоматизма.
7. Мат в один ход. Мат в два хода (простейшие)

В конце года проводятся контрольные, тесты, мини-турниры на понимание основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

Актуальность заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие методики не рассчитаны на современные нормативы работы с детьми 7-8 лет  и не содержат новейшей информации. Ша...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Современные концепции обучения шахматам

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание, решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и ...

Мотивация выбора обучения шахматам

Занятия  шахматами оказывают влияние на личностное и психологическое становление детей разных возрастов, поэтому очень важна мотивация выбора данным видом спортивной игры...